«Влияние на эмоциональное здоровье учащихся использования фитнес-технологий на уроках физической культурой.»


Практико – методическая разработка.
Название доклада: «Влияние на эмоциональное здоровье учащихся использования фитнес-технологий на уроках физической культурой.»
Автор:
Антонова Анна Олеговна,
методист,
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования.
Место работы:
ГБОУ СОШ №233 с углубленным изучением иностранных языков, Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.
Адрес: индекс 195426, С-Пб, пр. Косыгина д.25, к 2, лит А.
Влияние на эмоциональное здоровье учащихся использования фитнес-технологий на уроках физической культурой.
Урок физической культуры был и остается главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Содержание и форма его проведения в значительной степени обусловливают уровень физической подготовленности и спортивной увлеченности школьников. Очень важно, чтобы он, наряду с общепринятыми задачами, стимулировал учащихся к самостоятельным занятиям, как в школе, так и дома, способствовал эмоциональному благополучию.
Как показали исследования ученых последних лет, современные дети, особенно в крупных городах, ведут малоподвижный образ жизни. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. Уровень здоровья подрастающего поколения в России неумолимо снижается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является сегодня приоритетной задачей образования. В документах Министерства здравоохранения РФ последних лет говорится, что 50% школьников считаются с нарушенным здоровьем, 20 – 35% школьников имеют хронические заболевания, 27% болезней – биологически обусловлены, а 43% болезней являются следствием пагубного образа жизни.
Дети, приходя в школу, также как и дома продолжают играть в телефон, планшет, любые другие гаджеты и т.д. Внимание и их интерес в настоящее время очень тяжело чем-то привлечь. С давних пор урок физической культуры, наряду с уроками труда и ОБЖ- дети воспринимают не серьезно. Так вот поэтому обучение на обычных уроках становится не столь интересным занятием для учеников. Для решения подобной задачи, как интерес к уроку и эмоциональное здоровье детей, работая в школе с углубленным изучением иностранных языков, я решила следующим образом. Внедрила в уроки физической культуры- фитнес. Сначала проводила только часть урока, затем по эмоциональной составляющей детей, их реакции и отношению, все больше и больше стала уделять внимание фитнесу.
Широкая пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу выбора детьми занятий им. Их интерес также обусловлен и тем, что фитнес-программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
Детство- лучшее время для формирования культуры здорового образа жизни. Занимаясь фитнесом, ребенок получает возможность не просто совершенствовать свое тело, но прежде всего, совершенствовать личность, осуществлять поиск духовной гармонии, как с внешним, так и с внутренним миром. Понимание и принятие себя, в свою очередь рождает новое отношение с миром, оптимистичное, радостное мировосприятие, стремление к созиданию, веру в свои силы, стремление к победе и нацеленность на успех.
Фитнес – это еще и определенная эстетика. Музыка, игра, творчество превращают занятие фитнесом в искрометный праздник, где красиво то, что светло, радостно и жизнеутверждающе. Все фитнес- программы строятся на основе принципа безопасности и максимальной пользы для здоровья. Это наработанная годами практика тренеров, спортсменов, врачей, психологов и других представителей целого ряда смежных специальностей, синтез многолетнего опыта ведущих специалистов разных областей, всех тех, кто призван, заботится о человеческом здоровье и хорошем самочувствии.
На сегодняшний день все большей популярностью среди детей и подростков пользуются различные направления фитнеса: ритмическая гимнастика, аэробика, пилатес, степ- аэробика, фитбол, пауэрлифтинг и многие другие. Сегодня можно смело говорить, что для современных школьников термин « фитнес» хорошо известен и понятен, и не вызывает никаких сомнений и недопонимания. Новые виды физкультурно – оздоровительной деятельности широко используются в учреждениях дополнительного образования, фитнес - клубах, внеклассной работе, в программах проведения соревнований, фестивалей, конкурсов.
Среди родителей детей начальной школы, средней и старшей проводилось анкетирование.
Вопросы были следующего характера:
1)Знаете ли вы что такое фитнес- технологии?
2)Какие фитнес- технологии Вам известны?
3)Как вы считаете внедрение в урок физической культуры фитнес- технологий благоприятно скажется на обучении?
4)Хотелось бы Вам ,чтобы в вашей школе проводились такие уроки с вашими детьми?
5)Какие плюсы и минусы вы видите в этом внедрении?
Ответы родителей были разнообразными, но большинство опрошенных
положительно относятся к фитнесу. Не все из них знаю что это такое, но многие видели что-то подобное по телевизору и в интернете. По их мнению внедрение фитнес- технологий скажется положительно на обучении, так все новое привлечет внимание детей, тем более то что на пике популярности.
Занятия фитнесом для детей разного возраста могут эффективно способствовать их оздоровлению, привлечению к занятиям физической культурой, повышению к ним интереса. Они содействуют формированию двигательной культуры: культуры тела, культуры движений, культуры телесного здоровья, разумной организации досуга, развлечения, самосовершенствования, ведения здорового образа жизни.
