Календарно-тематическое планирование и контрольно-измерительные материалы по предмету Письмо и развитие речи (7 класс) для обучающихся с легкой умственной отсталостью
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа №148»
(МКОУ С(К)Ш № 148 )
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
учителей_________
руководитель МО
_______/_________/
Протокол №___ от«___»________20____г. СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по УВР
________/___________/
«___»________20____г. Приложение № ___
к приказу от______20___
№___
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
______/_________/
Календарно – тематическое планирование
по письму и развитию речи
на 2015 – 2016 учебный год
Класс: 7А
Учитель: Ефименко Татьяна Викторовна
Количество часов
7А: всего - 136 часов, в неделю - 4 часа.
Плановых контрольных уроков: 7А – 8.
Планирование составлено на основе Адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ С(К)Ш № 148.
Новосибирск
2016
Календарно-тематическое планирование уроков письма и развития речи в 7А классе
1 четверть
(9 недель – 36 часов)
№
п/п Раздел, тема Кол-во часов Учеб
наянеделя Тип урока Цель урока Ожидаемые результаты
по содержанию и способу
работы на уроке Контроль-
ные задания
знать уметь Повторение 7 1 Предложение. Распространенные и нераспространенные предложения 1 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о простых предложениях, распространенных и нераспространенных что является основой предложения, какие предложения называются распространенными, какие - нераспространенными находить главные члены предложения, ставить вопросы от главных членов к второстепенным, доказывать, какое предложение: распространенное или нераспространенное 2 Простое предложение с однородными членами без союзов 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о предложениях с однородными членами, соединенными бессоюзной связью признаки однородности, какие члены предложения могут быть однородными;
словарные слова
сантиметр, километр выделять однородные члены интонацией перечисления 3 Однородные члены с одиночными союзами
И, А, НО 1 Комбиниро-
ванный
урок Закрепить знания детей о предложениях с однородными членами, соединенными союзами перед какими союзами ставится запятая, а перед какими – не ставится;
словарное слово мотор расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами 4 Сложное предложение без союзов и с союзом И1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о сложном предложении с бессоюзной связью правило о постановке знаков препинания в сложном предложении находить главные члены предложения, отличать простое предложение от сложного 5 Сложное предложение с союзами И, А, НО 1 2 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о сложном предложении с союзной связью правило о постановке знаков препинания в сложном предложении распространять части сложного предложения, расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзом 6 Деловое письмо. Телеграмма 1 Урок
изучения
нового материала Познакомить учащихся с деловой бумагой,
отрабатывать навык составления текста телеграммы назначение и особенности составления телеграммы
кратко передавать адресату нужные сведения, используя опорные слова 7 Рр: изложение с элементами описания предмета 1 Урок
развития
речи
Научить писать изложение с элементами описания предмета, опираясь на репродукцию картины орфографические и пунктуационные правила правописания
излагать текст письменно Состав слова 17 8-11
Части слова. Корень слова 1
Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о составе слова, корне словазнать, что в корне заключено лексическое значение слова; что такое однокоренные слова делать разбор слова по составу Приставка слова 1
3 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о приставке что такое приставка, ее место в слове;
словарные слова
делегат, документ выбрать нужную по смыслу приставку, разобрать слово по составу Суффикс слова 1
Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о суффиксе что такое суффикс, его место и роль в слове, значение некоторых суффиксов разбирать слово по составу,
правильно выделять суффиксы Окончание слова 1
Комбинированный
урок Повторить сведения об окончании что окончание – изменяемая часть слова, его роль разбирать слово по составу;
составлять предложения из разрозненных слов, изменяя окончания 12 Безударные гласные в корне слова1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить ранее изученное о правописании безударных гласных в корне слова правило правописания безударных гласных в корне проверять безударную гласную в корне слова13 Звонкие и глухие согласные в корне слова1 4 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о правописании сомнительных согласных в корне словаправило о проверке сомнительных согласных в корне слова;
словарное слово
насекомое проверять звонкие и глухие согласные в корне слова14
Непроизносимые согласные 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о непроизносимых согласных в корне словаправило о правописании непроизносимых согласных в корне словапроверять непроизносимую согласную в корне слова15 Гласные и согласные в приставках 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить правописание приставок, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения о единообразном написании приставок на гласную и согласную буквы;
словарные слова
государство, население правильно писать гласные и согласные на конце приставок 16 Разделительный Ъ после приставок 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить правописание Ъ после приставок на согласный правило правописания Ъ между приставкой и корнем объяснять, почему пишется в словах Ъ 17 Приставка и предлог 1 5 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о приставках и предлогах правило о правописании приставки и предлога;
сложные слова
лекарство, рецепт различать приставку и предлог, правильно выбирать написание 18-
19 Сложные слова с соединительными гласными О-Е1 Урок
изучения
нового
материала Дать представление о сложных словах и способах их образования,
Повторить понятие «корень слова», «твердые согласные», «мягкие согласные» определение сложные слова, способ образования сложных слов сложением двух корней с помощью соединительной гласной, правило правописания соединительных гласных в сложных словах выделять две основы слова, соединительную гласную, составлять слова по заданным схемам Правописание сложных слов с соединительными гласными О-Е 1 Урок
закрепления знаний Закрепить знания учащихся о сложных словах, способах их образования определение сложные слова, правило правописания соединительных гласных о-е в сложных словах;
словарные слова
беречь, стеречь выделять две основы слова,
правильно выбирать соединительную гласную, составлять слова по заданным схемам,
уметь объяснить
значение сложных слов 20 Рр: описание репродукции картины В.Г.Перова «Охотники на привале» (упр. 87) 1 Урок
развития
речи
Научить писать сочинение по картине, опираясь на план и используя предложенные словосочетания основные части описания картины составлять ответы на предложенные вопросы;
писать сочинение по картине, опираясь на план данные словосочетания 21 Р/р. Деловое письмо. Объяснительная записка 1 6 Урок
развития
речи
Продолжить знакомить учащихся с назначением и правильным составлением деловых бумаг, в частности объяснительной записки что такое объяснительная записка, правила ее составления написать объяснительную записку 22 Повторение и обобщение изученного по теме «Состав слова» 1 Повторительно-обобщающий урок Обобщить знания о составе слова части слова и их роль разбирать слова по составу, составлять слова их разрозненных частей слова 23 Контрольная работа по теме «Состав слова» 1 Урок
проверки
знаний и умений Проверить знания с целью их дальнейшей коррекции части слова, их роль применять полученные знания на практике Диктант
с грамма-
тическимзаданием
(См.Прило-жение)
24 Работа над ошибками.
