КОНСПЕКТ К КЛАССНОМУ ЧАСУСОТВОРИ СВОЁ БУДУЩЕЕ САМ



«Сотвори свое будущее сам»
Воспитательные цели и задачи:
* Проявить самостоятельность в ходе подготовки и проведения классного часа «Сотвори свое будущее сам».
* Через участие в дискуссии и положительные эмоции заинтересоваться выбором своей будущей профессии.
* Ознакомиться с миром профессий.
*Проявить желание осмысления и правильного выбора профессии.
Оборудование: мультимедиа, проф. плакаты, выставка книг и журналов о профессиях, папка «Выпускники школы»
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня наш классный час «Сотвори свое будущее сам» я хотела бы начать словами Николая Гавриловича Чернышевского: «Хотеть и уметь - два дела разные». Кто из вас, сидящих не хочет поскорее стать взрослым, вполне самостоятельными людьми? Ну, я думаю, что хотят все, потому что это естественное желание для любого нормального человека вашего возраста. Но одного желания «хотеть» быть взрослым мало, надо еще быть самостоятельным. Так что «хотеть» стать взрослым и самостоятельным и «уметь» им быть - два дела разные.
–Умеете ли вы быть взрослыми и самостоятельными, чтобы принимать решения, которые могут повлиять на ваше будущее?
-Готовы ли вы сейчас принимать решения, за которое не будет стыдно и через много лет? Ведь одним из таких важных решений для вас является выбор своей будущей профессии, вопрос «Кем быть?» стоит на первом месте. На эти и другие вопросы вам поможет ответить наша совместная встреча.

