Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Письмо и развитие речи 6 класс для детей с лёгкой умственной отсталостью
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Марий Эл «Русскошойская школа – интернат»
Утверждаю
Директор __________ /А.Г.Деревянных/
«__»_________________2016г.
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Письмо и развитие речи»
для 6-б класса (F 70) на 2016-2017 учебный год.
Составила: А.Р.ЯсоваРассмотрено Согласовано:
на МО учителей Заместитель директора по УВР
протокол №__ __________/И.А.Деревянных/
от «__»____________2016 г. «__»____________2016г.
Руководитель МО
____________/А.Р.Ясова/
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл .: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 . – Сб.1. – 224 с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
1. Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 272с.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью:
развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития речи:
расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Общая характеристика курса
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное; имя прилагательное», «Предложение».
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом « и». Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и , с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения
К I группе относятся Иванов Виталий, Окунев Максим, Созонов Артемий, Лебедев Антон.
Они наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. Они достаточно легко овладевает звуко-буквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами могут найти и исправить. На доступном им развитию уровне овладевают устной и письменной речью.
Ко II группе относятся Большаков Антон, Желонкин Вадим, Иванова Наташа, Капитонова Аня, Марьина Маша, Роженцова Женя.
Они также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом обучающиеся снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.На уроках письма и развития речи они допускают больше ошибок в письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Эти обучающиеся овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся Михайлов Егор.
Он с трудом усваивает программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания им того, что им сообщается. Для него характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Ему трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Ему трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Его отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у Егора значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающийся в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
Трудности обучения письму и развитию речи у него проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Обучающийся медленно овладевае тзвуко - буквенным анализом, навыками грамотного письма. Он может заучить правила правописания, но применяе т их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у него затруднено. Его отличает неумение построить фразу.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Базовый уровень (I-II группа)
Обучающиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Обучающиеся должны знать:
- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Минимальный уровень (III группа)
Обучающиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Обучающиеся должны знать:
- алфавит.
Количество часов в неделю: 4
Количество часов по программе:130
Из них контрольных диктантов: 8
Словарь.
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, коммунист, конфета, космонавт, мавзолей, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (52 слова).Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Сб.1. – 224с.
Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 272с.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003.
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. ЕфименковаКоррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Учебно – тематическое планирование
№ Тема раздела четверти Итого:
1 2 3 4 1 Повторение:
Предложение 4ч. 4ч.
2 Звуки и буквы 6ч. 6ч.
3 Состав слова 18ч. 18ч.
4 Части речи:
Имя существительное
Имя прилагательное 2ч.
25ч. 33ч. 6ч. 2ч.
25ч.
39ч.
5 Предложение 11ч. 11ч.
6 Повторение 7ч. 7ч.
7 Изложение 1ч. 3ч. 1ч. 1ч. 6ч.
8 Сочинение 1ч. 1ч. 2ч. 4ч.
11 Контрольный диктант 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 8ч.
Итого:
32ч. 32ч. 37ч. 29ч. 130ч.
Календарно – тематическое планирование
№
п/пТема урока Учебный материал Кол-во часов Дата Словарь Коррекционная работа
I четверть (32ч)
Повторение 1 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Упр.1-2, с.3-5 1 Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире черезраспространение предложений.
2 Распространённые и нераспространённые предложения. Упр.3-10, с.5-9 1 хозяин 3 Однородные члены предложения. Упр.11-13, с.9-10 1 фанера 4 Знаки препинания в предложении с однородными членами. Упр.14-18, с.11-13 1 Звуки и буквы 1 Алфавит. Звуки гласные и согласные. Упр.19-20, с.14-16 1 Совершенствование орфографической зоркости.
2 Ударные и безударные гласные. Твёрдые и мягкие согласные. Упр.21-23,с.16-17 1 телеграмма
коммунист
антенна
перрон Развитие слухового внимания.
3 Правописание звонких и глухих согласных. Упр.24-30, с.17-20 1 Деление текста на части.
4 Сочинение «Снегурочка». Упр.31, с.21-22 1 Развитие письменной речи.
5 Закрепление изученного материала по теме «Предложение» Упр.32-34, с.22-23 1 Предложения по схемам.
6 Закрепление изученного материала по теме «Звуки и буквы» с.24 1 7 Контрольный диктант № 1по теме «Звуки и буквы». 1 Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
8 Работа над ошибками. 1 Состав слова 1 Корень и однокоренные слова. Упр.35-40, с.25-28 1 Деформированные предложения.
2 Приставка. Образование слов при помощи приставки. Упр.41-43, с.29-30 1 Развитие фонематического слуха.
3 Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. Упр.44-49, с.30-33 1 мужчина
женщина Связь слов в предложении.
4 Окончание. Упр.50-52, с.34-35 1 Деформированный текст.
5 Закрепление изученного материала по теме «Состав слова» Упр. 53-56, с.36-39 1
1 семена Родственные слова.
6 Правописание безударных гласных в корне слова. Упр.57-63, с.40-43 1 Подбор родственных слов.