Тренировочные упражнения. 1 Урок
коррекции
знаний и умений Корректировать знания учащихся о составе слова части слова, их роль применять полученные знания на практике Имя существительное 16 25 Имя существительное как часть речи. Значение имен существительных в речи 1 7 Комбиниро-
ванный
урок Дать основные представления об имени существительном, о его основном значении отличительные признаки имени существительного, его роль в предложении выделять в тексте имена существительные по вопросу 26 Основные грамматические категории – род, число, одушевленные/неодушевленные, собственные/нарица-тельные1 Комбиниро-
ванный
урок
Повторить основные грамматические категории имени существительного имена собственные и нарицательные, правописание собственных существительных,
3 рода существительных, число существительных правильно писать имена собственных, определять род и число существительных 27 Правописание существительных на шипящую мужского и женского рода 1 Комбинированный
урок Развивать навык правописания существительных мужского и женского рода на шипящую правописание Ь после шипящих правильно выбирать условия постановки Ь после шипящих 28 Склонение существительных в ед. числе. Существительные
1, 2, 3 склонения 1 Комбиниро-
ванный
урок
Обобщить знания о склонении существительных в единственном числе падежи, падежные вопросы, какие существительные относятся к 1,2, 3 склонению;
словарные слова
гастроном, универмаг, продавец определять падеж существительного, склонение существительных 29 Правописание падежных окончаний существительных
1-го склонения 1 8 Комбиниро-
ванный
урок Развивать навыки правописания падежных окончаний существительных 1-го склонения падежи по порядку, вопросы, окончания существительных
1-го склонения;
способ проверки окончаний с помощью слов стена, земля определять падеж существительного,
правильно писать падежные окончания существительных, способ проверки 30 Правописание падежных окончаний существительных
2-го склонения 1 Комбиниро-
ванный
урок Формировать навык правописания падежных окончаний существительных 2-го склонения падежи по порядку, вопросы, окончания существительных
2-го склонения; способ проверки окончаний с помощью слов стол, конь;
словарные слова
стадион, тренер, бассейн, тренировать определять падеж существительного,
правильно писать падежные окончания существительных, способ проверки 31 Упражнения на закрепление 1 Комбиниро-
ванный
урок Закрепить изученное о склонении существительных падежи, падежные вопросы, способы проверки падежных окончаний определять падеж, правильно писать падежные окончания существительных
1-го и 2-го склонения, используя проверочные слова 32 Контрольный диктант
за 1 четверть 1 Урок
проверки
знаний и умений Проверить знания учащихся с целью их дальнейшей коррекции правила правописания падежных окончаний существительных применять полученные знания на практике Диктант с граммати-ческим заданием
(См.Прило-жение)
33 Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление 1 9 Урок
коррекции
знаний и умений Корректировать знания учащихся по теме
«Имя существительное» падежи, падежные вопросы, способы проверки падежных окончаний применять полученные знания на практике 34 Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения 1 Комбиниро-
ванный
урок Отрабатывать навык правописания падежных окончаний существительных
3-го склонения падежи, падежные вопросы, окончания существительных 3-го склонения, способ проверки окончаний с помощью слова степь;
словарное слово
независимость определять падеж слова и выбирать окончание
35 Рр: изложение повествовательного текста («Сказки Андерсена») 1 Урок
развития
речи Научить писать изложение повествовательного текста абзацное членение текста,
словарные словатокарь, слесарь составлять план, отбирать опорные слова для каждого пункта плана 36 Склонение существительных во множественном числе 1 Комбиниро-
ванный
урок Отработать навык склонения существительных во множественном числе по падежам падежи, вопросы падежные, окончания;
словарные слова
аппарат, тротуар определять падеж слова и выбирать окончание II четверть
(7 недель – 28 часов)
1
2 Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе 1 10 Комбиниро-
ванный
урок Отработать навык правописания падежных окончаний существительных во множественном числе падежи, вопросы падежные, окончания;
словарное слово масштаб определять падеж слова и выбирать окончание Правописание безударных окончаний существительных во множественном числе 1 Комбиниро-
ванный
урок Закрепить навык правописания падежных окончаний существительных во множественном числе падежи, вопросы падежные, окончания определять падеж слова и выбирать окончание 3 Правописание существительных на шипящую в Р.п. множественного числа 1 Комбиниро-
ванный
урок Отработать навык правописания падежных окончаний существительных во множественном числе в родительном падеже правописание существительных во множественном числе с шипящей на конце слова;
словарное слово
масштаб определять по форме существительного необходимость написания ь 4 Деловое письмо: заявление (упр. 134) 1 Урок
развития
речи Познакомить учащихся с назначением и правилами написания заявления основные части заявления написать заявление по данному шаблону Имя прилагательное 17 5 Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже 1
11 Комбиниро-
ванный
урок
Дать понятие о согласовании прилагательных с существительными основные способы определения рода, числа и падежа прилагательных;
словарное слово
электричество по вопросу и с помощью опоры определять род, число и падеж прилагательного 6 Склонение прилагательных мужского и среднего рода 1 Комбиниро-
ванный
урок
Повторить склонение прилагательных мужского и среднего рода основные способы определения рода прилагательных по вопросам и с помощью опоры определять падеж 7
8
9 Безударныепадежные окончаний прилагательных мужского и среднего рода 1
Комбиниро-
ванный
урок
Научить определять безударные падежные окончания прилагательных основные способы определения окончаний прилагательных;
словарное слово
почерк по вопросу и с помощью опоры определять окончания прилагательных Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода 1 Комбиниро-
ванный
урок
