Конспект урока Милосердие и сострадание


« Милосердие и сострадание»
Провел: учитель начальной школы Внуковская Елена Викторовна,
Воспитатель ГПД Качанова Марина Валерьевна,
Санкт-Петербург, Центральный район, гимназия 171.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Ознакомление учеников с понятиями «милосердие» и «сострадание».

Планируемые результаты:
Предметные: осознание ценности понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»;
Метапредметные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия : милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.
Приемы: путешествие, беседа, рассказ, диалог
В ходе урока учащиеся узнают:
Чем милосердие отличается от дружбы
Кого называют ближним
Как должены относиться к людям
Ход урока
1.Организационный момент
Вводное слово учителя.
2.Чтение притчи учителем для определения темы урока
-Кто знает, что такое притча? (короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение)
Словарная работа
Притча - рассказ с нравоучением.
Самаряне - жители одной местности в Палестине.
Заповедь- правило жизни.
Жить достойно - жить по заповедям Христа.
Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи.
-Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока, давайте послушаем Притчу о добром самарянине
( Просмотр мультфильма “Притча о добром самарянине”.)
- В учебнике по чтению найдите высказывание:
-Как называют самарянина?
-Прочитайте (милосердным)
-Какими словами мы можем охарактеризовать отношение самарянина к человеку, которого избили разбойники?
-Как выдумаете, о чем пойдет речь на уроке?
3. Определение темы и целей урока
«МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»
Эпиграфом к уроку будут слова:
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире. (Зигфрид Ленц)
-Что означает слово «милосердие»?
-Что значит быть милосердным.
4. Работа в тетрадях:
Задание № 1
Разбор слова милосердие по составу
Милосердие - способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.
- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого) Приставка «со-» означает причастность к чему-либо, присоединение, общее участие
Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.
-Кто такой ближний? ( это тот, кто нуждается в твоей помощи; это тот, кто не оставит тебя в беде).
5. Работа со словарями
Исследовательская работа в группах
Работа со статьями из различных толковых словарей (У каждой группы определение слова “милосердие”).
Посмотрим, как в словарях русского языка определяется слово «милосердие».
Словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова

Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. (В.Даль) Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие. (С.Ожегов)
Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых).
Современный толковый словарь (Дмитриев)
Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
- Как понимаете слова?
- Что общего?
Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.
-Мы рассмотрели как трактуют слово милосердие словари.
-Что лежит в основе милосердия? (любовь)
-К теме милосердия обращались писатели и поэты. (Зигфрид Ленц, Валентин Катаев в сказке «Цветик – семицветик»)
6. Работа в тетрадях
Задание № 2: «Цветик - семицветик»

-Вспомните эпизод, где девочка Женя проявила милосердие?
-Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.
-Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели!
ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
-Хорошо ли поступила девочка Женя?
- Что можно сказать о девочке? (Добрая, щедрая)
- Почему вы решили, что девочка Женя добрая? (Она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити).
-Подберите вместо слова добрая другое слово. (Милосердная).
- Какими качествами обладала девочка?
6. Обратимся к истории.
Рассказ учителя о сестрах милосердия
В марте 1844 года в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны была основана первая в России
Свято-Троицкая община сестер милосердия.
Согласно уставу ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, нарушивших закон, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями.

В 1850 году была организована Одесская богадельня сердобольных сестер. Община ставила главной целью уход за больными женщинами и обучение желающих осуществлять уход за ними, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи.
Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны (вдовы младшего брата императора Николая1 Великого князя Михаила). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненным на поле боя. Санитарные службы воюющих стран не успевали оказывать помощь раненым, которые были обречены на страшные страдания. Тогда на помощь пришли женщины, сестры милосердия. От этой общины берет свое начало Российское Общество Красного Креста, которое было создано в 1879 году.

