ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Тема самообразования:
Использование здоровьесберегающих технологи
й на
уроках физической культуры
С
остояние здоровья школьников
–
важнейший показатель благополучия
общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и
дающий прогноз на
будущее. Согласно усредненным данным, полученным
разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно
признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у
школьников
–
нарушение остроты зрения, патология опорно
-
двигатель
ного
аппарата
(
нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания
сердечнососудистой
системы, пищеварительной системы, аллергические
проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и
психической сферы.
К важнейшим причинам неблагопо
лучного здоровья учащихся относятся:
–
стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний
учащихся;
–
недостаток физической активности учащихся, приводящий к
гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
–
чрезмерная интенсификация образователь
ного процесса;
–
невозможность многих учителей в условиях современной организации
образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к
учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей
и состояния здоровья;
–
несоблюдение элементарн
ых гигиенических и физиологических
требований к организации учебного процесса;
–
недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний
педагогов;
–
низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья
учащихся и их родителей.
Здоровьесберегающая п
едагогика не является альтернативной всем другим
педагогическим системам и подходам. Еѐ главная особенность
–
приоритет
здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии
образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагоги
ки:
–
« не навреди»;
–
приоритет действенной заботы о зд
о
ровье учащихся (
предполагает,
что
всѐ происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с
позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье
учащихся);
–
триединое представление о з
доровье (
единство физического,
психического и духовного здоровья);
–
непрерывность и преемственность;
–
субъект
–
субъектные взаимоотношения с учащимся
(
связь главной
задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в
содержание программ, обеспеч
ение здоровьесберегающего характера
проведения процесса обучения);
–
соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
–
гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
–
приоритет позитивного влияния над негативным;
–
ответственн
ость учащихся за своѐ здоровье;
–
«отсроченный» результат
(результат проявится через несколько лет);
–
контроль за результатами.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации
физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддерж
ание и
укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной
активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами
просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения,
увлечение компьютерными играми, Интернетом, недост
аток возможностей для
занятий физкультурой и спортом
–
главные причины малоподвижного образа
жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и
развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников,
общему ухудшению состояния
здоровья.
Пути решения проблемы:
1.
Увеличение количества уроков
физкультуры
(
как минимум 3 часа в
неделю).
2.
Изменение содержания уроков физкультуры (
каждый урок должен
стать новой « тропинкой здоровья»).
3.
Использование между уроками малых форм физической акти
вности
учащихся
(
физкультминутки, физкультпаузы и др.).
4.
Проведение специальных физкультурных занятий для детей с
ограничениями по здоровью.
5.
Коррекция педагогических технологий, способствующих
формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов
(
взаимо
действие учителей
физической культуры
и учителей
предметников).
6.
Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и
на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования,
выделяются несколько групп,
отличающихся разными подходами к охране
здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям
физической культуры
близки будут физкультурно
-
оздоровительные
технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним
относятся: закаливание,
тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и
других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически
слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:
Стимулирующие.
Они позволяют активизировать собственные силы
ор
ганизма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Примерами могут быть
–
температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно
-
профилактические.
Это выполнение санитарно
-
гигиенических
норм и требований. Ограничение предельной н
агрузки, исключающей
переутомление. Использование страховочных средств и защитных
приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.
Компенсаторно
-
нейтрализующие
технологии. Это физкультминутки,
физкультпаузы, которые в какой
-
то мере нейтрализу
ют неблагоприятное
воздействие статичности уроков.
Информационно
-
обучающие
технологии. Обеспечива
ют учащимся уровень
грамотности
, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Гигиенические условия
о
беспечение учебного процесса
Обеспе
чение оптимальных условий в школе
–
важный элемент
здоровьесберегающих технологий.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные
нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры.
Установлено, что оптимизаци
я санитарно
-
гигиенических условий способствует
улучшению здоровья на 11 %.
Учитель физической культуры должен:
–
осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного
оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
–
не допускать проведения учебн
ых занятий, работы кружков и секций в
необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию
помещениях;
–
контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие
аптечки;
–
перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения
заняти
я, убедиться в исправности инвентаря, надѐжности и крепления
оборудования.
Требования к школьным образовательным технологиям
Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при
следующих условиях:
–
разработана система оперативного, текущего
и этапного контроля за
состоянием зд
о
ровья учащихся;
–
в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной
здоровья;
–
процесс обучения строится с учетом анатомо
-
физиологических и
психических особенностей организма;
–
отдается предпочтение значимому
, осмысленному материалу;
–
учитываются индивидуальные особенности учащихся;
–
стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть
то, что способствует саморазвитию ребѐнка;
–
обеспечивается достаточный уровень мотивации;
–
учебно
-
воспитательный
процесс ориентирован на формирование
представлений, а не на передачу знаний;
–
предупреждается переутомление;
–
позитивные воздействия преобладают над негативом;
–
показатель успешности используется для развития позитивных начал;
–
оценка выполняет стимулирующую р
оль;
–
обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока
От соблю
дения гигиенических и психолого
-
педагогических условий зависит
функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Физиологически обосн
ованным считается урок продолжительностью 45 минут.
Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным
позициям с использованием хроном
е
тража:
–
плотность урока
(% времени, затраченного на учебную работу);
–
число видов учебной деятельности
(
слу
шание, выполнение физических
упражнений, перестроения и т. д.);
–
длительность каждого вида деятельности
мин);
–
частота смены видов деятельности
(мин);
–
число видов преподавания
(
словесный, наглядный,
ТСО),
продолжительность самостоятельной деятельности;
–
ме
ста, длительность и условия применения ТСО;
–
частота чередования видов преподав
а
ния.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3
–
5 мнут
любого урока занимает врабатывание (8
–
10 минут), устойчивая
работоспособность длится 10
–
15 минут для
младших школьников, 15
–
20
минут
–
для среднего звена, 20
–
30 минут
–
для старшеклассников. После этого
наступает п
редутомление, если не изменить педагогическую тактику, то
наступает утомление.
Двигательная активность школьника
Двигательная активность уч
ащихся складывается из ежедневной ( утренняя
зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
2 урока
физкультуры
в неделю не компенсируют дефицита физической
нагрузки. Для школьников занятия
физкультурой
должны составлять 8
–
12
часов в
неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения
биологической потребности растущего организма. Двигательная активность
детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то
же время не приводить их к переутомлению. Восполнение д
вигательной
активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры.
В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по
-
разному
реализуют потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры лежит на плечах учител
ей физ. культуры.
«
Физкультура без освобожденных»
–
принцип, которым должны
руководствоваться учителя физ. культуры.
Физическая активность должна быть
организованна двумя направлениями:
1.
Занятия больших форм
–
уроки
физкультуры
и работы в спортивных
секциях
во внеурочное время;
2.
Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (
вводная
гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы,
физические упражнения на удлиненной перемене).
Тест
-
анкета для самооценки учащимися изменений своего
со
стояния здоровья
Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный
учителем период времени по 11 балльной шкале: «
–
5
–
максимально
негативные изменения; до «+5»
–
положительное влияние; «0»
–
отсутствие
изменений.
1.
Как изменилось с
остояние твоего здоровья?
(«
–
5»
–
ухудшилось; «+5»
–
улучшилось
)
2.
Как изменилось твоѐ отношение к здоровью? («
–
5»
–
стал меньше
заботиться о своѐм здоровье, «+5»
–
стал больше заботиться о своѐм
здоровье
)
3.
Как изменился твой образ жизни с точки зрения его
влияния на здоровье?
4.
Как изменилась за это время твоя физическая активность
(
занятия в
спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
5.
Как изменился характер питания?
6.
Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье?
(
в
редные
–
«
–
5»,
полезные «+5»
)
7.
Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?
8.
Отмечаешь ли изменения в своѐм облике? Если да, то в какую сторону?
(«+5»
–
в лучшую, «
–
5»
–
более быстрое и частое, «+5»
–
реже).
9.
Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
10.
Чаще или
реже у тебя появлялись жалобы на здоровье?
(«+5»
–
реже,
«
–
5»
–
чаще).
11.
Изменился контакт твоих родителей со школой?
Тест
-
анкета для самооценки фа
кторов риска ухудшения здоровья
Возможны два варианта ответа: да или нет.
1.
Я часто сижу сгорбившись.
2.
Я но
шу портфель, а не ранец.
3.
У меня привычка сутулиться.
4.
Я чувствую, что мало двигаюсь.
5.
Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
6.
Я питаюсь нерегулярно, кое
-
как.
7.
Я нередко читаю при плохом свете, лѐжа.
8.
Я беспечно отношусь к своему здоровью.
9.
Бывает, я курю.
Методика самооценки состояния тревожности учащихся
(
по Кондашу)
для 7
–
11 классов
Оценивается каждая ситуация в баллах: 0
–
ситуация не волнует; 1
–
слабо
волнует; 2
–
достаточно волнует; 3
–
очень волнует.
1.
Ответ
у доски.
2.
Разговор с директором школы.
3.
Учи
тель решает, кого вызвать.
4.
Тебя критикуют.
5.
Выполнение контрольного зачѐта.
6.
Учитель называет оценки контрольной работы.
7.
Ожидание родителей с родительского собрания.
8.
Сдача экзамена.
Участие в соревнованиях.
9.
Ответ с места.
Непонимание объяснение учителя.
10.
Неожи
данный вопрос учителя.
11.
Не получается домашнее задание.
12.
Принятие важного решения.
(
До 20 баллов
–
низкий уровень тревожности; 20
–
30
–
средний уровень; более
30
–
высокий уровень.)