Доклад Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе
Доклад
«Эффективность использования ИКТ
на уроках в начальной школе»
(из опыта работы)
Подготовила: Учитель начальных классов
Майорова Л.Д.
Новоникольская СШ
(Слайд 1)
Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе
(из опыта работы)
(Слайд 2) Актуальность использования ИКТ на уроках заключается в следующем: Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании.
(Слайд 3) Целями являются:
1. Повышение качества образования через повышение информационной культуры и активное использование информационных технологий.
2. Подготовка конкурентоспособной личности в современном обществе.
3. Создание равных условий каждому ребенку для качественного образования и всестороннего развития.
(Слайд 4) Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение обрабатывать, полученную с их помощью, информацию для дальнейшего самообразования.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
Овладевать практическими способами работы с информацией;
Развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
Активизировать познавательную деятельность учащихся;
Проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
(Слайд 5) Убеждена, что применение компьютера позволяет учителю значительно расширить возможности.
При правильном подходе мультимедия активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Так же помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает усвоение материала, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла учебные цели.
Занятия на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность, и оживляет учебный процесс.
Достоинства использования ИКТ в своей практике я отношу к тому, что у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
(Слайд 6) С компьютером работаю по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с Интернет ресурсами.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных уроков.
ИКТ технологии использую на любых этапах урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю всю последовательность.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Использую эти технологии постоянно на всех уроках.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Я считаю, если учителя в своей работе используют компьютер, значит, им небезразличен уровень своего профессионализма, их беспокоит, насколько он, соответствует требованиям данного времени.
(Слайд 7) Одно из направлений применения ИКТ в воспитательной работе с классом - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Они позволяют сделать данные мероприятия более наглядными и интересными, а самое главное позволяют привлечь к их организации большее количество учеников, и их родителей.
Я думаю, что при условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:
Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Моя задача как учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать.
Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.
(Слайд 8) В-третьих, участие в деятельности, через учебные проекты. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия.
После всего сказанного можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют нам компьютер. Без этого не может быть качества образования.
(Слайд 9) Таким образом, применение ИКТ в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
А сейчас я предлагаю вам использование ИКТ на уроке познание мира и совершить «Путешествие во времени».
(Слайд 10) Для этого мы будем использовать машину времени, которая всем известна по фильму. Детям дам пояснение, для чего нужна нам эта машина.
(Слайд 11) Это занятие является последним по сквозной теме «Путешествие», поэтому мы закрепим всё, что изучили на уроках. Будем развивать навыки слушания и говорения.
В ходе урока будет выполнена коллективная творческая работа по созданию ленты времени .(на обоях временная хронология, разделённая на две неравные части: до н.э. и н.э.)
Каждая группа получит набор картинок: первобытные люди, наши предки саки, воины гунны и их предводитель Аттила, фотографии старой Астаны и фотографии современной столицы.
Вспоминаем просмотренный развивающий фильм о первом человеке. Дети рассказывают, что запомнили и находят нужные картинки и приклеивают на ленту.
Затем просмотр фрагмента фильма Борьба саков за независимость. Рассказывают, что помнят и приклеивают кочевников –саков.
После этого вспоминаем: - Кто такие гунны, чем они занимались? Кем был Аттила? Просмотр короткого фильма «Великое переселение» и фрагмента фильма ВВС «Аттила». Приклеиваем на ленту картинки гуннов.
Наступает наша эра. Просмотр фильма История Акмолинской области. Снова находят нужные картинки и приклеивают. А затем смотрим современную «Астану – город будущего». Рассказываю о последних событиях в столице. Обращаю внимание, что в Казахстане много красивейших мест, которые можно посетить. Дети находят картинки современного города и приклеивают на ленту. Просмотр презентации «Красивейшие места в Казахстане».
Так мы за урок повторим весь раздел, потому что фильмы короткие и не займут много времени. Можно приступать к СОру.
(Слайд 12)
Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе
(из опыта работы)
Подготовила: учитель начальных классов
Новоникольской СШ Майорова Л.Д.
2017 год
15