Конспект урока МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ


Разработка урока на тему «МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
4 класс
Учитель: Ряполова О.А.
Тема: «Милосердие и сострадание» (в структуре курса занятие проводится после изучения темы «Заповеди»)
Цель: формирование представлений о милосердии и сострадании как нравственных ценностей, составляющих основу человеческих отношений.
Педагогические задачи:
- раскрыть смысл понятий «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня» в христианской этике;
- познакомить с этимологией слова «милосердие»;
- создать условия для осознания христианское значения слова «ближний»;
- содействовать приобщению обучающихся к христианским добродетелям.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: осознавать ценность понятий: «милосердие», «сострадание», «милостыня», «ближний»;
- Метапредметные (критерии сформированности компонентов УУД):
познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные: определять цель деятельности на уроке; уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать полученную информацию, осознавать её на уровне интеллектуального осмысления;
коммуникативные: участвовать в коллективном  обсуждении; формулировать собственное мнение и аргументировать его, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, вести дискуссию.
- Личностные: уметь осуществлять нравственно-этическую ориентацию, выделять нравственный аспект поведения; проявлять самостоятельность и нести личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Оборудование:
у учителя:
- мультимедийное оборудование;
- электронная презентация для сопровождения урока;
- видеоролик: мультфильм «Притча о добром самарянине».
у учащихся:
- учебник «Православная культура» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». А. В. Кураев. 4 класс, стр.42 - 45;
- толковые словари В. И. Даля, С. И Ожегова, Д. Н. Ушакова;
- листочки с таблицей для установления соответствия между пословицами и заповедями;
- карточки-лепестки для «цветов милосердия»;
- карандаши, ручки.

Основные понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
Ход урока.
Организационный момент.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
- Давайте вспомним, о чём мы с вами беседовали на прошлом уроке?
- Что такое заповеди? (Правила, предписания, десять основных законов, которые были даны самим Богом Моисею.)
- Сколько заповедей Бог дал человеку?
2. Работа в парах.
- Сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки. Вы должны соотнести начало пословицы с её окончанием и определить, к какой заповеди её можно отнести.

Кто сам врёт, скоро своё потеряет. Почитай отца твоего и мать твою
Кто родителей почитает,
чем чужое брать. Не убивай
Лучше по миру собирать, лучше доброй драки
Не кради
Худой мир другим не верит.
Не лги
Кто чужого желает,
тот во веки не погибает. Не завидуй
3. Проверка выполнения задания.
4. Формулирование учащимися выводов.
- Для чего Бог дал людям заповеди? (Чтобы люди уважали друг друга, жили в согласии и мире.)
Подведение учащихся к формулированию темы урока.
- В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (заповедь на слайде). - Как вы думаете, каких людей называют милостивыми? Какое, по-вашему, сердце милостивого человека? (Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.)- Сегодня на уроке вы узнаете об одном из самых красивых и добрых слов на свете. Это слово говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Это слово звучит призывом в стихотворении Дмитрия Быковицкого.
- Прочитайте стихотворение и определите, к чему призывает автор (стихотворение на слайде), а затем сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
«Хоть немодным прослыть рискую,
К милосердию всех зову,
Чтоб сумели, смогли боль чужую
Вы прочувствовать, будто свою.»
- Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о милосердии. Именно милосердием как христианской добродетелью должны обладать люди, чтобы соблюдать божью заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Работа по теме.
1. Работа над понятиями «милосердие» и «сострадание».
- Произнесите слово «милосердие». Вслушайтесь в это слово. Как вы думаете, как оно могло возникнуть? Найдите корень в этом слове.
- В этом слове два корня – мил- и -серд- (Слайд – разбор этого слова по составу).
- Как вы думаете, что означает это слово? (милое сердце)
- А что значит милое сердце? (доброе, ласковое, нежное, любящее, заботливое…)
- Слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет. Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную.
Давайте посмотрим, как нам дают значение этого слова Толковые словари.
2. Исследовательская работа в группах со словарями.
1 группа. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро любому, милостливость, мягкосердость».
2 группа. В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведова: «Милосердие - готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
3 группа. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова: «Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».
- Ребята, что общего в объяснении значения этих слов? (готовность помочь, оказать помощь)
- Значит, милосердие – это бескорыстная помощь кому-нибудь в трудную минуту. (Слайд со значением этого слова.)
- Как вы думаете, а что такое сострадание? (выслушиваются мнения детей)
- Ребята, обратите внимание на это слово.
В слове сострадание приставка СО- и она обозначает совместное действие, т.е. сострадание – это страдать вместе, сопереживать человеку, когда у него горе.
Слайд, на котором написаны слова:
СО-СТРАДАНИЕСО-ЧУВСТВИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ) Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир милосердного человека.
Затем зачитывается из словаря значение этого слова сострадание (слайд со значением этого слова.)
3. Обобщение и проблемный вопрос.
-Итак, милосердие – это бескорыстная помощь в трудную минуту, сострадание – жалость к человеку, который в беде.
- К кому же мы должны проявлять милосердие? (слайд с вопросом)
4. Работа над понятием «ближний».
- Чтобы правильно ответить на этот важный вопрос, нам необходимо обратить своё внимание на самую главную заповедь. Однажды Иисуса Христа спросили, какая заповедь самая главная? Он ответил, что важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине. Самарянин, значит, чужой, приезжий.
5. Просмотр мультфильма «Притча о добром самарянине».
6. Поиск ответа на вопрос.
- Кто же такой ближний? (ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас.)
- Так кто же оказался по-настоящему ближним для избитого человека? (Его родные и близкие не увидели в нём своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нём своего ближнего.)- Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?
- Кого христиане называют своим ближним?
- Посмотрите, как учебник даёт ответ на этот вопрос (стр.43 второй абзац).
7. Физкультминутка.
8. Выводы.
- Иисус Христос учил, что даже если человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть  обо всем, и помочь тому, кто нуждается в твоей помощи!
V. Анализ стихотворения Ольги Май «Милосердие». - Послушайте стихотворение Ольги Май «Милосердие».
Маленький мальчик стоял у витриныИ по слогам объявленье читал.В нём сообщал продавец магазина,Что он забавных котят продавал.Мальчик несмело вошёл и с порогаСкромно спросил, сколько стоят они.Цену узнав, прошептал: «Это много...»,Ручки засунув в карманы свои,Он потихоньку извлёк всё, что было.Да, это мало, хоть долго копил.Детское сердце невольно заныло ...С горечью в голосе он попросил:«Дяденька, можно хотя бы глазочкомТолько на ваших котят посмотреть.Были бы деньги, купил бы я точно,Но накопить мне никак не успеть».И продавец не спеша открываетКрышку в огромной коробке, и вотВосемь котят из неё выбегают,Ну, а девятый за ними ползёт,Хочет успеть за друзьями своими,Но не угнаться за ними ему.А всё потому лишь, что ножки больные,Так он родился ... себе на беду.Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел,Даже сказать что-то был он не в силах,Лишь на хромого котёнка смотрел.Но через силу, с огромным волненьем,Еле, чуть слышно он вдруг проронил:«Были бы деньги, то я, без сомненья,Котёнка хромого у вас бы купил».А продавец, посмотрев с изумленьем,Грустно ответил, кивнув на него:«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,Родился таким, не излечишь его.Но, если ты хочешь, котёнка хромогоМожешь себе и без денег забрать.Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать».Мальчик ответил серьёзно и строго:«Деньги у мамы могу я занять,Я заплачу за котёнка хромого,Чем же он хуже здоровых котят?Стоит он так же, как стоят другие,Полную цену я вам заплачу,Будем с ним жить мы, как братья родные,Сильно котёнка купить я хочу!»Это сказав, он неловко нагнулсяИ под штанину зачем-то полез.Взглянув на него, продавец ужаснулся:Вместо ноги он увидел протез ...Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...Всё стало ясно теперь продавцу.Мальчика крепко обнять захотелось,Он протянул свои руки мальцу.«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?Чтоб остальные котята нашлиТоже заботливых и милосердных,Добрых хозяев, таких же, как ты!»
 
