ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Тема самообразования:
 
 
 
Использование здоровьесберегающих технологи
й на 
уроках физической культуры
 
 
 
С
остояние здоровья школьников 
–
 
важнейший показатель благополучия 
общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и 
дающий прогноз на
 
будущее. Согласно усредненным данным, полученным 
разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно 
признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у 
школьников 
–
 
нарушение остроты зрения, патология опорно
-
двигатель
ного 
аппарата 
(
нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания 
сердечнососудистой
 
системы, пищеварительной системы, аллергические 
проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и 
психической сферы.
 
К важнейшим причинам неблагопо
лучного здоровья учащихся относятся:
 
–
 
стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний 
учащихся;
 
–
 
недостаток физической активности учащихся, приводящий к 
гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
 
–
 
чрезмерная интенсификация образователь
ного процесса;
 
–
 
невозможность многих учителей в условиях современной организации 
образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к 
учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей 
и состояния здоровья;
 
–
 
несоблюдение элементарн
ых гигиенических и физиологических 
требований к организации учебного процесса;
 
–
 
недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний 
педагогов;
 
–
 
низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья 
учащихся и их родителей.
 
Здоровьесберегающая п
едагогика не является альтернативной всем другим 
педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность 
–
 
приоритет 
здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии 
образовательного процесса.
 
 
Принципы здоровьесберегающей педагоги
ки:
 
–
 
« не навреди»;
 
–
 
приоритет действенной заботы о зд
о
ровье учащихся (
предполагает,
 
что 
всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с 
позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье  
учащихся);
 
–
 
триединое представление о з
доровье (
единство физического, 
психического и духовного здоровья);
 
–
 
непрерывность и преемственность;
 
–
 
субъект
 
–
 
субъектные взаимоотношения с учащимся
 
(
связь главной 
задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в 
содержание программ, обеспеч
ение здоровьесберегающего характера 
проведения процесса обучения);
 
–
 
соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
 
–
 
гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
 
–
 
приоритет позитивного влияния над негативным;
 
–
 
ответственн
ость учащихся за своѐ здоровье;
 
–
 
«отсроченный» результат
 
(результат проявится через несколько лет);
 
–
 
контроль за результатами.
 
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации 
физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддерж
ание и 
укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной 
активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами 
просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, 
увлечение компьютерными играми, Интернетом, недост
аток возможностей для 
занятий физкультурой и спортом 
–
 
главные причины малоподвижного образа 
жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и 
развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, 
общему ухудшению состояния 
здоровья.
 
 
Пути решения проблемы:
 
1.
 
Увеличение количества уроков 
физкультуры
 
(
как минимум 3 часа в 
неделю).
 
2.
 
Изменение содержания уроков физкультуры (
каждый урок должен 
стать новой « тропинкой здоровья»).
 
3.
 
Использование между уроками малых форм физической акти
вности 
учащихся
 
(
физкультминутки, физкультпаузы и др.).
 
4.
 
Проведение специальных физкультурных занятий для детей с 
ограничениями по здоровью.
 
5.
 
Коррекция педагогических технологий, способствующих 
формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов
 
(
взаимо
действие учителей 
физической культуры
 
и учителей 
предметников).
 
6.
 
Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и 
на спортплощадках во внеурочное время.
 
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, 
выделяются несколько групп,
 
отличающихся разными подходами к охране 
здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям 
физической культуры
 
близки будут физкультурно
-
оздоровительные 
технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним 
относятся: закаливание, 
тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и 
других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически 
слабого.
 
По характеру действия различаются следующие технологии:
 
 
Стимулирующие.
 
Они позволяют активизировать собственные силы 
ор
ганизма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. 
Примерами могут быть 
–
 
температурное закаливание, физические нагрузки.
 
 
Защитно
-
профилактические.
 
