Материал по теме «ЭФФЕКТИВНОСТЬ SMART-УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ SMART-УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ"
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Современный и творческий урок требует серьезной психолого-педагогической, методической и эффективной подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все испортит.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. На это ориентируют школу и основные требования Федерального Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.
Новый стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы. Новый федеральный государственный образовательный стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Английский учёный психолог Элберт Хабборд сказал: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше». Соглашаясь с цитатой психолога, большой шаг к реализации этой цели сделали мы - учителя, используя на своих уроках интерактивные доски, программы СМАРТ-Board и другие информационно-коммуникационные технологии. Информационно-коммуникативные технологии на уроках помогают учителю разнообразить формы и приемы работы, формировать не только практическую грамотность, но и любовь к интеллектуальной деятельности. Закрепление знаний учащихся проводятся с помощью разнообразных заданий. В ходе закрепления используются различные формы работы: индивидуальная, работа в парах сменного состава, работа в динамических парах. В течение всего урока ведется работа над формированием оценочной самостоятельности, использовались следующие этапы: самоанализ, самооценка, взаимооценка. Уроки строятся по технологии проблемного обучения: создание проблемной версии (постановка проблемного вопроса в теме урока) и в ходе анализа произведения. Уроки ориентированы на использование прежней информации, которой владеют дети, на практический опыт через опыт ребят по схеме: опыт (знания, которыми владеют ребята), рефлексия, теория, применение в жизни и новый опыт.
На данных уроках используются приёмы Дальтон-технологии (свобода выбора партнёра, задания, способа выполнения задания), метод модульного обучения, а так же различные формы самооценки и самореализации. Ученики, совместно с учителем учатся строить индивидуальное образовательное пространство. Учитель на уроке выступает в роли консультанта, помощника и соучастника учебного процесса. Современные уроки с ИКТ позволяют активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. На разных этапах творческих уроков применяются различные цифровые образовательные ресурсы: демонстрационные, конвекционные, и комбинированные. Для решения поставленных целей и задач урока использовались ресурсы сети Интернет, применяются групповые методы, работа в парах и индивидуальная (работа на ПК в программах Internet Explorer, PowerPoint, Tester). Работа учащихся при использовании ИКТ:
- воспринимают, запоминают, распознают информацию;
- сравнивают, объясняют, преобразовывают полученную информацию;
- анализируют, классифицируют, группируют, упорядочивают информацию;
- обобщают, формулируют по иному, перегруппируют. Дискутируют, используя критерии. Делают вывод, рекомендуют.
Каждый учитель заинтересован и работает на успешность ученика. А успешность в обучении - это привитие любви к своему предмету, мотивация к обучению и получению знаний через интересный учебный материал, доступность изучаемого материала. Используемые мультимедийное оборудование, ИК технологии, SMART-уроки позволяют оптимизировать учебный процесс, расширяют дидактические возможности урока, экономят время для творческой и исследовательской работы учителя и учеников, повышают информативность и наглядность изучаемого материала, где ждут их интересные открытия. На уроках используются исследовательские работы, слушание пения птиц, вопросы-загадки о деревьях, работа с толковым словарем, контрольные тесты. На уроках учитель часто использует мультимедийную презентацию. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования. Современные уроки с использованием интерактивной доски (СМАРТ-УРОКИ, презентации, класс-смейты) развивают творческий потенциал учащихся, их успешность и мотивацию к учёбе, что является основополагающим принципом в реализации компетентностного подхода к процессу обучения.
Использование программ СМАРТ-УРОКОВ позволяют учитывать возрастные и психологические особенности изучения тем, создавать благоприятный психологический климат на уроках, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения, для самореализации учащихся. Так, например, учащиеся пишут на доске, выполняют те или иные задания разными цветами (учащиеся начальной школы мыслят и воспринимают лучше учебный материал), используют различные интернет- ресурсы (картинки, рисунки). Разнообразный предлагаемый учебный материал в несколько раз превышает эффективность урока, исчезает монотонность. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у детей в памяти. Дети перестают отвлекаться, концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале.
Использование интерактивной доски позволяет:
1.Разнообразить учебный материал;
2.Применять научную организацию труда в игровой форме;
3.Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам в форме игры легко усвоить даже трудные темы.
4. Увеличивает объём изучаемого материала, улучшает наглядность;
5. Сокращает время подачи материала, проверки.
6. Непринуждённая активная деятельность учащихся;
7. Комфортное взаимодействие ученика и учителя;
8. Частая смена деятельности учащихся на уроке.
9. Повысить успеваемость и качество обучения.
Форма работы на уроках могут быть разнообразными:
*заполнение таблиц, разгадывание ребусов, кроссвордов;
*выявление соответствий, проведение тестовых работ;
*проведение различных игр, викторин, конкурсов, уроков-конференций.
А это возможно только с программным обеспечением SMART-NOTEBOOK.