Отрабатывать навык определения безударных личных окончаний имен прилагательных основные способы определения окончаний прилагательных;
словарное слово процент по вопросу и с помощью опоры определять окончания прилагательных Способы проверки безударных окончаний прилагательных мужского и среднего рода 1 12 Комбиниро-
ванный
урок
Отрабатывать навык определения безударных личных окончаний имен прилагательных основные способы определения окончаний прилагательных основные способы определения окончаний прилагательных 10 Рр: рассказ по данному началу 1 Урок
развития
речи Учить писать рассказ по данному началу и по плану основные части текста подбирать опорные слова к пунктам плана 11 Склонение имен прилагательных женского рода 1 Комбиниро-
ванный
урок
Отработать навык изменения прилагательных женского рода по падежам падежные окончания прилагательных женского рода;
словарные слова
платформа, республика определять падеж прилагательных, задавая вопрос от существительных 12
13 Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода 1
Комбиниро-
ванный
урок
Продолжить отрабатывать навык правильного написания падежных окончаний прилагательных женского рода падежные окончания прилагательных женского рода определять окончания прилагательных, задавая вопрос от существительных Способы проверки безударных падежных окончаний прилагательных женского рода 1 13 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить навыки правописания падежных окончаний прилагательных женского рода падежные окончания прилагательных женского рода определять падеж слова и выбирать окончание 14 Рр: письменное изложение текста по опорным словам (упр.167) 1 Урок
развития
речи Учить пересказывать текст по опорным словам что такое
нераспространен-
ное предложение, абзацное членение
текст записывать текст
нераспространен-
ными предложениями;
распространять текст прилагательными,
подбирать заголовок к тексту 15
16 Склонение прилагательных во множественном числе 1 Комбиниро-
ванный
урок
Отрабатывать навык изменения прилагательных множественного числа по падежам падежные окончания прилагательных множественного числа определять падеж слова и выбирать окончание прилагательных Безударные падежные окончания прилагательных во множественном числе 1 Комбиниро-
ванный
урок
Продолжить отрабатывать навык изменения прилагательных множественного числа по падежам
падежные окончания прилагательных множественного числа;
словарное слово спектакль определять падеж слова и выбирать окончание прилагательных 17 Способы проверки безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе 1
14 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить навык правописания падежных окончаний прилагательных множественного числа падежные окончания прилагательных множественного числа;
словарные слова антракт, гардероб определять падеж слова и выбирать окончание прилагательных 18 Повторение по теме «Имя прилагательное» 1 Повторительно-
обобщающий
урок Обобщить знания по теме «Имя прилагательное» падежные окончания прилагательных применять изученные правила на практике 19 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» 1 Урок
проверки
знаний и умений Проверить знания с целью их дальнейшей коррекции правила правописания прилагательных применять изученные правила на практике Диктант
с граммати-
ческим заданием
(См. Прило-жение)
20 Рр: сочинение на тему «Каков мастер, такова и работа» (упр.182) 1 Урок
развития
речи Учить писать сочинение по пословице правила согласования прилагательных с существительными подбирать прилагательные к описанию работы мастеров, изображенных на рисунках;
составлять текст к поговорке, используя текст для образца 21 Р/р. Деловое письмо: заметка в стенгазету («Мой любимый день») 1 15 Урок
развития
речи Познакомить жанром заметка, учить писать заметку в стенгазету о своем любимом дне основные части заметки составлятьзаметку о своем любимом дне
Местоимение 18 22 Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Роль в предложении 1 Урок
изучения
нового материала Дать понятие о местоимениях, об их значении и роли в предложении основные признаки местоимений находить местоимения в тексте, заменять местоимения существительными 23 Личные местоимения
1, 2, 3 лица 1 Комбиниро-
ванный урок
Познакомить с местоимениями 1, 2, 3 лица личные местоимения
1, 2,3 лица находить личные местоимения в тексте 24 Личные местоимения единственного и множественного числа 1 Комбиниро-
ванный урок
Закрепить понятие «личные местоимения» единственного и множественного числа личные местоимения единственного и множественного числа;
словарное слово мороженое определять лицо и число местоимений 25
27 Склонение личных местоимений 1 лица 1 16 Урок
изучения
нового материала Отрабатывать навык склонения местоимений 1-го лица падежи, вопросы, склонение местоимений 1го лица;
словарное слово паспорт определять падеж местоимений, склонять местоимения 1-ого лица Правописание личных местоимений 1 лица единственного числа 1 Комбиниро-
ванный
урок
Продолжить отрабатывать навык склонения местоимений 1-го лица по падежам падежи, вопросы, склонение местоимений
1лицаед.ч,
правило правописания местоимений с предлогами определять падеж местоимений 1лицаед.ч.,
изменять их по падежам;
правильно писать местоимения 1 лица ед.ч. с предлогами; находить местоимения 1 лица мн. ч. в тексте Правописание местоимений 1 лица множественного числа 1 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить навык склонения и навык правописания личных окончаний местоимений 1-го лица падежи, вопросы, склонение местоимений
1-го лица мн.ч.; правило правописания местоимений с предлогами определять падеж местоимений 1 лица
ед.ч.,
изменять их по падежам;
правильно писать местоимения 1 лица с предлогами;
находить местоимения 1 лица мн. ч. в тексте
28 Контрольная работа за четверть 1 Урок
проверки
знаний и
умений Проверить знания учащихся с целью их дальнейшей коррекции изученный материал о местоимении применять полученные знания на практике Диктант
с граммати-
ческим заданием
(См. Прило-жение)
3 четверть
(10 недель – 40 часов)
№
п/п Раздел, тема Кол-во
ча-
сов Учеб-ная не-дел Тип урока Цель урока Ожидаемые результаты
по содержанию и способу
работы на уроке Контроль-
ные задания
знать уметь 1-3 Склонение личных местоимений 2 лица 1 17 Урок
изучения
нового материала Отрабатывать навык склонения местоимений
2-го лица падежи, вопросы, склонение местоимений 2-го лица
определять падеж местоимений, склонять местоимения 2-го лица Правописание личных местоимений 2 лица единственного числа в разных падежах (с предлогами и без них) 1 Комбиниро-
ванный
урок
Продолжить отрабатывать навык склонения местоимений
2-го лица падежи, вопросы, склонение местоимений 2 лицаед.ч., правописание их с предлогами
определять падеж местоимений
2 лица ед. ч.,
изменять их по падежам;
правильно писать местоимения
2 лица ед. ч. с предлогами Правописание личных местоимений 2-го лица множественного числа в разных падежах (с предлогами и без них) 1 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить навык склонения и навык правописания личных окончаний местоимений
2-го лица падежи, вопросы, склонение местоимений
2-го лица, правописание их с предлогами
определять падеж местоимений 2 лицаед.ч.,
изменять их по падежам;
правильно писать местоимения
2 лица мн.ч. с предлогами 4
5
6 Личные местоимения
3 лица. Изменение личных местоимений
3 лица по родам
1 Урок
изучения
нового материала Отработать навык склонения и закрепить навык правописания личных местоимений
3 лица падежные вопросы;
изменение личных местоимений
3 лица по родам;
словарное слово
кабинет
ставить вопрос к местоимениям
3 лица, определять их падеж, склонять местоимения
3 лица,
Склонение и правописание личных местоимений 3 лица
он, оно 1 18 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить навык склонения и навык правописания личных окончаний местоимений
3 лица падежи, вопросы, склонение местоимений
3 лица;
словарное слово
бригада заменять существительные местоимениями, ставить вопросы к ним; правильно писать местоимения он, оно Склонение и правописание личных местоимений 3 лица
она, они. Правописание местоимений 3 лица с предлогами и без них 1 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить навык склонения и навык правописания личных окончаний местоимений
3 лица правописание местоимений 3 лица с предлогом;
словарное слово
температура заменять существительные местоимениями, ставить вопросы к ним;
правильно писать местоимения
3 лица с предлогами 7 Рр: Типы текстов: повествование, описание 1 Урок
развития
речи Дать понятие типов текстов: повествование, описание признаки повествования и описания отличать повествование от описания 8 Повторение по теме «Местоимение» 1 Повторительно-обобщающий урок Закрепить знания по теме «Местоимение»
правила правописания местоимений применять полученные знания на практике 9 Контрольная работа по теме «Местоимение» 1 19 Урок
проверки
знаний и
умений Проверить знания с целью дальнейшей их коррекции
правила правописания местоимений применять полученные знания на практике Диктант
с граммати-
ческим заданием
(См.Прило-жение)
10 Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление 1 Урок
коррекции
знаний и умений Корректировать знания учащихся по теме «Местоимение»
правила правописания местоимений; применять полученные знания на практике 11 Рр: работа с деформированным текстом (упр. 231) 1 Урок
развития
речи Учить составлять из отдельных предложений рассказ от имени солдат что такое рассказ от 1-го лица из отдельных предложений составлять связный текст
от имени молодого солдата Глагол 27 12 Понятие о глаголе 1 Комбиниро-
ванный
урок
Повторить сведения о глаголе как части речи
отличительные признаки глагола находить глаголы в тексте 13 Значение глагола в речи. Роль в предложении 1 20 Комбиниро-
ванный
урок
Познакомить со значением глагола и его ролью в предложении роль глагола в предложении подбирать глаголы для описания действий 14 Изменение глаголов по временам. Глаголы настоящего времени 1 Урок
изучения
нового материала Сообщить сведения о временных формах глаголов, познакомить с глаголами настоящего времени вопросы глаголов настоящего времени, их значение находить в тексте глаголы настоящего времени, ставить вопросы к ним 15 Глаголы прошедшего времени 1 Комбиниро-
ванный
урок
Познакомить с глаголами прошедшего времени, их значением вопросы глаголов прошедшего времени, их значение;
словарное слово
патриот находить в тексте глаголы прошедшего времени, ставить к ним вопрос 16 Глаголы будущего времени 1 Комбиниро-
ванный
урок
Познакомить с глаголами будущего времени, их значением
вопросы глаголов настоящего времени, их значение;
словарное слово
литература находить в тексте глаголы будущего времени, ставить к ним вопрос 17 Упражнения на закрепление 1 21 Урок закрепления
знаний Закрепить знания о временах глаголов
вопросы глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени различать глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени 18
19 Изменение глаголов по числам. Глаголы единственного числа 1 Урок
изучения
нового материала Познакомить с глаголами единственного и множественного числа, их значением
вопросы глаголов единственного и множественного числа различать глаголы единственного и множественного числа Изменение глаголов по числам. Глаголы множественного числа 1 Урок закрепления
знаний Закрепить знания учащихся о глаголах единственного и множественного числа вопросы глаголов единственного и множественного числа;
словарное слово
экзамен вопросы глаголов единственного и множественного числа 20
21 Изменение глаголов прошедшего времени по родам 1 Урок
изучения
нового материала Познакомить с изменением глаголов по числам и родам в единственном числе знать вопросы глаголов прошедшего времени мужского, женского и среднего рода;
словарное слово
велосипедист определять род, число глаголов прошедшего времени Изменение глаголов прошедшего времени по числам 1 22 Комбиниро-
ванный
урок
Отработать навык определения числа и рода глаголов вопросы глаголов мужского, женского и среднего рода в единственном числе;
словарные слова
хирург, мастер различать мужской, женский и средний род глаголов 22 Упражнения на закрепление 1 Урок закрепления
знаний Закрепить изученные знания о глаголе
правила определения рода, числа глагола применять изученное на практике 23
24 Правописание НЕ с глаголами 1 Урок
изучения
нового материала Познакомить с правописанием НЕ
с глаголами
НЕ – частица, правило правописания частицы НЕ с глаголами правильно писать НЕ с глаголами Раздельное написание НЕ с глаголами 1 Комбиниро-
ванный
урок