Это выполнение санитарно
-
 
гигиенических 
норм и требований. Ограничение предельной н
агрузки, исключающей 
переутомление. Использование страховочных средств и защитных 
приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.
 
 
Компенсаторно
-
нейтрализующие
 
технологии. Это физкультминутки, 
физкультпаузы, которые в какой
-
то мере нейтрализу
ют неблагоприятное 
воздействие статичности уроков.
 
 
Информационно
-
обучающие
 
технологии. Обеспечива
ют учащимся уровень 
грамотности
, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
 
 
Гигиенические условия
 
о
беспечение учебного процесса
 
 
Обеспе
чение оптимальных условий в школе 
–
 
важный элемент 
здоровьесберегающих технологий.
 
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные 
нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры. 
Установлено, что оптимизаци
я санитарно
-
гигиенических условий способствует 
улучшению здоровья на 11 %.
 
Учитель физической культуры должен:
 
–
 
осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного 
оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
 
–
 
не допускать проведения учебн
ых занятий, работы кружков и секций в 
необорудованных  для этих целей и не принятых в эксплуатацию 
помещениях;
 
–
 
контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие 
аптечки;
 
–
 
перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения 
заняти
я, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления 
оборудования.
 
 
Требования к школьным образовательным технологиям
 
 
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при 
следующих условиях:
 
–
 
разработана система оперативного, текущего
 
и этапного контроля за 
состоянием зд
о
ровья учащихся;
 
–
 
в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной 
здоровья;
 
–
 
процесс обучения строится с учетом анатомо
-
физиологических и 
психических особенностей организма;
 
–
 
отдается предпочтение значимому
, осмысленному материалу; 
 
–
 
учитываются индивидуальные особенности учащихся;
 
–
 
стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть 
то, что способствует саморазвитию ребѐнка;
 
–
 
обеспечивается достаточный уровень мотивации;
 
–
 
учебно
-
воспитательный 
процесс ориентирован на формирование 
представлений, а не на передачу знаний;
 
–
 
предупреждается переутомление;
 
–
 
позитивные воздействия преобладают над негативом;
 
–
 
показатель успешности используется для развития позитивных начал;
 
–
 
оценка выполняет стимулирующую р
оль;
 
–
 
обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
 
 
Рациональная организация урока
 
 
От соблю
дения гигиенических и психолого
-
педагогических условий зависит 
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. 
Физиологически обосн
ованным считается урок продолжительностью 45 минут.
 
Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным 
позициям с использованием хроном
е
тража:
 
–
 
плотность урока
 
(% времени, затраченного на учебную работу);
 
–
 
число видов учебной деятельности
 
(
слу
шание, выполнение физических 
упражнений, перестроения и т. д.);
 
–
 
длительность каждого вида деятельности
 
мин);
 
–
 
частота смены видов деятельности
 
(мин);
 
–
 
число видов преподавания
 
(
словесный, наглядный,
 
ТСО), 
продолжительность самостоятельной деятельности;
 
–
 
ме
ста, длительность и условия применения ТСО;
 
–
 
частота чередования видов преподав
а
ния.
 
 
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3
 
–
 
5 мнут 
любого урока занимает врабатывание (8
 
–
 
10 минут), устойчивая 
работоспособность длится 10
 
–
 
15 минут для
 
младших школьников, 15
 
–
 
20 
минут
 
–
 
для среднего звена, 20
 
–
 
30 минут 
–
 
для старшеклассников. После этого 
наступает п
редутомление, если не изменить педагогическую тактику, то 
наступает утомление.
 
 
 
Двигательная активность школьника
 
 
Двигательная активность уч
ащихся складывается из ежедневной ( утренняя 
зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
 
2 урока 
физкультуры
 
в неделю не компенсируют дефицита физической 
нагрузки. Для школьников занятия 
физкультурой 
 
должны составлять 8
 
–
 
12 
часов в
 
неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения 
биологической потребности растущего организма. Двигательная активность 
детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то 
же время не приводить их к переутомлению. Восполнение д
вигательной 
активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры. 
В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по
-
разному 
реализуют потребность в физической нагрузке.
 
