ТЯЖЁЛАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (8 КЛАСС)
РИСОВАНИЕ
Пояснительная записка
Рисование – один из предметов программы обучения подростка, который имеет большое значение в плане развития и воспитания школьника, коррекции его познавательной деятельности.
ЦЕЛЬ: формирование умений передавать с помощью рисунка окружающую действительность.
Задачи.
Учебные: научить применять на практике геометрические фигуры, с их помощью изображать окружающие предметы;
-формировать умения работы кистью, красками, гуашью, карандашами.
Коррекционные:
-развивать чувства формы и цвета предметов, их границы на бумаге;
- формирование целенаправленной деятельности;
Воспитательные:
- развивать аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы.
Однако прежде чем приступить к изображениям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения: обговорить, что изображать надо в первую очередь, что потом, из каких геометрических форм состоит изображение предмета. При работе с красками, гуашью и карандашами направить внимание на наложение штриховки, мазков при раскрашивании и границу контура рисунка. Необходимо обращать внимание ученика на размеры изображения и его положение на листе бумаги.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение величины, формы и цвета предметов. Они должны быть связаны с игровой и предметно-практической деятельностью учащихся.
На занятии нужно постоянное одобрение действий школьника для усиления мотивации рисования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии; с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами и красками, используя не только основные цвета, но и их оттенки. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (хохломская, жостовская, городецкая росписи), народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская), керамическими изделиями и скульптурой малых форм.
Примерные задания.
Рисование узора из геометрических элементов в полосе.
Рисование узора в прямоугольнике.
Рисование в полосе узора из растительных элементов.
Рисование узора в круге, используя осевые линии.
Рисование с учетом формата бумаги.
Рисование персонажей на всем листе бумаги, располагая их ближе, дальше.
Рисование персонажей на широкой полосе, располагая их ближе, дальше.
Рисование узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (фартук, рубаха, платье, сарафан).
Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка; правильно подбирать цвета и их оттенки; закреплять понятия о величине предметов. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с замыслом сюжета.
Примерные задания.
Рисование различных видов транспорта.
Рисование елочных украшений.
Рисование деревьев и кустарников.
Рисование животных.
Рисование предметов симметричной формы. Рисование игрушек. Рисование цветов. Рисование предметов из элементов строительного материала. Рисование посуды. Рисование одежды.
Совершенствовать у учащихся умения отражать в рисунке свои наблюдения; пра- вильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.
Учить передавать в рисунке несложные движения человека и животных, различные сюжеты: труд людей, события, сюжеты из сказок, песен.
Примерные задания. Рисование на темы: «Скотный двор», «Новогодний праздник», «Цирк», «Мой папа (моя мама)», «Моя игрушка», «Моя комната», «Мое любимое платье (костюм)». Тематическое рисование: «День защитника Отечества», «Подарок маме» (открытка). Иллюстрирование сказок (по выбору учителя).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Тема
Количество часов
1.
Рисование узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии
4,0
2.
Изделия и скульптура малых форм
3,0
3.
Передача в рисунке формы хорошо известных предметов
1,5
4.
Рисование с натуры.
2,0
5.
Тематическое рисование.
7,0
Итого:
17,5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РИСОВАНИЕ 8»
( индивидуальное обучение на дому)
17,5 час в год, 0,5 час в неделю
№
Тема урока
Кол – во час
дата
Коррек-ка
I четверть ( 8 занятий, 4час)
Рисование узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, прямоугольнике, круге, используя осевые линии
1.
Беседа на тему «Декоративно - прикладное искусство».
0,5
1.09
2.
Рисование узора из геометрических элементов в полосе
0,5
8.09
3.
Рисование узора в прямоугольнике (городецкая роспись).
0,5
15.09
4.
Рисование в полосе узора из растительных элементов (хохлома).
0,5
22.09
5.
Рисование узора в круге, используя осевые линии (жостовская роспись).
0,5
29.09
6.
Рисование узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (фартук).
0,5
6.10
7.
Рисование узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства ( рубаха).