Закрепить знания о правописании НЕ с глаголами
правило правописания частицы НЕ с глаголами правильно писать НЕ с глаголами 25 Срезовая работа по изученному материалу 1 23 Урок
проверки
знаний и
умений Проверить знания учащихся с целью их дальнейшей коррекции правила правописания глаголов применять полученные знания на практике Срезоваяработа
26 Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам 1 Урок
изучения
нового материала Дать понятие об изменении глаголов настоящего и будущего времени по лицам по лицам изменяются глаголы только настоящего и будущего времени изменять глаголы по лицам и числам 27 Глаголы 1-го лица 1 Комбиниро-
ванный
урок
Дать понятие о глаголах 1-го лица вопросы глаголов
1-го лица единственного и множественного лица определять лицо глагола путем подстановки к глаголу местоимений 1, 2, 3 лица;
находить глаголы 1-го лица в тексте 28 Глаголы 2-го лица 1 Комбиниро-
ванный
урок
Дать понятие о глаголах 2-го лица
вопросы глаголов
2-го лица единственного и множественного лица определять лицо глагола путем подстановки к глаголу местоимений 1, 2, 3 лица;
находить глаголы 2-го лица в тексте 29 Глаголы 3-го лица 1 24 Комбиниро-
ванный
урок
Дать понятие о глаголах 3-го лица
вопросы глаголов
3-го лица единственного и множественного лица;
словарные слова материк, планета определять лицо глагола путем подстановки к глаголу местоимений 1, 2, 3 лица;
находить глаголы 3-го лица в тексте 30 Рр: письменный пересказ текста (упр. 283) 1 Урок
развития
речи Развивать письменную речь учащихся какое предложение называется нераспространенным записывать текст нераспространенными предложениями, делать пересказ текста, распространяя предложения, в устной и письменной форме 31 Возвратный суффикс
–ся- (-сь) 1 Урок
изучения
нового материала Познакомить учащихся с возвратными глаголами
у возвратных глаголов есть суффикс –ся (-сь) образовывать возвратный глагол 32 Правописание личных окончаний глаголов
во 2-ом лице единственного числа 1 Урок
изучения
нового материала Познакомить с правописанием личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа правило правописания личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа объяснять правописания личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа 33
34 Обобщающее повторение по теме «Глагол». Правописание личных окончаний глаголов 1,2 лица единственного и множественного числа 1 25 Повторительно-обобщающий урок Повторить изученный материал правила правописания глаголов делать правильный выбор в написании орфограмм в глаголах Обобщающее повторение по теме «Глагол». Правописание личных окончаний глаголов 3-го лица ед. и мн. числа 1 Повторительно-обобщающий урок Повторить изученный материал правила правописания глаголов делать правильный выбор в написании орфограмм в глаголах 35 Контрольная работа по теме «Глагол» 1 Урок
проверки
знаний и
умений Проверить знания учащихся с целью их дальнейшей коррекции правила правописания глаголов применять полученные знания на практике Диктант
с граммати-
ческим заданием
(См.Прило-жение)
36 Анализ контрольной работы 1 Урок
коррекции
знаний и умений Корректировать знания учащихся
правила правописания глаголов применять полученные знания на практике 37 Рр Изложение по плану и опорным словам (упр. 309) 1 26 Урок
развития
речи Развивать умение писать изложение по опорным словам и плану что такое абзацное членение текста составлять план главной части текста, подбирать глаголы к каждому пункту плана;
излагать содержание текста письменно;
исправлять недочеты, сверив написанное с текстом 38 Рр. Письмо-поздравление
(упр. 312) 1 Урок
развития
речи Познакомить учащихся с письмом-поздравлением чем отличается письмо-поздравление от обычного письма
писать письмо-поздравление
Предложение 21
39 Основные признаки предложения 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить изученные сведения о предложении отличительные признаки предложения выделять главные члены предложения 40 Простое и сложное предложения 1 Комбиниро-
ванный
урок Повторить сведения о сложных предложениях чем отличается простое предложение от сложногоотличать простое предложение от сложного4 четверть
(8 недель – 32 часа)
№
п/п Раздел, тема урока Кол-во
ча-совУчеб-наяне-деляТип урока Цель урока Ожидаемые результаты по содержанию и способу работы на уроке Контроль-
ные задания
знать уметь Предложение (продолжение) 1 Простое предложение с однородными членами 1 27 Комбини-рованныйурок Повторить сведения об однородных членах предложения признаки однородности;
словарное слово
чемодан находить в предложении однородные члены 2 Запятая при однородных членах без союзов 1 Комбини-
рованныйурок Повторить сведения о постановке знаков препинания при однородных членах без союзов правило постановки знаков препинания при однородных членах;
словарное слово чемодан ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами 3 Запятая при однородных членах с одиночными союзами И, А, НО 1 Комбиниро-
ванный
урок Закрепить знания о знаках препинания при однородных членах с одиночными союзами перед какими союзами ставится запятая, а перед какими- не ставится составлять предложения с однородными членами с союзами и без союзов 4
5 Однородные члены с повторяющимся союзом И1 Урок
изучения
нового материала Познакомить с правилом постановки знаков препинания при однородных членах с повторяющимся союзом Иправило постановки запятой расставлять запятые между однородными членами с повторяющимся союзом Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом И1 28
Комбини-
рованныйурок Закрепить правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения с повторяющимся союзом правило постановки запятой расставлять запятые между однородными членами с повторяющимся союзом 6 Тренировочные упражнения 1 Урок закрепления
знаний
Обобщить знания об однородных членах предложения правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения объяснять правила постановки знаков препинания 7 Рр: пересказ текста (упр. 333)
1 Урок
развития
речи Учить писать изложение текста, опираясь на записанные однородные члены что такое однородные члены предложения пересказывать текст письменно, опираясь на выписанные однородные члены; озаглавливать текст; исправлять недочеты, сверив написанное с текстом 8 Сложное предложение.