Построение уроков физкультуры лежит на плечах учител
ей физ. культуры. 
 
«
Физкультура без освобожденных» 
–
 
принцип, которым должны 
руководствоваться учителя физ. культуры. 
Физическая активность должна быть 
организованна двумя направлениями:
 
1.
 
Занятия больших форм 
–
 
уроки 
физкультуры
 
и работы в спортивных 
секциях
 
во внеурочное время;
 
2.
 
Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (
вводная 
гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, 
физические упражнения на удлиненной перемене).
 
  
 
Тест
-
анкета для самооценки учащимися изменений своего 
со
стояния здоровья
 
 
 
Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный 
учителем период времени по 11 балльной шкале: «
–
5 
–
 
максимально 
негативные изменения; до «+5» 
–
 
положительное влияние; «0» 
–
 
отсутствие 
изменений.
 
 
1.
 
Как изменилось с
остояние твоего здоровья? 
(«
–
5» 
–
 
ухудшилось; «+5» 
–
 
улучшилось
)
 
2.
 
Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («
–
5»
 
–
 
стал меньше 
заботиться о своѐм здоровье, «+5» 
–
 
стал больше заботиться о своѐм 
здоровье
)
 
3.
 
Как изменился твой образ жизни с точки зрения его 
влияния на здоровье?
 
4.
 
Как изменилась за это время твоя физическая активность
 
(
занятия в 
спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
 
5.
 
Как изменился характер питания?
 
6.
 
Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье?
 
(
в
редные
 
–
 
«
–
5», 
полезные «+5»
)
 
7.
 
Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?
 
8.
 
Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону? 
(«+5»
 
–
 
в лучшую, «
–
5» 
–
 
более быстрое и частое, «+5»
 
–
 
реже).
 
9.
 
Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
 
10.
 
Чаще или
 
реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? 
(«+5» 
–
 
реже, 
 
«
–
5»
 
–
 
чаще).
 
11.
 
Изменился контакт твоих родителей со школой?
 
 
 
Тест
-
анкета для самооценки фа
кторов риска ухудшения здоровья
 
 
Возможны два варианта ответа: да или нет.
 
 
1.
 
Я часто сижу сгорбившись.
 
2.
 
Я но
шу портфель, а не ранец.
 
3.
 
У меня привычка сутулиться.
 
4.
 
Я чувствую, что мало двигаюсь.
 
5.
 
Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
 
6.
 
Я питаюсь нерегулярно, кое
-
как.
 
7.
 
Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.
 
8.
 
Я беспечно отношусь к своему здоровью.
 
9.
 
Бывает, я курю.
 
 
 
Методика самооценки состояния тревожности учащихся 
 
(
по Кондашу)
 
для 7
 
–
 
11 классов
 
 
Оценивается каждая ситуация в баллах: 0
 
–
 
ситуация не волнует; 1
–
 
слабо 
волнует; 2
 
–
 
достаточно волнует; 3
 
–
 
очень волнует.
 
1.
 
Ответ 
у доски.
 
2.
 
Разговор с директором школы.
 
3.
 
Учи
тель решает, кого вызвать.
 
4.
 
Тебя критикуют.
 
5.
 
Выполнение контрольного зачѐта.
 
6.
 
Учитель называет оценки контрольной работы.
 
7.
 
Ожидание родителей с родительского собрания.
 
8.
 
Сдача  экзамена.
 
Участие в соревнованиях.
 
9.
 
Ответ с места.
 
Непонимание объяснение учителя.
 
10.
 
Неожи
данный вопрос учителя.
 
11.
 
Не получается домашнее задание.
 
12.
 
Принятие важного решения.
 
(
До 20 баллов
 
–
 
низкий уровень тревожности; 20
 
–
 
30
 
–
 
средний уровень; более 
30
 
–
 
высокий уровень.)