7 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Упр.64-69, с.43-45 1 сейчас
теперь Однокоренные слова.
8 Непроизносимые согласные в корне слова. Упр.70-73, с.46-47 1 Развитие связной речи.
9 Закрепление изученного материала по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» 47-52 1
Подбор слов по схемам.
10 Приставка и предлог. Упр.80-84, 86, с.52-56 1
1 середина Развитие памяти и внимания.
11 Изложение «Догадливый хомяк». Упр.85, с.55-56 1 Развитие письменной речи.
12 Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок. Упр.87-92, 57-59 1 Деформированный текст.
13 Правописание приставок.
Упр.93-99, с.59-63
Упр.100-104, с.64-65 1
1 договор
выкройка Развитие памяти и внимания.
14 Деловое письмо. Объявление. Упр.108, с.67 1 Развитие письменной речи.
15 Закрепление изученного материала по теме «Правописание приставок и предлогов» Упр.109-114, с.68-72 1 16 Контрольный диктант № 2 по теме «Состав слова».
1 Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
17 Работа над ошибками. 1 IIчетверть (32ч) Части речи 1 Части речи. Упр.115-117, с.73-76 1 богатство
добыча Схемы слов.
2 Упражнения в определении частей речи. Упр.118-119, с.75-76 1 Имя существительное 1 Род, число, падеж имен существительных. Упр.120-124, с.77-79 1 Ответы на вопросы.
2 Имена собственные. Упр.125-127, с.80-81 1 Образование родственных слов.
3 Мужской и женский род существительных с шипящей на конце. Упр.128-130, с. 81-83 1 Предложения по картинке.
4 Склонение имен существительных в единственном числе. Упр.131-139, с.83-87 1
1 смородина
Работа с деформированным текстом.
5 Окончания существительных 1-го склонения в Р.,Д., П. падежах. Упр.140, с.88-89 1 Составление предложений.
6 Окончания существительных 2-го склонения в Т., П. падежах. Упр.141, с.88-89 1 Развитие мышления.
7 Окончания существительных 3-го склонения в Р.,Д., П. падежах. Упр.143-145, с.91-93 1 медаль
солдат Составление словосочетаний.
8 Изложение «Красивая лиственница». Упр.152, с.94 1 Ответы на вопросы.
9 Закрепление изученного материала по теме «Склонение имён существительных в единственном числе»
с. 92-97 1
1 Развитие орфографической зоркости.
10 Контрольный диктант № 3 по теме «Склонение имён существительных в единственном числе». 1 Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
11 Работа над ошибками. 1 12 Склонение имен существительных во множественном числе. Упр.154-160, с.97-100 1
1 директор
инженер Развитие наглядно-образного мышления.
13 Дательный падеж существительных множественного числа. Упр.161-163, с.100-101 1 Составление словосочетаний.
14 Творительный падеж существительных множественного числа. Упр.164-167, с.101-103 1 Развитие словесно-логического мышления.
15 Предложный падеж существительных множественного числа. Упр.168-170, с.104-105 1 Деформированные предложения.
16 Родительный падеж существительных множественного числа. Упр.171-173, с.105-106 1 Составление словосочетаний.
17 Правописание существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце в Р.п. множественного числа. Упр.174-181, с.107-110 1
1 Развитие орфографической зоркости.
18 Изложение «Мороз». Упр.192, с.116-117 1 Развитие письменной речи.
19 Деловое письмо. Заметка в стенгазету. Упр.182, с.110-111 1 Подписи к иллюстрациям.
20 Существительные только единственного и только множественного числа. Упр.183-187, с.111-114 1
1 кефир
сметана печенье
шоколад Составление словосочетаний.
21 Изложение по картине «Школа в Московской Руси». Упр.193, с.117-118 1 Развитие письменной речи.
22 Закрепление изученного материала по теме «Склонение имен существительных». с.114-118 1
1 депутат
председатель Развитие орфографической зоркости.
23 Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное» 122 1 Проверка знаний учащихся.
Отработка недочетов и пробелов в знаниях
24 Работа над ошибками 1 III четверть (37ч) Имя прилагательное 1 Имя прилагательное как часть речи. Упр.194-196, с.120-121 1 командир
рапорт Развитие слухового восприятия.
2 Связь имён существительных с прилагательными. Упр.197-201, с.122-125 1 3 Изменение имен прилагательных по родам. Упр.202-204, с.125-127 1
1 океан Деформированные предложения.
4 Окончания имен прилагательных в мужском роде. Упр.205-207, с.127-129 1 Развитие мышления.
5 Сочинение «Как изменилась природа зимой». Упр.208, с.129 1 Развитие зрительной памяти.
6 Окончания имен прилагательных в женском роде. Упр.209-211, с.130-131 1 Изменение слов по образцу.
7 Окончания имен прилагательных в среднем роде. Упр.212-215, с.131-133 1 шоссе Развитие слуховой памяти.
8 Родовые окончания прилагательных. Упр.216-218, с.133-134 1 Дополнение предложений.