Право на самостоятельность.
«Хотеть и уметь - два дела разные»
Н.Г.Чернышевский
Кто из вас не хочет стать поскорее взрослым , вполне самостоятельным человеком? А вот для родителей вы всегда будете детьми. Сколько бы вам не было лет, вас будут опекать и на это совсем не стоит обижаться. Вы пока еще дети и потому, что не можете существовать самостоятельно, если говорить о материальной стороне. Само собой разумеется, что домашнее хозяйство ведут родители, деньги зарабатывают родители, да и другие дела делаются родителями.
А мне дайте самостоятельность, то есть что хочу, то и делаю. Так? Да, есть другая самостоятельность –право самому распоряжаться своим временем, делать то, что кажется нужным мне, дружить с кем захочу, гулять, где хочу. Но разве это не самостоятельность?
Давайте рассудим, если вы уже способны быть самостоятельными, так, по логике, не лучше ли родителям сбросить со своих плеч ответственность за детей. Неужели родителям нравится запрещать, настаивать и поучать? Да нет же, конечно! Просто взрослые люди понимают слово «ответственность» по-другому. Не в том смысле, что можно, хлопнув дверью уйти неизвестно куда, не сказав никому ни слова, или вернуться в 12 ночи и не дать ясного объяснения, где был.
-Это не самостоятельность, это самовольство, безответственность.
Самостоятельность не определяется понятиями «мне позволено» или «мне не позволено». Она в другом: «я умею делать, я умею отвечать. Мне надо это сделать».
Каждый из вас сейчас готов сказать: «Я делаю это потому, что так надо».
Давайте вместе подумаем, из чего же складывается самостоятельность?
Качества, присущие только самостоятельному человеку
- Я уже умею многое делать;
- Я отвечаю за свои слова;
- Я содержу себя материально;
- Ясам веду домашнее хозяйство;
-Я помогаю родным;
- Во мне утвердились принципы;
- Каждый мой проступок продуман;
- Я не доставляю беспокойства родным;
- Я добиваюсь поставленной цели;
- Я могу облегчить кому-то жизнь;
- Я сам выбираю учебу, работу;
- Я пользуюсь всеми правами и обязанностями гражданина страны.
Человек взрослый-тот, кто понимает чувства других, старается не доставлять неприятностей даже в малом.
Мера самостоятельности определяется образом мыслей, серьезностью отношений к жизни и людям. Каждый может быть признан старшим как человек самостоятельный. Если будет по взрослому, серьезно относиться к своим обязанностям и дома, и в школе.
Мало иметь паспорт. Надо, чтобы все окружающие ощутили вашу самостоятельность.
Самостоятельность. Вдумайтесь в это слово. Само - стоять, то есть стоять самому, без поддержки, стоять на своих принципах и убеждениях, не быть в доме просто жильцом, стоять прямо перед трудностями и испытаниями. Итак, мы с вами выяснили, какими вы обладаете качествами, как самостоятельный человек. Ясно, что вы уже сделали первый шаг к взрослой жизни.
Я, думаю, что наш сегодняшний разговор не заканчивается, а продолжится в немного иной форме, а пока – пусть каждый из вас выбирает только правильные решения, чувствуя за собой ответственность.
Я приглашаю вас на следующую страницу нашего устного журнала в бескрайние просмотры мира профессий.
«Моя дорога жизни» -
практикум, самоанализ, осмысление, дискуссия.
Каждый из нас здесь сидящих объявил всему миру о себе - в первые секунды рождения - громким криком, и с этого момента мы идем своей дорогой жизни- пишем свою биографию. Каждый из нас строит свою дорогу жизни сам. Перед вами заготовки - проекты для самоанализа «Моя дорога жизни» (приложение№1) –дайте название своему проекту.
«Дорога жизни, по которой иду к судьбе».
«Мой путь к карьере».
«Дорогой добродетелей к людям».
«Мой путь к истине, Добру и Красоте»
«Дорога, которая ведет к успеху, к счастью».
«На пути к духовному возвышению»
Перед вами лист бумаги. У каждого возникают свои мысли, эмоции, ощущения. Может даже быть и не желание; внутренняя неподготовленность работать с этим проектом. Может быть вы сначала его распишите, а потом уже созреет название вашего проекта. Вопросы: для чего это нужно мне? Какой личностный смысл это может иметь? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение?
Вы должны уже понять, что уже владеете определенным жизненным опытом, просто уже пора осознать, что сделано, как пройдена часть пути, и понять, что никто ничего вам не навязывает, и свой жизненный выбор вы делаете сами. Это ваша жизнь.
Работаем вместе:
1.Дата рождения. 2.Дошкольник: что вы научились делать сами, кто вас научил? 3.Вы младший школьник: что вы научились делать сами, кто вас научил вашим знаниям? 4.Вы школьник 5-7 класса: ваши знания, достижения, успехи, учеба. 5.На каком этапе у вас появилось чувство ответственности за кого-то, за что-то (за учебу, дом, животные, за сестер и братьев). 6.Вверху ваши любимые профессии на каждом отрезке жизненного пути. 7.Важные события. 8.Что собираетесь делать после 9-го или после 11-го класса? 9.Что знаете о содержании избираемой профессии? 10.Знаете ли вы о требованиях избираемой профессии к человеку? 11.Что советуют делать родители? Согласны ли с вашим выбором? 12.Как вы стремитесь к своей будущей профессии? 13.В случае неосуществления основных планов есть ли запасные? 14.Какие нравственные ценности вы обрели, обучаясь в школе?
Добродетели повседневной жизни:
Прилежание, пунктуальность, бережливость ,любовь к порядку, трудолюбие.
Добродетели человеческих отношений:
Благодарность, уважение, сострадание, терпимость(толерантность).
Добродетели высшей сферы человеческой жизни:
Чуткость, способность к сопереживанию.
Посмотрите на свой самоанализ:
1.Какую цель вы можете себе поставить на ближайшее время? 2.Что нужно сделать, чтобы ее осуществить? 3.Считаете ли вы себя взрослым?
Если взрослеть - это переход от внешнего управления к самоуправлению.
Взрослеть - это уже поставленная вами цель и ваше лицо в обществе. То лицо, которое не сливается со всеми.
Ребята, мы с вами обсудили много разных вопросов о самостоятельности, о своем жизненном выборе. Поверьте, в вашей жизни их еще будет немало. И я хочу вам сказать:

Пусть каждый задает себе вопросы: зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать, зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне, моей недетской голове,
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Найдите ответы на эти вопросы, значит вы самостоятельны. Но помните о самом главном, о тех, кто рядом с вами. Ведь за их чувство и их спокойствие вы уже отвечаете.
«Сотвори свое будущее» - сумей сам себя воспитать, сформировать свою готовность к реальной послешкольной жизни, свой характер и устремления, чтобы ваша жизнь после школы была счастливой, полезной для общества и себя, полнокровной и обеспеченной. Вот почему каждому, кто заканчивает школу, надо хотеть, надо сметь, надо брать на себя груз ответственности за собственное будущее.
Предлагаем вашему вниманию презентацию о выпускниках нашей школы, которые связали свою деятельность с медициной. (Приложение №2)