Эффективные способы использования интерактивной доски на уроках иностранного языка


Боголей Т.А.
Эффективные способы использования
интерактивной доски
на уроках иностранного языка
Методическое пособие

Краснодар, 2014
Составитель – Боголей Т.А., преподаватель английского языка ГБОУ СПО «КТЭК» КК
В методическом пособии описываются наиболее эффективные способы использования интерактивной доски на уроках иностранного языка,
В работе приводятся примеры самых удачных приемов и видов упражнений для развития умений говорения, восприятия иноязычной речи на слух, работы с текстом.
Методическое пособие предназначено для преподавателей иностранных языков, имеющих возможность и желание использовать интерактивную доску на уроках.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение4
Интерактивная доска как средство повышения интенсификации процесса обучения.5
Преимущества использования интерактивнойдоски.6
Использование интерактивной доски на разных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности.9
Особенности в использовании интерактивной
доски на уроках.25
Заключение27
Информационные источники28

Введение
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWERPOINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет.
Так как, на сегодняшний день, специальные технические и методические курсы для формирования навыков работы с интерактивной доской (ИД) являются большой редкостью, некоторые педагоги сталкиваются с вопросом возможностей использованияИД на уроках. Исходя из актуальности этой проблемы, при наличии ИД в учебных заведениях, хочется поделиться опытом использования ИД на уроках английского языка.

Интерактивная доска как средство повышения интенсификация процесса обучения.
В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования повысился интерес к интерактивным технологиям, использование которых способствует эффективности усвоения учебного материала. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения за счет интерактивности, наглядности и динамичности подачи материала.
Использование интерактивной доски является
эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие формированию и развитию различных компетенций учащихся.
Программные обеспечения для интерактивныхдосок позволяют одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.
Возможность анимации, перемещение объектов, Изменениеи выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации. Рассеянные студенты лучше воспринимают информацию, размещенную на большом экране, это активизирует их воображение, и усвоение материала не вызывает затруднений. Студенты работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Обучающиеся учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одногруппниками и преподавателем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность студентов. Создание на уроках доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества поднимает авторитет студентов среди одногруппников, помогает верить в себя.
Особыми преимуществами обладает интерактивнаядоска при обучении иностранным языкам. Заранее подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио и видеоматериалы служат опорой для введения или активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматический структур, совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.
Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков обучающихся, а также в процессе формирования социо-культурной компетенции для презентации страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка. Большим подспорьем преподавателям иностранного языка в процессе подготовки уроков и интерактивных заданий станут рекомендуемые производителями ссылки www.iwb.org.uk, www.skolplus.se, www.teachers.tv.
Преимущества использования интерактивной доски.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Вместе они являются интерактивным комплексом. Но использовать ИД только в качестве экрана для показа презентаций «кощунственно», так как в программном обеспечении любой ИД имеются различные функции, с помощью которых можно продуктивно работать с любыми объектами на доске: перемещать, группировать, скрывать за шторкой, делать съемку экрана, видеозапись урока и многое другое.
Преимущества для педагогов
Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Удобна при работе в большой аудитории;
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;
Преподаватели иностранного языка имеют преимущества перед преподавателями других предметов, так как наш предмет разносторонний, охватывает многие области: географию, историю, литературу, экономику, экологию, биологию, математику, физику и химию тоже и многое другое. Поэтому мы можем использовать программное обеспечение доски и её возможности в полном объёме;
Учителя иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка.
Преимущества для студентов.
Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития мотивации к обучению;
Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе;
Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления;
Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся;
Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.
У интерактивных досок есть как защитники, так и противники, которые убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на несколько уроков, а после этого становится им неинтересной. Но чаще всего противниками использования нового оборудования выступают преподаватели, которые сами с интерактивными досками не работают.
Использование интерактивной доски на различных этапах урока.
На своих уроках я часто использую CD-ROM Interactive Whiteboard Software для интерактивных досок известных британских изданий. Данные интерактивные программы представляют собой набор обучающих модулей, охватывающих различные бытовые темы общения (Рис.1).
Рис.1

Программа содержит набор блоков, направленных на отработку всех видов речевой деятельности - чтение, аудирование, письменная речь, говорение и аспектов языка - лексика, грамматика (Рис.2).
Рис.2.

Отработка фонетических навыков.
Для проведения фонетической разминки можно использовать фонетическую таблицу. Нажав на необходимый звук, в правом верхнем углу появляются слова, содержащие данный звук. Студенты прослушивают произношение слов и повторяют за диктором (рис.3).
Блоком «Pronunciation» можно пользоватьсяне только для совершенствования произношения звуков, но и для отработки ударения в английских словах и предложениях. Обучающиеся прослушивают слово или предложение, затем выбирают правильный вариант, путем нажатия соответствующей клавиши на доске. После выполнения задания можно проверить ответы, нажав клавишу Checkanswers (Рис.4).
Рис.3
Рис.4
Работа с грамматическим материалом
При отработке грамматического материала используется блок “LanguageFocus”, где студентам предлагается выполнить увлекательные задание вместе с этим закрепить грамматические правила английского языка. В заданиях используются такие приемы, как: «Выбери правильный ответ», «Убери лишнее», «Сопоставление частей предложения» «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры».
В данном виде деятельности нам также на помощь приходит режим Граффити программного обеспечения Smart-Notebook нашей интерактивной доски. Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев (на лотке, либо на панели инструментов). Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно.
Рис.5 Задание на выбор правильной грамматической формы. Верные ответы отмечаются зеленым цветом, неверные – красным.