Отличие сложного предложения от простого 1 Комбини-
рованныйурок
Повторить сведения о простом и сложном предложениях правила постановки знаков препинания в сложном предложении соединять простые предложения, чтобы получилось сложное9 Запятая в сложном предложении без союзов 1 29 Комбини-
рованныйурок Отрабатывать навык постановки знаков препинания в сложном предложении без союзов из каких частей состоит сложное предложение соединять простые предложения, чтобы получилось сложное10 Соединение частей сложного предложения союзами И, А, НО 1 Комбини-
рованныйурок Повторить правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами правильно определять границы простых предложений в составе сложного и ставить запятую 11 Постановка запятой в сложном предложении перед союзами И, А, НО 1 Комбини-
рованныйурок Закрепить знания о знаках препинания в сложных предложениях с союзами правило постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами правильно определять границы простых предложений в составе сложного и ставить запятую 12
Рр: пересказ текста (по упр.340) 1 Урок
развития
речи Научить пересказывать текст по опорным нераспространенным предложениям какое предложение называется нераспространенным;
правило постановки знаков препинания в сложном предложении записывать текст нераспространенными предложениями;
составлять пересказ текста в письменной форме, опираясь на сделанную запись;
расставлять в них знаки препинания 13
14
15 Обращение. Запятая при обращении 1
30 Комбини-
рованныйурок Повторить сведения об обращении и способах выделения его на письме место обращения в предложении находить обращения в предложении и выделять знаки препинания Место обращения в предложении 1 Комбини-
рованныйурок Отработать навык нахождения обращения в предложении и способы выделения их на письме место обращения в предложении
словарные слова;
центр, бутерброд, программа находить обращения в предложении и выделять знаки препинания Запятая при обращении 1 Урок закрепления
знаний Отработать навык нахождения обращения в предложении и способы выделения их на письме место обращения в предложении
находить обращения в предложении и выделять знаки препинания 16 Деловое письмо. Объявление и его виды 1 Урок
развития
речи Повторить сведения о написании объявления. Познакомить с написанием объявления-приглашения, объявления-предостережения, объявления-сообщения. разновидности объявлений писать объявление по опорным словам 17 Повторение по теме «Предложение» 1
31 Повторительно-обобщающий урок Обобщить изученный материал по теме «Предложение» правила постановки знаков препинания в предложении применять изученные правила на практике 18 Контрольная работа по теме «Предложение» 1 Урок
проверки
знаний и
умений Проверить знания по теме «Предложение» с целью их дальнейшей коррекции правила постановки знаков препинания в предложении применять изученные правила на практике Диктант
с граммати-
ческим заданием
(См. Прило-жение)
19 Анализ контрольной работы 1
Урок
коррекции
знаний и умений Корректировать знания учащихся поИзученной теме правила постановки знаков препинания в предложении применять изученные правила на практике Повторение изученного в течение учебного года 13 20 Части слова 1 Повторительно-обобщающий урок
Повторить и обобщить знания учащихся о составе слова изученные части слова применять правила на практике 21 Правописание гласных и согласных в корне 1 32 Повторительно-обобщающий урок Повторить и обобщить знания о правописании гласных и согласных в корне изученные орфограммы применять на практике правила орфографии 22 Части речи 1 Повторить сведения об изученных частях речи отличительные признаки существительных, прилагательных, местоимений, глаголов определять части речи по значению и вопросам 23 Рр: изложение (по упр.356) 1 Урок
развития
речи
Учить писать изложение текста по составленным детьми вопросам правила построения ответов на вопросы составлять вопросы к тексту, используя все известные части речи;
строить связный текст, опираясь на составленные вопросы;
исправлять недочеты, сверив написанное с текстом
24 Правописание падежных окончаний существительных 1 Повторительно-обобщающий урок Повторить правописание падежных окончаний существительных проверочные слова для проверки падежных окончаний существительных объяснять правописание безударных падежных окончаний существительных 25 Рр: описание репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
(упр.361) 1 33 Урок
развития
речи Развивать умение делать текст более выразительным за счет его распространения прилагательными правила согласования прилагательных с существительными составлять текст, включив в него имена прилагательные;
согласовывать прилагательные существительными 26 Склонение личных местоимений 1 Повторительно-обобщающий урок
Повторить сведения о правописании личных местоимений падежи и падежные вопросы определять лицо, число, падеж, род местоимений 27 Правописание глаголов 1 Повторительно-обобщающий урок
Повторить сведения о правописании личных окончаний глаголов правило о правописании глагола 2 и 3 лица применять правило на письме 28 Контрольная работа за год 1 Урок
проверки
знаний и
умений Проверить полученные знания учащихся за учебный год изученные за год правила правописания применять изученные правила на практике Диктант
с граммати-
ческим заданием
(См.Приложение)
29 Анализ контрольной работы Урок
коррекции
знаний и умений
Корректировать знания учащихся изученные за год правила правописания применять изученные правила на практике 30 Простое предложение 1 Повторительно-обобщающий урок Повторить сведения о простых предложениях знать признаки простого предложения выбирать нужный знак в конце предложения;
придумывать предложения по схемам
31 Сложное предложение 1 34 Повторительно-обобщающий урок
Повторить сведения о сложном предложении отличие простого предложения от сложного расставлять знаки препинания в сложном предложении, подбирать предложения к схемам 34 Рр: краткое изложение (упр. 364) 1 Урок
развития
речи Учить писать краткое изложение, опираясь на план способы сокращения текста;
вопросы глаголов прошедшего времени излагать текст кратко в письменной форме, опираясь на план, употребляя глаголы в прошедшем времени Приложение
Контрольно-измерительные материалы по письму и развитию речи в 7 классе
№
п/п Тема
Текст диктанта Проверяемые орфограммы,
пунктограммыГрамматическое задание
1 четверть
1
2 Контрольная работа по теме
«Предложение»
Контрольная работа по теме
«Состав слова» Вариант 1
На лесной поляне еще греет солнце, а на опушке леса уже поселилась прохлада. Подросла за лето дичь. Зацвели сосны и ели. Дохнет ветерок, и ложится на золотую сушь рыжих иголок желтая пороша.
Лесные травы – по пояс. Синеют колокольчики, белеют ромашки. Душа радуется лесному урожаю. Сколько здесь желудей, орехов, ягод! Но лес уже умолк. Стихли певчие птицы, но еще трещат кузнечики и сверчки.(62 слова).
(По Ю.Жигалову)
Слова для справок: греет, радуется
Вариант 2
Петя спал тревожно. Его разбудил птичий гам. Он оделся и вышел на воздух.
Сад, степь, двор были в холодной тени. Солнце выходило из моря, но высокий обрыв заслонял его.
Все лето Петя с братом и отцом жил у моря. А теперь после летнего приволья приходилось уезжать в город. Мальчишке стало грустно.