- О чем стихотворение?- Кто проявил милосердие? - Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему? - Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)- Чему учит нас это стихотворение?
(Слайд – коллаж, иллюстрирующий примеры милосердия)
- Посмотрите на слайд и скажите, какие милосердные дела может совершать человек.
- А какие милосердные дела вы совершали или могли бы совершить?
- Можно ли за помощь брать плату? Почему?
- Может ли человек научится милосердию? Как? (Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).VI. Работа над понятием милостыня.
1. Работа с учебником по группам.
- Одно из дел милосердия - милостыня. Как вы думаете, что такое милостыня? (предположения детей)
- Давайте посмотрим, как учебник даёт ответ на этот вопрос (стр.44-45 до последнего абзаца).
Вопросы группам (можно по рядам):
1 группа - Что Иисус Христос говорил о милостыне?
2 группа - Как святой Дорофей пояснил понятие милостыни?
3 группа - Как историк Ключевский описывает милостыню?
2. Ответы на поставленные вопросы.
- Что же такое милостыня? Что Иисус Христос говорил о милостыне?
(Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».)- А если у тебя нет денег, то можно просто помолиться за этого человека.
- Как святой Дорофей пояснил понятие милостыни? (Слайд) (Святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.)- Как историк Ключевский описывает милостыню? (Слайд) (Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню, как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться.)
3. Работа с пословицей.
- В старину говорили «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается» Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Слайд)
- На Руси издавна было принято творить «тихую милостыню». В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошечко, через которое нищим подавали милостыню. Или бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: «Смотри, на глаза людям не кажись. Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы».
VII. Обобщение изученного. Выводы.
- С какими добрыми словами вы познакомились сегодня на уроке? (милосердие, сострадание, милостыня) (слайд с этими словами)
- Какая основная мысль объединяет эти понятия?
- К кому мы должны проявлять милосердие и сострадание?
- Кого христиане называют своим ближним?
- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
VIII. Рефлексия.
На экране слайд со словами: аккуратный, злой, доброжелательный, внимательный, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, любящий, общительный, ласковый, весёлый, наглый, жадный, крикливый, заботливый, щедрый, бескорыстный, добрый. Работа в группах.
- Душа человека подобна саду. А красивым ли будет этот сад – зависит от самого человека и его поступков, сумеет ли он украсить свой сад благоухающими цветами или вырастит в нём грязные колючие сорняки. Подводя итог нашего урока, я предлагаю вам вырастить «цветы милосердия». Для этого на имеющихся у вас карточках-лепестках напишите по одному слову из слайда, характеризующему милосердного человека. Соберите в своей группе из лепестков цветок. Докажите, этот что цветок, изготовленный вашей группой, действительно является «цветком милосердия».
В завершении урока под тихую красивую музыку детям предлагается украсить доску «цветами милосердия».
IX. Домашнее задание.
Задание по выбору:
Подобрать о милосердии стихи, пословицы и поговорки.
Нарисовать рисунок «Спешите делать добро!»