Рис. 6. Задание на заполнение пробелов путем перетаскивания табличек с грамматическими конструкциями в соответствии с изученным грамматическим правилом.

Рис.7. Задание на составление высказываний, правильно сопоставив предложения.

Работа с новым лексическим материалом.
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Распределение на группы», «Исключение лишнего», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.
Рис.8. Найти названия магазинов.


Рис.9. Сопоставить слова с картинками.

Рис. 10. Заполнить пробелы путем перетаскивания табличек со словами в соответствующий пробел.


Рис. 11. Вставить пропущенные буква в слова и соотнести с картинками.

Обучение восприятию и пониманию иностранной речи на слух.
Видеои аудиозаписи диалогов на различные бытовые темы, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать студентов и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух.
На интерактивной доске можно захватывать видео изображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии.
Рис.12. Первое прослушивание диалога и выполнение задания на проверку понимания прослушанной информации – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Рис.13. Второе прослушивание. Заполнение пробелов фразами из прослушанного диалога.

Рис.14. Третье прослушивание с поддержкой выведенного на экран текста диалога для самопроверки полного понимания текста.

Обучение чтению.
При обучении чтению используются приемы «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками слов», «Выделение необходимой информации».
Рис.15. Пример задания для студентов технологического отделения по теме «Типы ресторанов». Люди (1-4) пытаются решить в каком ресторане поужинать. Необходимо прочитать описания их предпочтений и подчеркнуть ключевые слова и выражения.

Рис. 16. Прочитать описания ресторанов (A-F), (Рис. 13) и определить, кому какой ресторан подходит.

Обучение говорению
Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», « Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.
Рис.17. Задание на развитее устной речи: Представьте, что вы в Торонто. Какой из ресторанов вы бы хотели посетить. Составьте высказывание по образцу, используя следующие слова и выражения.

Обучение письменной речи.
При обучении письменной речи и правописанию наиболее эффективными являются задания «Заполнение пробелов», « Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками». Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.


Упражнения для самоконтроля.
Блок TestYourself (Проверь себя) состоит из интерактивных заданий разного типа, при выполнении которых студенты могут проверить усвоение изученного лексического, грамматического, речевого материала по разным темам.
Задания каждого блока имеют индивидуальный интерфейс и снабжены иллюстративными материалами, на основе которых можно развивать коммуникативные навыки по каждой теме (описание, ответы на вопросы и т.д.) Все задания снабжены ключами, т.е. возможна самопроверка.
Систематическая работа с интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет учащимся возможность для проявления самостоятельности, как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.
Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала студентами при значительной экономии времени, а также мотивирует обучающихся на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у студента неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.

Особенности в использовании интерактивной доски на уроках.
Наряду со многими преимуществами, подготовка урока с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени. Применение ее на уроке должно быть дозированным. Согласно нормативной документации требуется учитывать, что при компьютерном сопровождении уроков общее время работы обучающегося с компьютером не должно превышать 15-20 минут, то есть менее половины урока. Можно использовать компьютер и интерактивную доску фрагментами по 2 - 5 минут, распределяя время взаимодействия студентов с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока. Для групповой формы обучения можно организовать компьютерную поддержку в рамках одного урока с помощью метода проектов или приема обучения в сотрудничестве. Интерактивная доска в этом случае может быть использована как для постановки проектных задач перед группой, так и для презентации результатов проекта отдельными группами, причем есть возможность переносить изображение с доски на локальные компьютеры и обратно, что увеличивает эффективность работы.
Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу студентов и преподавателя. Благодаря интерактивной доске студенты с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

Заключение
Я работаю с интерактивной доской более двух лет. В своей практике широко использую как компьютерные обучающие программы, интерактивные программы с разрешенных ресурсов Интернета, так и создаю собственные презентации в программе SmartNotebook.
Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко для меня, а студентам становится интересно учиться. А ведь мотивация – двигатель прогресса! Я заметила, что благодаря появлению в кабинете интерактивной доски изменилось отношение к занятиям, даже у самых проблемных студентов. Студент, который раньше тихо сидел за последним столом, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Постоянно отвлекающиеся студенты направляют свою энергию на работу. А те, кому просто тяжело учиться, находят новые возможности для самовыражения. Некоторые дети стали проявлять инициативу в создании разного рода презентаций и индивидуальных заданий для воспроизведения их на интерактивной доске, проявляя все свое творчество и индивидуальность…
Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же, как доска, мел, таблица и, то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
CD-ROM Interactive Whiteboard Software “Cutting Edge”, Pearson (London).
Interactive Whiteboard Software “Up-Stream”, Pearson (London), Express Publishing.
http://www.smarttech.ru/notebook.htmlhttp://global-school.ru/files/view/207/www.iwb.org.ukwww.skolplus.sewww.teachers.tv.