Солнце поднималось все выше, и Петя решил искупаться перед отъездом.
(61 слово)
(По В.Катаеву)
Слово для справок: искупаться
Вариант 1
Рябина
Я очень люблю это ветвистое дерево. Люблю его перистые зеленые листочки, которые шелестят при легком ветре. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом дереве. Оно всегда всем улыбается. Поздней весной оделись в зеленую листву леса. Запели звонкоголосые соловьи. Зацвела и рябина. Летом на ней краснеют гроздья жестких ягод. Но вот прижмут первые осенние заморозки, и ягоды станут сладкими.
(60 слов) (По И.Соколову-Микитову)
Слова для справок: что-то, улыбается, жесткие, прижмут
Вариант 2
Снег
Короткие зимние дни были похожи один на другой. Все мечтали о снеге. И вот наконец подул ветер, мороз начал сдавать, белая туча закрыла небосвод. Большими хлопьями снег повалил на землю. Радостно смотрели люди на пушистые снежинки.
Снег все усиливался. Небеса просыпались белоснежным пухом и наполнили воздух тишиной. Наступил вечер. Снег все падал, скрывал предметы и одевал землю. Я вошел в дом.
(62 слова) (По С.Аксакову)
Однородные члены предложения без союзов.
Сложные предложения с союзами И, А, НО.
Виды предложений по интонации.
Однородные члены предложения без союзов и
с одиночным союзом И.
Сложные предложения с союзами И,НО
Безударные гласные в корне слова; звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова;
сложные слова;
правописание предлогов со словами
Безударные гласные в корне слова; звонкие и глухие согласные в корне слова.
Правописание приставок, предлогов со словами. Сложные слова. Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложном предложении
1.Составьте схему первого предложения.
2.Найдите нераспространенное предложение и распространите его однородными членами.
Выпишите предложения, в которых союз И соединяет
однородные члены предложения,
части сложного предложения
1. Разберите по составу слова зеленые, листочки, осенние
2. Выпишите слова с непроизносимыми согласными и подберите к ним проверочные
1.Выпишите и разберите по составу сложное слово.
2. Обозначьте части речи в четвертом предложении
3 Контрольная работа за 1 четверть по теме «Падежные окончания существительных 1-2 склонения» Вариант 1
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день на старом кресле. Дороги размыло.
По вечерам мы затапливали печь. Шумел огонь, его блики дрожали на бревенчатых стенах, на портрете художника Брюллова. Гулял дождь по тесовой крыше. Ярко горели лампы, и пел свою нехитрую песню самовар. Тишину нарушал стук в окно одинокой березовой ветки.
После чая мы садились у печки и читали.
(64 слова) (По К.Паустовскому)
Слова для справок: поразила, не выпадает
Вариант 2
Удод
Удод в полете похож на большую бабочку. За пышный хохол его называют лесным петушком.
Любит удод свой длинный нос во все щели совать. А щели узкие, земля крепкая. Достается бедному носу. Но без добычи не прожить.
Вот в темной щели заблестела паутинка. Зацепил ее, дернул на всякий случай. Выскочил паук. Думал, что кузнечик запутался в паутине. Проглотил удод паука.
Та и пошло. Выманит паука из паутинки и съест. И носу легче.
(70 слов) (По Н.Сладкову)
Слова для справок: достается, не прожить, выманит
Вариант 3
Все лето прожила рыбка в круглой банке. На дне банки стоял камень. Рыбка с утра до вечера плавала вокруг него.
Осенью я решил выпустить рыбку в пруд. Зашел по колени в воду и перевернул банку. Но рыбка не обрадовалась свободе. Она подплыла к моей ноге и закружилась вокруг.
Мне стало жаль рыбку, и я забрал ее домой к радости ребятишек. (60 слов)
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-2 склонения; правописание существительных на шипящую, имен собственных; безударных гласных в корне, непроизносимых согласных; правописание предлогов со словами.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами. Пунктуация в сложном предложении
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-2 склонения; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне, непроизносимых согласных.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
Обозначьте окончания существительных е-и; укажите склонение и падеж
1.Выпишите три одушевленных существительных.
2.Разберите как часть речи существительное
(без) добычи
Найти существительные в первом абзаце текста, определить их склонение, род
2 четверть
4 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» Вариант 1
Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу. Летний дождь теплый. В городе сейчас грязь, а в лесу земля жадно поглощает влагу. И вы идете по морскому ковру из прошлогоднего палого листа. Дождевые капли падают с деревьев.
Но вот выглянуло солнце, и лес засверкал алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное происходит вокруг, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.
(65 слов) (По М.Горькому)
Слова для справок: поглощает, что-то, чувствуете
Вариант 2
Море смеялось. Под легким дыханием знойного ветра оно покрывалось мелкой рябью и тихо улыбалось высокому небу. В глубоком пространстве между морем и небом носились веселые волны. Звуки волн и сияние солнца сливались в гармоничную музыку и были полны живой радости.
Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело ее своими лучами. Солнце счастливо тем, что светило. Море – тем, что отражало его ликующий свет.
(64 слова) (По М.Горькому)
Слова для справок: гармоничный, ликующий
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных; безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных
в корне.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами.
Пунктуация в сложном предложении
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных; безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных
в корне
Найдите в тексте прилагательные, выделите окончания, укажите род, число, падеж
Или:
Выпишите словосочетания «прилаг.+ сущ.», характеризующие природу летом.
Обозначьте окончания прилагательных, укажите род, число, падеж
Объясните правописание окончаний прилагательных во втором предложении
5 Контрольная работа за четверть Вариант 1
Небо затянулось тучами, закапал редкий дождь. Река от дождя стала рябой. Тут в истоке она совсем маленькая. Вода в реке редкой чистоты. На берегах растут столетние сосны. Они прямо с обрыва пьют хрустальную воду. В омутах живут большеголовые окуни. Мы наловили с десяток рыбин. Мой спутник наладился варить уху. А я ушел собирать сучья для костра.
(57 слов)
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных; безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных
в корне; сложных слов; разделительного Ь и Ь для обозначения мягкости согласного.
