Адаптированная рабочая программа Ритмика 4 класс, VIII вид (Индивидуальное обучение на дому)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Высокогорненского городского поселения
Ванинского муниципального района
Хабаровского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ритмике
4 класс (VIII вид)
2015-2016 учебный год
Автор составитель: Кадочникова Елена Владимировна, учитель первой квалификационной категор
п. Высокогорный
2015 год
Пояснительная записка
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике,
способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в
колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у
детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое
развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии,
развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Упражнения на духовой гармонике, исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в
пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их
объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Основная цель данных упражнений научить умственно отсталых детей согласовывать
движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с
подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике.
Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико
гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся
создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных
животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».
Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный
характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению
находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Содержание программы
4 класс (34 часа)
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Обще развивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражненuя на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, С предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и 'пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Танцы и пляски
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия. Кадриль. Русская народная мелодия.
Бульба. Белорусская народная мелодия. Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра. Грузинский танец «JIезгинка».
Тематическое планирование
по ритмике
Классы: 4
Количество часов:
всего - 34 ч; в неделю - 0,25 час. + 0,75 ч самостоятельное изучение
Планирование составлено на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: А.А. Айдорбекова - М.: «Просвещение», 2008.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Дата
1
Введение
Введение
0,25
+
0,75 с/и
07.09
2
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре
0,25
+
0,75 с/и
14.09
3
Упражнения на ориентировку в пространстве
Построение в шахматном порядке
0,25
+
0,75 с/и
21.09
4
Ритмико-гимнастические упражнения
Общеразвивающие упражнения
0,25
+
0,75 с/и
28.09
5
Танцевальные упражнения
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе
0,25
+
0,75 с/и
05.10
6
Упражнения на ориентировку в пространстве
Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их.
0,25
+
0,75 с/и
12.10
7
Танцевальные упражнения
Упражнения на различение элементов народных танцев
0,25
+
0,75 с/и
19.10
8
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. Игры под музыку
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак)
Игры под музыку
0,25
+
0,75 с/и
26.10
9
Танцевальные упражнения
Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут
0,25
+
0,75 с/и
09.11
10
Танцевальные упражнения
Пружнящий бег
0,25
+
0,75 с/и
16.11
11
Танцевальные упражнения
Поскоки с продвижением назад (спиной)
0,25
+
0,75 с/и
23.11
12
Танцевальные упражнения
Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах
0,25
+
0,75 с/и
30.11
13
Танцевальные упражнения
Разучивание народных танцев.
0,25
+
0,75 с/и
07.12
14
Танцевальные упражнения
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
0,25
+
0,75 с/и
14.12
15
Игры под музыку
Игры под музыку
0,25
+
0,75 с/и
21.12
16
Танцевальные упражнения
Кадриль. Русская народная мелодия
0,25
+
0,75 с/и
11.01.16
17
Танцевальные упражнения
Бульба. Белорусская народная мелодия
0,25
+
0,75 с/и
18.01
18
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения на координацию движений
0,25
+
0,75 с/и
25.01
19
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино
0,25
+
0,75 с/и
01.02
20
Игры под музыку
Игры под музыку
0,25
+
0,75 с/и
08.02
21
Танцевальные упражнения
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра
0,25
+
0,75 с/и
15.02
22
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения на расслабление мышц
0,25
+
0,75 с/и
22.02
23
Танцевальные упражнения
Грузинский танец «JIезгинка»
0,25
+
0,75 с/и
29.02
24
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения на координацию движений
0,25
+
0,75 с/и
14.03
25
Танцевальные упражнения
Грузинский танец «JIезгинка»
0,25
+
0,75 с/и
21.03
26
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения на расслабление мышц
0,25
+
0,75 с/и
04.04
27
Танцевальные упражнения
Русская народная мелодия. Кадриль
0,25
+
0,75 с/и
11.04
28
Танцевальные упражнения
Белорусская народная мелодия
0,25
+
0,75 с/и
18.04
29
Игры под музыку
Игры под музыку
0,25
+
0,75 с/и
25.04
30
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения на координацию движений
0,25
+
0,75 с/и
16.05
31
Танцевальные упражнения
Кадриль
0,25
+
0,75 с/и
23.05
32
Танцевальные упражнения
Движения парами
0,25
+
0,75 с/и
30.05
33
Игры под музыку
Игры под музыку
0,25
+
0,75 с/и
34
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения на расслабление мышц
0,25
+
0,75 с/и
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: А.А. Айдорбекова - М.: «Просвещение», 2008.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315