9 Изменение имен прилагательных по числам. Упр.220-230, с.135-136,
с.137-139,
с.139-141
1
1
сосед Подбор прилагательных.
10 Закрепление изученного материала по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам» 142-146 1
Изменение слов по образцу.
11 Контрольный диктант № 5 по теме «Изменение имен прилагательных по родам и числам». 1 Проверка знаний учащихся.
12 Работа над ошибками. 1 Отработка недочетов и пробелов в знаниях
13 Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Упр.238-240, с.146-148 1 Подбор прилагательных.
14 Согласование прилагательных с существительными. Упр.241-244, с.148-150 1 15 Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Упр.245-248, с.150-152 1 мавзолей
трибуна Распространение предложений.
16 Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Упр.249-253, с.153-155 1 прекрасный Выделение словосочетаний.
17 Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. после шипящих. Упр.254-257, с.156-157 1 18 Изложение по плану «Дятел». Упр.258, с.157 1 Составление словосочетаний и предложений.
19 Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Упр. 259-261, с.158-159 1 Подбор прилагательных.
20 Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. после шипящих. Упр.262-264, с.159-161 1 календарь Подбор прилагательных.
21 Деловое письмо. Поздравительная открытка. Упр.267,265, 266, с.161-162 1 22 Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Упр.268-276, с.163-167 1
1 интересный Изменение предложений по образцу.
23 Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Упр.277-279, с.168-170 1 апельсин
мандарин Составление словосочетаний.
24 Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в П.п. после шипящих. Упр.280-285, с.170-172 1 25 Деловое письмо. Заметка. Упр.296, с.177 1 агроном Подбор прилагательных.
26 Склонение имен прилагательных женского рода. Упр.298-300, с.179-180 1 Подбор синонимов.
27 Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Упр.301-311, с.180-186 1
1 оборона
гербарий Распространение предложений.
28 Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Упр.316-326, с.189-194 1
1 конфета Подбор прилагательных к существительным.
29 Закрепление изученного материала по теме «Склонение имён прилагательных в единственном числе». 194-197 1
1 сервиз Подбор прилагательных.
30 Контрольный диктант № 6 по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе». 1 Проверка знаний учащихся.
31 Работа над ошибками. 1 Отработка недочетов и пробелов в знаниях
IV четверть (29ч) 1 Склонение имен прилагательных во множественном числе. Упр.346-349, с.206-208 1 Составление словосочетаний.
2 Родительный и предложный падежи. Упр.350-353, с.208-210 1 Замена предложений, одним словом.
3 Дательный и творительный падежи. Упр.354-363, с.210-215 1
1 космонавт Составление предложений.
4 Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное» 215-225 1
1 Составление предложений по схеме.
Предложение 1 Однородные члены предложения. Упр.379-381, с.226-227 1 Составление предложений по схеме.
2 Однородные подлежащие и сказуемые. Упр.382-384, с.228-229 1 балкон Озаглавливание текста.
3 Знаки препинания между однородными членами.
Упр.385-390, с.230-232
234 1 экватор
Согласование прилагательных и существительных.
4 Однородные члены предложения с одиночным союзом и. Упр.391-393, с.232-233 1 материя
вытачка Согласование прилагательных и существительных.
5 Постановка знаков препинания между однородными членами. Упр.394-398, с.234-235 1 Согласование прилагательных и существительных.
6 Сочинение «Воробей». Упр.400, с.236 1 7 Сложное предложение. Упр.401-404, с.237-239 1 фонтан Ответы на вопросы.
8 Сложные предложения с союзами и, а, но. Упр.406-412, с.240-243 1 Составление предложений.
9 Изложение «Ярмарка» Упр.399, с.236 1 10 Обращение. Упр.414-421, с.245-249 1
1 пожалуйста Составление словосочетаний.
11 Закрепление изученного материала по теме «Предложение» 250-253 1
Подбор прилагательных.
12 Контрольный диктант № 7 по теме «Предложение» 1 Проверка знаний обучающихся.
13 Работа над ошибками 1 Отработка недочетов и пробелов в знаниях
Повторение 1 Корень и приставка. Упр.254-260 1 Составление предложений.
2 Склонение имён существительных. Упр.428-431, с.256-258 1 Раскрытие смысла заголовка.
3 Правописание безударных окончаний прилагательных. Упр.433-437, с.259-262 1 Распространение предложений подбором прилагательных.
4 Безударные гласные в приставке, в корне, в окончании. Упр.438441, с.262-264 1 Деление словосочетаний на группы.
5 Однородные члены предложения. Упр.443-445, с.264-266 1 Подстановка однородных членов предложения.
6 Сочинение «Заботливый папаша». Упр.449, с.268 1 Составление рассказа.
7 Сложные предложения. Упр.446-447, с.266-267 1 Составление сложных предложений.
8 Контрольный диктант № 8 за учебный год. 1 Проверка знаний обучающихся.
9 Работа над ошибками. 1 Отработка недочетов и пробелов в знаниях