8.Сестры милосердия
Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?
Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?
Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи. Например, Екатерина Михайловна Бакунина в молодости была «кисейной барышней», любила наряды, танцы, балы. А когда началась крымская война решила отправиться на фронт, что было очень нелегко. Для того чтобы испытать себя, она ежедневно посещала самую «гнусную» из московских больниц. Её жизненный девиз звучал так «С именем Бога — все для людей!»
А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять свой долг пока у нее были еще силы.
Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
9.Чтение стихотворения
(Отрывок из стихотворения костромского поэта «Матушка Великая Княгиня» отца Андрея Логвинова).
Разве не сестра императрицы?
Как же это – без обиняков
Деньги все – на нищих и больницы,
Силы – на больных и стариков?
Были ведь богаты в самом деле.
Что же не в шелках, не в соболях?..
Руки от работы огрубели,
Ночи напролет в госпиталях.
Где же ваши слуги и кареты?
Отчего не в злате-серебре?
...Но не все бездомные согреты,
И толпа голодных на дворе…
Итак, дело милосердия – ухаживать за больными.
- Можно ли научиться милосердию?
-Профессии милосердия
-Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
-Человек и сам может научиться милосердию, если будет  совершать дела милосердия.
-Какие еще есть дела милосердия?
10. Работа в тетрадях
Задание № 3
Запишите примеры милосердия.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________
5)_____________________________
(Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).
- Что такое МИЛОСТЫНЯ?
Милостыня - помощь другому человеку из жалости к нему.
11. Дело милосердия – милостыня
Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.

Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу, другая же подавала . Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться...
Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.
(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
- Что же такое милостыня? (Милостыня – это… помощь другому человеку из жалости к нему)
- Почему надо подавать милостыню? (Подавая милостыню, человек…приумножает добро в мире. Подающий милостыню, делает добро себе… его душа становится светлее)ФИЗМИНУТКА.
Упражнение «Ресурсный круг».
Все встают у своих местах
Продолжи фразу:
«Чтобы о тебе сказали, что ты добрый человек, я должен…… (Дети говорят по одной фразе).
12. Работа в тетрадях
Задание № 4
Представьте, что душа человека - это дерево добродетелей. Решите, что вы оставите на этом дереве.
Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.
ЧЕСТНОСТЬ ДОБРОТА
ЛЕНЬ ПОСЛУШАНИЕ
ТЕРПЕНИЕ ЛЖИВОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ УПРЯМСТВО
ТРУСОСТЬ ЖАДНОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ СОВЕСТЬ
Повторите, что же у нас растет на дереве добродетелей?
13. Работа над пословицей.
Задание №5
Выполните задание и вы узнаете, как говорили в старину о тех, кто подает милостыню, и о тех, кто ее принимает.
- Собери слова так, чтобы получилась пословица.
Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается.
(Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться...)- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.
- Доброе сердце о чужой беде болит.
- Человек милосердный благотворит душе своей.
- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
- Милосердие никогда не пропадет зря.
14. Работа в парах
Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
15. “Знаменательные дни милосердия и сострадания” 
На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:
9 мая – День Победы.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей.
9 июня – Международный день друзей.
1 октября - День пожилых людей.
16 ноября – День толерантности.
3 декабря - Международный День инвалидов.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.
- Неужели о доброте, чуткости, милосердии, сострадании и сопереживании, необходимо вспоминать только в эти дни?
16. Рефлексия
Солнце дел милосердия
- Перед вами солнце. Давайте сделаем так, чтобы оно согрело своими лучами тех, кто нуждается. Напишите на лучиках, какие дела милосердия вы можете сделать уже сегодня!
- Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел можно сделать! Будем стараться делать добро, быть милосердными и сострадательными.
17. Итог урока
-Найдите в учебнике по ОРКСЭ вывод по теме. Прочитайте его.
-Что нового ты узнал сегодня на уроке?
-Чему ты сегодня научился?
-Что решил взять для себя?
-С каким настроением ты уходишь с урока?
Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его изменить.
18.Вывод:
- Научиться любить ближних.
- Учиться прощать врагов.
- Ребята, мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас добрыми людьми.
Ученик читает стихотворение
Не для себя деревья плодоносят,И реки чистых вод своих не пьют,Не просят хлеба для себя колосья,Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,Но каждый знает, эту жизнь любя,Что чем щедрее отдаешь ты людям,Тем радостней живешь и для себя.
Л. Татьяничева.
19. Домашнее задание  – по выбору:
- Составьте кроссворд со словом “милосердие”.
- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.
- Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.
- Подберите пословицы о добре и милосердии.
- Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких