Работа музыкального руководителя по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны “Детский сад комбинированного вида №44 “Золушка”
Выступление на семинаре у логопедов по теме: " Работа музыкального руководителя по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков "
подготовила:
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Филатова Татьяна Фёдоровна.

Набережные Челны 2015г.
Работа музыкального руководителя по формированию фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Развитие речи-одна из первостепенных задач развития личности, самым тесным образом связанная с познанием окружающего мира, а родной язык является средством овладения знаниями. У детей недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Залогом успешного развития психических процессов и творческих способностей является полноценное восприятие. Отечественные физиологи и психологи (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.) рассматривают восприятие как деятельность, на основе которой происходит ориентировка человека в мире. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже первоначальные представления о сложном материальном и социальном мире, который его окружает (В.Н. Бехтерев, 1903).
Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах возникает как тональное звукоразличение: бытовые шумы - голос человека, звонок телефона, звук капающей воды, шуршание бумаги, голос матери. Таким образом, развитие фонематических процессов делится на несколько разделов. Одним из которых является восприятие и различение неречевых звуков.
Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки. Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться с развитием чувства ритма. Чтобы образ предметов, издаваемых звуков был полным, предметы нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки на слух, а не на зрение, - тема для свободной игровой импровизации.
Восприятие и различение неречевых звуков:
а) Развитие слухового внимания.
«Звуки природы». Прослушивание с детьми записи голосов животных и птиц, звучания шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д. Соотнести звуки с картинками.
«Волшебные коробочки». Берутся непрозрачные коробочки, заполнить их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале внимательно прослушиваем звучание каждой коробочки и знакомимся с ее содержимым, затем дети должны найти звучащую коробочку.
«Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).
«Жмурки с погремушкой». Вначале дети прослушивают, как звучит погремушка, затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.
«Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик, ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.
«Музыкальные инструменты». Дети прослушивают звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т.д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Можно усложнить задание: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.
«Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» - бубен звенит - свободная ходьба; «дождик» - постукивание по бубну – присесть на корточки.
На развитие слухового внимания положительно влияют музыкальное сопровождение и движения под музыку. Такие упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на слуховые раздражители. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке.
«Балалайка и гармошка» (муз. И. Арсеева). Слушая музыку, дети определяют, когда играет балалайка, а когда гармошка, затем имитируют игру на этих инструментах.
«Грустно или весело закончилась музыка?». Дети учатся различать мажорное или минорное окончание музыки.
«Поспи и попляши». (муз. Т. Ломовой «Игра с куклой»). Дети стоят в кругу, в руках у одного – кукла. 1-я ч. – дети передают куклу плавным движением друг другу. 2-я ч. – ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. По окончании музыки он занимает свое место в кругу. 3-я ч.- спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается. 4-я ч. – «Плясовая». Тот у кого кукла, пляшет с ней внутри круга, остальные хлопают в ладоши.
б) Различение звуков, издаваемых тихо (громко).
«Зайчики». Сажаем двух зайцев – большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький – тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.
«Тихо или громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.
в) Развитие чувства ритма.
Ритм – это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Таким образом, формирование чувства ритма у детей является одной из наиболее важных задач. Эта работа должна проводиться регулярно и систематически в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап - восприятие ритма в движении. Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
«Хлопай в такт». Звучит музыкальное произведение, дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.
«Музыкальные топотушки». Продублировать ритмическую пульсацию музыкального произведения рисунком движений (хлопками, притопами…).
«Лошадки в цирке».Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), затем переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с восьмыми длительностями).
«Сосчитай удары». В начале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем ребенок закрывает глаза. Отстукиваем на барабане 1 – 3 удара и просим сосчитать их.
«Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Предлагаем ребенку прослушать рисунки и записать их. Другой вариант – по записанному рисунку надо его воспроизвести.
Таким образом формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.
Список литературы:
1.Антипина О. С. «Использование игровых технологий в работе с детьми ОНР». Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №3 март 2015г. с. 22
2. Мещерякова Н.П., Жуковская Л.К., Терешкова Е.Б. «Коррекция речевых и неречевых расстройст у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.