0,5
13.10
8.
Рисование узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства ( сарафан).
20.10
II четверть (8 занятий, 4 часа)
Изделия и скульптура малых форм
1.
Народное декоративно – прикладное искусство: дымковская игрушка. Работа с глиной.
0,5
10.11
2.
Народное декоративно – прикладное искусство: каргопольская игрушка. Работа с глиной.
0,5
17.11
3.
Народное декоративно - прикладное искусство: филимоновская игрушка. Работа с глиной.
0,5
24.11
4.
Народное декоративно - прикладное искусство: богородская игрушка. Работа с глиной.
0,5
1.12
5.
Рисование с учетом формата бумаги.
0,5
8.12
6.
Рисование персонажей (сказки) на широкой полосе, располагая их ближе, дальше.
0,5
15.12
Передача в рисунке формы хорошо известных предметов
7.
Рисование деревьев и кустарников (подбор оттенков акварельной краски).
0,5
22.12
8.
Рисование животных (подбор оттенков карандаша).
0,5
29.12
III четверть (10 занятий, 5 час)
1.
Рисование ёлочных украшений с использованием осевой линии
0,5
12.01
Рисование с натуры. Тематическое рисование.
2.
Тематическое рисование «Новогодний праздник».
0,5
19.01
3.
Рисование предметов из элементов строительного материала, с использованием осевой линии
0,5
26.01
4.
Рисование посуды с использованием осевых линий.
0,5
2.02
5.
Рисование одежды (предмет симметричной формы).
0,5
9.02
6.
Тематическое рисование: «День защитников Отечества».
0,5
16.02
7.
Передача в рисунке несложных движений человека: «Мой друг».
0,5
23.02
8.
Тематическое рисование: «Подарок маме» (открытка).
0,5
2.03
9.
Передача в рисунке несложных движений человека: «Моя мама»
0,5
9.03
10.
Рисование – наблюдение «Моя комната».
0,5
16.03
IV четверть ( 9 занятий, 4,5 час)
1.
Тематическое рисование: «1 Мая – день весны и труда».
0,5
30.03
2.
Тематическое рисование: «9 Мая – День Победы».
0,5
6.04
3.
Рисование – наблюдение «Мое любимое платье (костюм)»
0,5
13.04
4.
Выбор формата бумаги в соответствии с замыслом сюжета: «Рисование автобуса».
0,5
20.04
5.
Передача положения предмета в пространстве: «Моя игрушка».
0,5
27.04
6.
Передача в рисунке несложных движений животных: «Мой котёнок»
0,5
4.05
7.
Передача в рисунке несложных движений животных: «Скотный двор».
0,5
11.05
8.
Сюжетное рисование – иллюстрация сказки «Репка».
0,5
18.05
9.
Сюжетное рисование – иллюстрация сказки «Теремок».
0,5
25.05
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДВИЖЕНИЮ В ОБУЧЕНИИ
При обучении рисованию необходимо стремиться к самостоятельности действий ученика. По наводящим вопросам учителя он может составить план действий и под руководством учителя выполнить рисунок по показу. Ученику надо указывать и напоминать о размерах изображения и расположения рисунка относительно центра листа бумаги.
При раскрашивании рисунка карандашные штрихи должны ложиться близко друг от друга и в одном направлении, чтобы не было пробелов на изображении;
при работе с красками надо добиваться, чтобы на кисть школьник брал немного краски и подождал некоторое время, чтобы первый цвет чуть подсох и разные цвета не смешивались.
Работа должна приносить радость действий с красками, гуашью, карандашами и развивать желание продолжать рисовать.
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ РИСОВАНИЯ
-расположение рисунка на листе относительно его центра;
-величина изображения относительно величины листа;
-соответствие изображения предмету изображения;
-качество рисованных геометрических фигур;
-соответствие раскраски, его качество замыслу рисунка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тип пособия
Автор
Наименование
Издательство, год
1.
Книга для учителя
И.А. Грошенков
Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе.
Москва, «Просвещение», 1993
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15