Технологическая карта урока по литературному чтению на тему С. Есенин Берёза (2 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Литературное чтение
Тема : Сергей Есенин
« Берёза».
2 – а класс
УМК « Школа России»
Разработала
Зезюлина Надежда Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты
р.п. Юрты
январь, 2017 год
Технологическая карта урока
Класс: 2-а
Тема урока: Сергей Есенин «Берёза».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с произведением Сергея Есенина « Берёза»;
- формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);
-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;
-воспитывать интерес к лирике Сергея Есенина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
Планируемые результаты образования:
Предметные: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;
познакомятся с пейзажной лирикой Сергея Есенина , с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы; освоят художественный прием противопоставления.
Метапредметные (УУД)
Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Межпредметные связи: изобразительное искусство , музыка.
Методы обучения: словесный, практический; частично - поисковый: аналитический, сравнительный
Материальные ресурсы: мультимедийный проектор; презентация к уроку , аудиозапись романса на стихи Сергея Есенина « Белая берёза»; учебник « Литературное чтение», портрет Сергея Есенина, иллюстрация берёзы, карточки для исследовательской работы учащихся, альбомные листы, карандаши, оценочные листы, листочки разных цветов для рефлексивной деятельности.
№ Этапы урока Деятельностьучеников Деятельность учителя Формируемые универсальные учебные действия
1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
Проверка готовности к уроку (Слайд 2)
Посмотрите на солнышко – улыбнитесь ему.
Посмотрите друг на друга – улыбнитесь.
Пусть на протяжении всего урока это милое солнышко придаёт нам оптимизма, творчества и, конечно же, хорошего настроения Регулятивные: самоопределение готовности к учебной деятельности.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Читают загадку и разгадывают её.
Читают предложения с разной интонацией в зависимости на какое слово падает ударение.
Рассматривают картины И.И. Шишкина
Играют в игру и отгадывают о каком писателе будут говорить на уроке
Вспоминают что уже знают о писателе ( творчество, биография)
Сегодня на уроке, ребята, вы будете слушателями, исследователями и художниками.- Нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии. Отгадав загадку вы узнаете о каком времени года мы будем говорить.
( Слайд 3)
Если городу ночью холодно стало,И ночь для него одеяло достала,Если снегом заботливо город одела.Какое время года прилетело?
Речевая разминка.
На( слайде 4) напечатано предложение. Прочитайте его с разной интонацией.
- Об этом прекрасном времени года Иван Иванович Шишкин нарисовал замечательные картины «Сосны, освещенные солнцем», « Зима». ( Слайд 5)
Чтобы узнать с каким писателем мы познакомимся предлагаю поиграть в игру «Услышь фамилию»
( Слайд 6)
В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет, Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что-то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты…
-Что вы уже знаете о Сергее Есенине?
( Слайд 7)-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Есенина Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
3 Актуализация знаний Отгадывают загадки. высказывают собственное мнение и обосновывают его.
Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. Формулируют тему урока, ставят цели.
( Слайд 8)
-Отгадайте дерево.
С одного дереваДа четыре угодья:
Первое - от тёмной ночи свет,
Второе – некопаный колодец,
Третье – старому здоровье,
Четвёртое – разбитому связь. (отгадка – берёза)
1 угодье
В старину, когда не было электрических лампочек, долгое время изба освеща-
лась лучиной. При её свете женщины и девушки в долгие зимние вечера пели песни. Теперь такое освещение ушло в прошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, куда падали обгоревшие кусочки и гасли вводе – можно было не бояться пожара в доме.
2 угодье
Сок из «некопаного колодца». Сок у берёзы собирают так, чтобы не нанести вред дереву. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть.
3 угодье
Русская баня всегда была полезна и молодым и старым. А какая баня без березового веника?
Все болезни вылечит, душу радует, тело молодит.
4 угодье
Разбитому связь. С помощью бересты можно отремонтировать или сделать новую ёмкость
для ягод и грибов.
- Какие цели мы поставим на предстоящий урок?
( Слайд 9) Регулятивные: умение высказывать своё предположение.
Слушать и понимать речь других. Высказывать собственные суждения.
4 Изучение нового материала.
1.Знакомство с краткой биографией Сергея Есенина.
2.Знакомство со стихотворением С. Есенина «Берёза» Знакомятся с биографией писателя
Закрывают глаза. Представляют себе образно берёзу и словесно описывают её.
-Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза», научимся
рисовать это дерево и услышим романс положенный на стихотворение « Берёза».
- Предлагает познакомиться с краткой биографией писателя.( слайды 10-14)
Берёза –символ нашей родины.
Закройте глазки, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть эту берёзу.
- Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.( слайд 15)
-Кто не знает этих строк?
-Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь это первое напечатанное стихотворение С. Есенина
Он считал, что писать для детей надо особый дар иметь.
Поэтому специальных «детских» стихотворений у него очень мало. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные : умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные : умение высказывать своё мнение.
умение анализировать поэтический текст, навыки чтения, творческое воображение.
5. Самостоятельная работа
Выполняют работу, подчёркивают непонятные слова Работают над лексическим значением слов. -Прочитайте стихотворение вполголоса. Подчеркните непонятные слова и вы-
ражения.
-Как вы понимаете слова: кайма, бахрома?
( слайд 16)
Кайма- отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома- тесьма с рядом свободно свисающих нитей.
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
-Скажите, какой увидел берёзу поэт? Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: самооценка.
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Умение самостоятельно выполнять работу, планировать деятельность.
6. Физкультминутка Произносят текст стихотворения и одновременно выполняют сопровождающие движения. ( Слайд 17)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять 7. Анализ произведения Отвечают на вопросы учителя, выборочно читают текст, определяют темп чтения.
Работают по учебнику.
( Слайд 18)
-Какие краски использует автор, чтобы описать берёзу?
-Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.
-Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.
-Какое время дня рисует поэт?
-Почему вы так решили?
-Солнечное или пасмурное утро?
-Прочитайте, как занималась заря зимой.
-Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы?
-Докажите это строчками из стихотворения.
-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопливый? Коммуникативные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
8. Физкультминутка для глаз Смотрят за движением снежинки на экран Посмотрите за движением снежинки (экран)
( Слайд 19) 9. Слушание романса
« Белая берёза»
Слушают музыку -( Слайд 20)
-Прослушайте романс в исполнении Галины Ненашевой « Белая берёза». Многие стихи великих поэтов положены на песни. 10. Практическая берёза.
Рисование берёзы.
Рисуют берёзу. И мы сегодня выступим в роли художников, научимся рисовать берёзу.
Последовательность рисования берёзы.
-Нарисуем ствол берёзы. Одной линией наметим его высоту и характер, другой
покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки
вверху, Дальше покажем толщину крупных веток, их плавное соединение состволом. Затем нарисуем конечные ветки, их мягкое ниспадающее волнистое
движение. Белая кора ствола снизу изрезана чёрными корявыми трещинами.
Нарисуем их.
( Слайды 22,23,24) Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы.
Выполнять работу по инструкции учителя
11. Самооценка Отмечают в оценочном листе.
-Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть
художниками.
Самоконтроль, самооценка учебной деятельности.
12. Постановка проблемы. Исследовательская деятельность учащихся.
Исследуют. Оценивают себя в оценочном листе.
-А теперь. Ребята, мы проверим, какие мы исследователи.
-Посмотрите на следующее задание. Откуда взяты эти строчки?
Всё ли там в порядке?
(строчки перемешаны )
Задание:
-Укажите по порядку строчки стихотворения С. Есенина «Берёза».
Чтения стихотворения в исправленном виде.
Самооценка на оценочном листе.
-Понравилось ли вам быть в роли исследователей?
Познавательные:
построение речевых высказываний,
выведение следствий. Развитие навыков исследовательской деятельности.
13. Итог.
Рефлексия.
Подводят итоги и проводят само(оценку. Отвечают на вопросы.
Учащиеся оценивают себя с помощью листочков.
( Слайд 25)
- Какова тема стихотворения?
-Какие чувства, настроение вызывает?
-Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о С. Есенине как о человеке?
Плакат на доске с нарисованной берёзой и листочки: жёлтые, зелёные, оранжевые.
-Кому на уроке понравилось быть слушателями, прикрепите жёлтые листочки,
кому художниками-оранжевые, кому исследователями-зелёные листочки.
-Посмотрите, какая у нас красивая берёза получилась. Среди нас есть
внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные исследователи. Коммуникативные: выражение своих мыслей
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
14. Домашнее задание Записывают в дневник. -Выучить стихотворение С. Есенина «Берёза»,
оживить берёзку на своих альбомных листах с помощью красок.( Слайд 26)