Пунктуация в сложном предложении
Подчеркните в тексте местоимения, обозначьте их лицо.
3 четверть
6 Контрольная работа по теме «Местоимение» Вариант 1
ЖалькаНочью я подхожу к окну, отодвигаю занавеску и смотрю на термометр. Это заметила Жалька. Она привязана ко мне, как мать к своему ребенку. После меня встанет, лизнет термометр и ляжет на коврик возле печки.
Утром я иду в столовую пить чай. Идет и Жалька.После первой чашки я бросаю ей кусочек булки. Она гордо глядит на меня. Не хлеб ей дорог, а мое внимание. Я становлюсь к ней спиной, и тогда она начинает есть.
(76 слов) (По М.Пришвину) Правописание личных местоимений 1,2, 3 лица; правописание местоимений с предлогами.
Правописание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных, правописание приставок; разделительного Ь и Ь для обозначения мягкости согласного.
Пунктуация в предложениях с однородными членами.
Пунктуация в сложном предложении.
Подчеркнуть в тексте местоимения. Обозначьте их лицо и число.
7 Контрольная работа по теме «Глагол» Вариант 1
Тихо я сижу под елкой на середине лесной поляны. С шелестом падают осенние листики. Этот шелест потревожил зайца. Он поднялся на задние лапки, огляделся и слушает. Везде шелест. Куда идти? Не посмел заяц идти через поляну, а пошел вокруг всей поляны от березки к березке.
Можно трусливому зайцу набраться храбрости. Но тогда попадешь в настоящую беду. Унесет под шумок рыжая кумушка.
(60 слов) (По М.Пришвину)
Слова для справок: набраться
Вариант 2
Уж много лет не бывал я на своей родине, и каждое новое посещение наполняет мое сердце радостью и печалью. Я вижу новую страну. Богатые урожаи зреют на полях. С первого взгляда не узнаешь берегов реки. Выросла знакомая роща. Как я любил сидеть в тени ее листвы! Журчит по камням знакомый ручей.
Маленькая рыбка серебристой стрелой мелькнула по дну. Ястреб канюк плывет в небесной тишине.
(По И.Соколову-Микитову) Правописание глаголов с частицей НЕ; правописание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных в корне, правописание приставок, предлогов со словами.
Пунктуация в предложениях с однородными членами без союзов и с союзом И.
Правописание безударных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа, глаголов с частицей НЕ; правописание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных, безударных окончаний существительных, прилагательных; правописание предлогов со словами
Подчеркните в тексте глаголы; определите время, лицо и число глаголов сижу, поднялся
Или:
1.Укажите время, лицо и число глаголов: сижу, слушает, падают, попадешь.
2.Вставьте пропущенные окончания существительных: от березк., к березк, набраться храброст.
Укажите склонение и падеж существительных
1. Подчеркните глаголы с частицей НЕ. Из двух последних предложений выпишите глаголы, укажите их время, лицо, число или род.
2. В сложном предложении подчеркните главные члены
4 четверть
8
9 Контрольная работа по теме «Предложение»
Контрольная работа за год Вариант 1
Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестою. Когда сойдет в лесу снег, на березах набухнут смолистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки каплет сладкий сок. Певчие птицы прилетают в березовую рощу. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром стелются, цветут под березами голубые и белые подснежники.
(68 слов) (По И.Соколову-Микитову)
Слова для справок: надломленная, стелются, каплет
Вариант 2
Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и зацвели озимые. Похорошела весна, листвой оделись леса и парки.
Первый гром «развязал язык» кукушкам и лягушкам. Свой голос лягушка подает тогда, когда щука отметала икру. Кукушка сообщает о своем прилете лесничим, лесоводам и лесникам. Очень уважает ее лесоводы. Только кукушка охотно клюет мохнатых гусениц и майских жуков. Ученые отмечают большие заслуги пернатой защитницы леса. Деревьям от нее исключительная польза. Она не приносит вреда семенам и ягодам.
(70 слов) (По Д.Жигалову)
Вариант 1
Весна идет без остановки. Растаял снег, бежит вода по улицам. Растет молодая зеленая трава. У нашего воробья появилась подружка. Вместе они шныряют по двору. Тут съедят крошку, там добудут зернышко. Они собирают разные редкости. В саду на лужайке схватили прошлогоднюю травинку. Около конюшни зацепили конский волос. Из кучи сора вытащили бумажку. Все это они тащат в укромный уголок и делают гнездо. Пройдет время, и в гнезде запищат крохотных птенцы.
(69 слов) (По М.Богданову)
Вариант 2
ИвушкаОна оказалась такой маленькой рядом со сверстниками, взрослыми ивами. С приходом осени задули холодные ветры. На ивушку было жалко смотреть. Она грустно теряла листик за листиком и стояла похудевшая и печальная.
Но однажды поздней осенью в мое окно робко постучали. Что это? Я подошла к окну и открыла его. За окном стояла ивушка. Раскидистые ветки ее были укутаны снегом. Она стояла нарядная, похожая на Снегурочку. Настоящая белоснежная красавица.
(70 слов) (В.Волкова)
Пунктуация в простом предложении с однородными членами с бессоюзной связью и с союзом И.
Пунктуация в сложном предложении.
Пунктуация в простом предложении с однородными членами с бессоюзной связью и с союзом И. Сложные предложения без союзов и с союзом когда.
Правописание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных, разделительных Ь и Ъ знаков; правописание приставок, сложных слов;
правописание предлогов со словами; правописание безударных окончаний существительных и прилагательных. Изменение глаголов по временам.
Пунктуация в простом
Правописание безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных сложных слов; разделительного Ь и Ь для обозначения мягкости согласных; правописание приставок, предлогов со словами; имен собственных; правописание местоимений
Выпишите сложное предложение со словом когда, подчеркните главные члены.
Разберите по составу слово подснежники.
1.Выпишите нераспространенные предложения, распространите его второстепенными членами.
2.Составьте схему третьего предложения.
3. Обозначьте приставки в словах в первом, втором и третьем предложениях (дополнительно)
1.Определите, сколько букв и букв в словах стояла, смотреть. 2.Выпишите два слова с приставками и два слова с суффиксами. Обозначьте их