Конспект урока по ОРКСЭ Милосердие и сострадание(4 класс)
Конспект урока № 12
Милосердие и сострадание
Цель: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, сострадания, заботы о слабых.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний».
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам.
Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Планируемые результаты урока
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями народов России.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, взаимопомощь, сострадание, любовь к врагам, милостыня.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы, сигнальные карточки.
Дидактическое обеспечение: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; индивидуальные листы; репродукция гравюры Г. Доре «Моисей с заповедями», фотографии детей и родителей, фотография памятника «Дорогие мои старики», фотографии горы Синай и др.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.
Прослушивание песни «Вера» (стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
А. Дементьев
- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)
- Что захотелось сделать?
– Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. (У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный)). По мере выполнения заданий на уроке вы будете показывать сигнальные карточки, фиксируя изменение вашего настроения на каждом этапе урока.
- Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. - Что их объединяет? (Приставка со-)
Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Актуализация знаний- О чём мы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях данных Богом пророку Моисею на горе Синай)
– В одной из заповедей говорится: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.Подберите однокоренные слова к слову «милостивый». (Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»))
– Назовите те слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова милосердие, милость, милостыня, сострадание. (Технология «Ассоциативный ряд»)
– Повторить понятия, которые будут для нас сегодня важны, поможет игра «Твой номер».
Учитель составляет на доске пронумерованный список понятий:
1. Добро.
2. Зло.
3. Духовность.
4. Бездуховность.
5. Нравственность.
6. Безнравственность.
Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу. Остальные в это время показывают своё отношение к ответу сигнальными карточками.
– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?
– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?
Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев HYPERLINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5&url=http%3A%2F%2Fwww.school2100.ru%2Fpedagogam%2Flessons%2Ffile.php%3Ffile%3D12990&fmode=envelope&lr=57&l10n=ru&mime=doc&sign=74b8938dcaa595329a0c6122614845c4&keyno=0" \l "YANDEX_8" и оценок.
Попробуйте сформулировать тему урока. Ребята, тема нашего урока «Милосердие и сострадание». А зачем нам это знать?– И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.
3. Выявление места и причины затруднения
Технология ЗХУ:– Начертите таблицу из трёх столбиков: знаю, хочу узнать, узнал.– Запишите ваши ответы в первый столбик таблицы «знаю».– Подумайте и скажите, что вы хотите еще узнать о милосердии и сострадании? Запишите ваши ответы во второй столбик таблицы «хочу узнать».– По ходу работы на уроке вы заполните третий столбик таблицы «узнал».
Коллективная работа над понятиями темы (исследовательская работа со словарём): милосердие, забота, взаимопомощь, страдание, сострадание. Задание: найти и прочитать толкование данных слов в толковом словаре С.И. Ожегова.
– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?
- Что объединяет эти понятия?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Просмотр притчи «О добре и сострадании» . Обсуждение (фронтальная работа)
-Что имел в виду мальчик?
- Как вы к нему относитесь?
Исследовательская работа с текстом учебника
Исследовательское чтение текста с. 42-43(Притча о добром Самярянине)(Технология «Инсерт»): Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
радуют вас, потому что вы согласны со сказанным +
печалят вас, потому что так поступать тяжело -
очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить !? и отметить их соответствующими значками. (Индивидуальная работа)
Далее выслушиваются разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.
Распределение заданий в группах (задания на карточках)
1 группа.– Найти в тексте ответы на вопросы:– Какой вопрос был задан Христу?– Как ответил Христос?– Кто шёл по дороге, куда и откуда?– Что с ним произошло?– Кто шёл по той же дороге?– Что сделал каждый из них?– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?(текст в учебнике на с.42-43)
2 группа.– Как Христос учил относиться к врагам?– Священник изменил мнение о заключённых?– Почему?– Может ли человек научиться быть милосердным?– Что для этого нужно? (текст дан на с. 44)3 группа.Закончи предложение.Одно из дел милосердия – …Милостыня – это встреча …В конце XVI в. в Муроме жила …Она помогала всей округе тем …Ульяна стала просить себе …На самом деле святая тайком …Хлеб святая стала печь из … (текст дан на 44–45 с.)
4 группа:
Дети, заранее подготовившие сообщения о сёстрах милосердия
5. Реализация построенного проекта
Групповая работа с текстом учебника на с. 42-44
Работа с 1 и 2 группой, осуществление защиты «продукта»
Коллективное обсуждение (фронтальная работа)
Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе»? В чем можно почувствовать порочность этого принципа? *Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость».
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с текстом учебника на с. 44-45.
Работа с 3 группой
Учащиеся отвечают на вопросы (фронтальная работа):
- А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие, истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?
- Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?
- Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?
- С милосердием связано еще одно понятие — «милостыня».
- Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие?
- Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение.
Выступление детей с заранее подготовленными сообщениями о сёстрах милосердия (4 группа)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель организует работу в творческих группах: инсценирование детьми предложенных ситуаций с заданием для проверки: - Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость.
- Придумайте ролевые игры: а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание; б) преступник, осужденный по закону; в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.
8. Включение в систему знаний и повторение
Работа с разделом урока «Вопросы и задания»
- Прочитай отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
- Как ты думаешь, в каком значении А.С. Пушкин употребил слово «падший» (упавший, побежденный, согрешивший)? Объясни выражения грехопадение, впасть в грех?
Можно ли за милосердную помощь брать плату?
Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Создайте собственное определение: «Ближний для меня – это…
– Сегодня мы разбирали такие понятия как: милосердие, сострадание, милость, милостыня.– Какие мысли и чувства вы испытали во время урока?– Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание, милость, милостыня.9. Рефлексия учебной деятельности
Практическое упражнение «Цветик-семицветик» (Лепестки нарисованы на бумаге и лежат на партах)
-Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброго. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к сердцевине нашего цветка.
(Дети работают и прикрепляют лепестки к сердцевине, изображенной на рисунке на доске).
- Богатый урожай получился.
- Какое чувство возникает у вас, когда вам делают что – то доброе?
- Вот и подходит наш урок к концу. Проанализируйте свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
Меня удивило…
Мне запомнилось…
Я считаю, что…
– Покажите карточку, оценив самостоятельно свою работу на уроке,– своё настроение.
Задание на дом (на выбор):
Подобрать пословицы о добре и милосердии.
Составить синквейн со словами: сострадание, милосердие или ближний.
Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари ее одинокому человеку.