Конспект урока по Основам православной культуры на тему Милосердие и сострадание
Урок № 12
Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Урок по теме: Милосердие и сострадание с.42-45
Тип урока: изучение нового материала
Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, учитель изобразительного искусства, ОРКиСЭ, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Косолаповская средняя общеобразовательная школа»
Цель: Ознакомление учеников с понятиями «милосердие» и «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию. Конкретизация полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: воспитать любовь к ближнему человеку; усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия : милосердие, ближний, милостыня, любите врагов своих.
Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.
Приемы: путешествие, беседа, рассказ, диалог
Оборудование к уроку: презентация к уроку, мультимедиапроектор, Учебник ОПК, коробочка в форме сердечка, путеводители, смайлики по два вида- 34 штуки, аудиозапись из приложения «Жизнь Иисуса Христа», магнитофон кассетный, компьютер, для сценки- Цветик-семицветик с голубым лепестком, костыли, скакалка., сердечки- эмблемы -20 штук, для задания Сад добродетелей- 12 табличек со словами.
ПЕРЕД УРОКОМ РАЗДАТЬ КАЖДОМУ: сердечки, путеводители, смайлики.
В ходе урока учащиеся узнают:
Чем милосердие отличается от дружбы
Кого называют ближним
Как христианин должен относиться к людям
Д О С К А О Ф О Р М Л Е Н А:
- Тема урока на листах цветными буквами
- Дерево с листочками для задания «Сад добродетелей»
- Для физкультминутки для глаз таблица «Цветик- семицветик»
- Для сценки по сказке: костыли, два стула, цветик с одним лепестком
- Коробочка для смайликов
- Магнитофон с кассетой.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Ребята, прозвенел звонок
Начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки
Вы готовы?
(Ответ детей хором: Все в порядке!)2. Работа над новым материалом.
Вступительная беседа.
Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в одно чудесное место на Земле, город Милосердия и сострадания. В этом городе много домов, зелени и живут самые разные люди. А для этого я вам раздам путеводители по городу, которые помогут нам быстро ориентироваться.
У вас на груди есть маленькое сердечко, которое поможет вам ответить на самые сложные вопросы, которые у вас возникнут.( На груди у детей заранее приколоть красные сердечки)
Сегодня в путешествии мы познакомимся с понятиями: милосердие, сострадание, узнаем как христиане должны относиться к людям
С нами отправятся наши гости. Возьмем их с собой? (Да)
Включить песню из сказки «Красная шапочка» «Если долго-долго, долго»
Слайд Зеленый город и музыка спокойная.
На доске тема урока « Путешествие в город Милосердия и сострадания».
Добро пожаловать в город Милосердия и сострадания!
Откроем тетради и запишем число и тему урока.
П У Т Е Ш Е С Т В И Е НАЧАЛОСЬ:
1.- Ребята, и мы с вами сделаем первую остановку на станции СЛОВАРНАЯРабота над понятием Милосердие и сострадание.
- Ребята, как вы понимаете слово МИЛОСЕРДИЕ? ( Ответ: Милое сердце)- Одно из самых красивых слов на свете- МИЛОСЕРДИЕ. У каждого из вас есть маленькое доброе сердце- милосердие.
Милосердие- способность миловать, любить, жалеть всем сердцем.
- Как вы понимаете слово СОСТРАДАНИЕ? (Ответ: переживать за другого)
Сострадание- способность переживать боль другого человека, как собственную.
Милосердие – это способность миловать, любить и жалеть всем сердцем
ь
миловать, любить и жалеть всем сердцем
миловать, любить и жалеть всем сердцем
миловать, любить и жалеть всем сердцем
Сострадание – это способность
переживать боль другого человека,
как собственную
Вывод: В основе милосердия лежит Любовь.
2. Первая встреча в городе. (Сценка по сказке В. Катаева «Цветик - семицветик». Участники Решетникова Даша и Зыков Павел). Ребята, а кто это там на скамеечке сидят? (Дети)
Давайте познакомимся с ними. ( СЦЕНКА «Цветик- семицветик» у доски.)
Девочка: Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: Витя. А тебя как?
Девочка: Женя, давай играть в салки?
Мальчик: Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
Девочка: Как жалко. Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
Мальчик:Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь это на всю жизнь.
Девочка: Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный Цветик-семицветик.-Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Девочка: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели!
ВЕЛИ, ЧТОБЫ ВИТЯ БЫЛ ЗДОРОВ!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
(Для сценки скакалку, костыль и цветик с 1 голубым лепестком.)
Беседа по сценке.
-Хорошо ли поступила девочка Женя? (да)
- Что можно сказать о девочке? (добрая, щедрая)
- Почему вы решили, что девочка Женя добрая?( она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити).
-Подберите вместо слова добрая другое слово. ( милосердная).
3. Встреча с добрым самарянином. С. 42-43
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином.
Прочитаем Притчу о добром самарянине с. 42-43
С. 42 (со слов однажды … и до конца страницы )
В тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения. Познакомимся с ними, а поможет нам в этом наш путеводитель. (Дети читают слова и их значение в путеводителе)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Притча- рассказ с нравоучением.
Самаряне- жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек.
Заповедь- правило жизни.
Жить достойно- жить по заповедям Христа.
Возмездие- отплата за преступление, зло.
Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи
Покаялся- признал свою вину.
Падший- нравственно разложившийся.
Душа- внутренний мир человека, его сознание.
Прощение- простить кого-либо
Читаем вслух притчу. ( Читает Зыков Павел)
Физминутку «Цветик- семицветик».
Мы устали. Давайте встанем и выполним физкультминутку для глаз. Следим за мной.
БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ:
Понравился вам самарянин? (да)
Чем он вам понравился? ( он добрый, помог ближнему )
Что означает притча? (Нужно помогать ближнему, независимо от цвета кожи).
Назовите главную заповедь Христа. ( Люби ближнего, как самого себя)
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
Ребята, найдите в тексте ответы на вопросы:
Кто такой ближний? (Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи)
А если человек виноват перед тобой, нужно ли человеку помогать в трудную минуту? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи)
Зачитайте в тексте принцип по которому нельзя поступать ( Как ты ко мне, так и я к тебе). С.43
Как будут жить люди на Земле, если будут придерживаться этого принципа. (начнутся войны, ссоры и горе).
Что стоит выше ПРОЩЕНИЕ или ВОЗМЕЗДИЕ?( прощение стоит выше, чем возмездие).
4. Встреча с Иисусом Христом (релаксация).
- Ребята, вы уже устали. Положите голову на парты. Закройте глаза. Мы с вами мысленно встретимся с Иисусом Христом. Послушаем его главную заповедь.
Звучит аудиозапись на кассете из набора «Жизнь Иисуса Христа» кассета №1, занятие № 3 ( со слов «… но вам слушащие говорю….. до слов … так и вы поступайте с ними…»)
… Но вам слушащие говорю- любите врагов ваших. Благотворите ненавидящих вас. Благославляйте проклинающих вас. И молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую. И отнимающему у вас верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя – давай. И от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
БЕСЕДА ПО ПРОСЛУШАННОМУ.
Назовите главный призыв Иисуса Христа? (Любите врагов ваших).
К чему еще призывал Христос? (Всякому просящему у тебя – давай)
Ребята, эту заповедь легко выполнить? (нет)
Запишем этот призыв Иисуса Христа в тетрадь.
5. Встреча с русским историком Ключевским Василием Осиповичем.
Ребята, милосердие бывает в деле .Какие примеры милосердия в деле вы можете назвать? (Ухаживать за больными, ухаживать за младшими, бескорыстно предлагать свою помощь другим, милостыня).
Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя –давай».
Что можно давать? (деньги, одежду и т.д., давать милостыню)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
- Что такое МИЛОСТЫНЯ ?МИЛОСТЫНЯ- помощь другому человеку из жалости к нему.
Великий историк Василий Ключевской описывал милость, как встречу двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», а другая подает « во имя Христово».
6. Встреча с настоятелем храма Святителя Николая Милютиным Александром Егоровичем.
Ребята, послушайте, что он нам расскажет о Святой Ульяне Муромской. (рассказ батюшки)
В конце 16 века в дворянской семье в городе Муроме жила святая Ульяна. Еще будучи девочкой, она шила из лоскутков одежду и раздавала ее нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она по-прежнему помогала нищим. Пришли голодные времена на Русь. Ульяна тайком уносила из дома еду и раздавала голодным. Когда в доме не осталось ни одного кусочка хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Нищие, которым она его раздавала говорили, что вкуснее хлеба не ели никогда.
Ребята, понравилась вам Святая Ульяна? (Да).
Хотелось ли вам иметь рядом таких людей как Ульяна? (Да)
7. Сад Добродетелей. Активное занятие «Сад добродетелей».( На доске )
Ребята, в городе Милосердия мы встретились с разными людьми. Вы многое узнали о милосердии
- Остановимся в чудесном Саду Добродетелей
Ребята, а сейчас поработайте в парах.
ЗАДАНИЕ. Представьте, что душа человека- это дерево добродетелей, на котором рядом с прекрасными зелеными листочками соседствуют и желтые, плохие. Решите, что вы оставите на этом дереве добродетелей.
Отметьте знаком плюс «+» то, что вы оставите на дереве.
(в путеводителях у вас есть это задание. Выполните его.)ЧЕСТНОСТЬ ДОБРОТА
ЛЕНЬ ПОСЛУШАНИЕ
ТЕРПЕНИЕ ЛЖИВОСТЬ
МИЛОСЕРДИЕ УПРЯМСТВО
ТРУСОСТЬ ЖАДНОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ СОВЕСТЬ
Что же у нас растет на дереве добродетелей? ( проверим на доске)
(Один ученик выбирает из готовых листочков нужные и помещает их на дереве.)
Ответ: Честность, терпение, милосердие, трудолюбие, доброта, послушание, совесть
8. Прощальная.
Ребята, мы с вами покидаем город Милосердия и сострадания.
Чтобы стать милосердным что нужно делать?
Научиться любить ближних
Учиться прощать врагов
Подавать милостыню нуждающимся-Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни все эти лучшие качества: милосердие, любовь к ближнему, честность, которые сделают вас Добрыми людьми.
- ПОЖЕЛАНИЯ ВАМ ( Малинкина Надя читает стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
9. Упражнение «Ресурсный круг.» Все встают на своих местах
Продолжи фразу «чтобы о тебе сказали, что ты добрый человек, я должен…… (все говорят по одной фразе).
10. Итог путешествия ( Сигналим смайликами, которые ложим в коробочку).
Вот мы и вернулись из нашего путешествия. Мы очень устали.
Сегодня все ребята были активными. Молодцы!
У вас на партах лежит по два смайлика.
Если вам понравилось путешествие, вы выбираете смайлика с улыбкой и положите в эту коробочку.
Если вам не понравилось наше путешествие, выберите смайлика с грустным лицом.
11. Домашнее задание.
Познакомьте родителей с нашим путеводителем и выполните вместе с ними задание
Задание: Мы уверены, что вокруг тебя есть немало добрых людей. Расскажи об одном из них вместе с родителями.
Спасибо вам за урок. Берегите себя и своих близких!