В ГБОУ средней школе № 233 был проведен опрос-антетирование учащихся средней и старшей школы. В ходе исследования было выявлено, что наиболее популярными среди учащихся являются фитнес-технологии, основанные на различных видах оздоровительных гимнастики. Появившиеся сравнительно недавно такие направления фитнеса как фитбол-аэробика, степ-аэробика, йога-аэробика и др., также пользуются популярностью среди учащихся. 88,9% респондентов отметили, что уроки физической культуры будут более интересными, если в них включать современные направления фитнеса. Согласно опросу учащихся, фитнес-технологии занимают второе место по популярности среди секционных занятий в школе (после спортивных игр).
Цели фитнес-технологий созвучны целям школьного урока, которые заключаются в укреплении и сохранении здоровья, поддержания высокого уровня интеллектуальной и физической работоспособности, создании положительного эмоционального фона. Структура занятия включает в себя развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечной силы и мышечной выносливости, гибкости.
В уроках физической культуры мы используем замещение отдельных его частей (подготовительной, основной или заключительной) фитнес-технологиями. Например: бег можно с успехом заменить аэробикой, циклическими упражнениями, прыжками, танцевальными упражнениями – таким образом урок будет более динамичным и повысит интерес учащихся.
Подготовительная часть урока с гимнастической направленностью включает комплексы различных направлений детского фитнеса: упражнения ритмической гимнастики, аэробики, элементы степ - аэробики, стретчинга, танцевально- игровой гимнастики, лечебно- профилактического танца и др. фитнес – технологии. Чтобы создать соответствующий настрой на весь урок, подготовительную часть сопровождает ритмичная, улучшающая настроение музыка. Увеличение нагрузки к концу подготовительной части урока оказывает тренирующее воздействие на организм занимающихся, готовит их к значительным физическим и психологическим напряжениям в основной части урока и содействуют установлению дисциплины и устойчивого внимания.
На уроках легкоатлетической и игровой направленности упражнения детского фитнеса целесообразно включать в подготовительную и заключительную части урока. Для решения задач основной части урока так же можно применять специально разработанные комплексы упражнений аэробики, стретчинга направленные на развитие выносливости, гибкости, прыгучести, и др. двигательных способностей учащихся, необходимых для игровой и легкоатлетической деятельности. Такая подготовительная часть может длиться по 15 мин. и включать до 4-х серий упражнений, где каждая серия решает определенные частные задачи.
Целью первой серии комплекса упр. является подготовка мышц ног к предстоящей работе.
Вторая серия упр. способствует развитию подвижности в различных суставах.
Третья, беговая или прыжковая серия упражнений направлена на развитие аэробных и анаэробных способностей, выносливости, прыгучести, подготовку сердечнососудистой и дыхательных систем к предстоящей работе.
Четвертая серия упражнений способствует восстановлению дыхания, расслаблению и растягиванию мышц.
Для решения задач основной части урока также можно применять специально разработанные комплексы упр. аэробики, стретчинга направленные на развитие выносливости, прыгучести, и др. двигательных способностей учащихся, необходимых для реализации задач поставленных на уроке физкультуры любой направленности. На основную часть приходится пик нагрузки всего урока.
В заключительной части урока осуществляется завершение урока и обеспечивает плавное, целенаправленное снижение физической и эмоциональной активности занимающихся.
При использовании фитнеса очень важна роль учителя: его умение владеть зеркальным показом, эмоционально вести урок, хорошо слышать и подбирать музыку, использовать разнообразные методические приемы составления и проведения упражнений.
Третий урок физической культуры в неделю можно целиком проводить с внедрением фитнес-технологий, если отразить это в рабочей программе учителя.
Общеизвестно, что здоровье человека складывается и из эмоционального здоровья. Важную роль в занятиях спортом играют эмоции. В каждом возрасте раскрываются они по особенному и для каждого возраста играют свою особенную роль. Рассмотрим эмоции в разных возрастных группах.
Младший школьный возраст. Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. Эмоции детей, развиваясь, изменяются качественно, и эмоции младшего школьника являются более сложными, глубокими, устойчивыми, чем эмоции дошкольника. Впечатление меньшей эмоциональности младшего школьника возникает лишь потому, что чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями и научается подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным задачам. В младшем школьном возрасте изменяется общий характер эмоций – их содержательная сторона, и устойчивость.
Средняя и старшая школа. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос.
Исходя из перечисленных характеристик каждой возрастной группы, можно с уверенностью сказать, что эмоции и эмоциональное состояние играют важную роль в развитии ребенка.
Для определения настроения детей до и после занятий, мы проводим исследование, используя тест Люшера, который основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением ребенком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием.
Получены следующие результаты: в младшем, среднем и старшем звене до занятий настроение детей отрицательное или нейтральное, после занятий с внедрением фитнес-технологий – положительное.
Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры благоприятно сказывается на успеваемости учащихся, их отношении к занятиям физической культурой, спорту в целом, на их эмоциональном здоровье. Исходя из вышеописанного нами были разработаны возможности применения фитнес – технологий в уроках различной направленности.