«Роль и значение использования интерактивной доски на уроках истории в коррекционной школе VIII вида»
Роль и значение использования интерактивной доски на уроках истории в коррекционной школе VIII вида.
В последние годы все более глубоко исследуется вопрос о применении мультимедийных технологий в коррекционной школе. Так как это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.
К числу специализированыx мультимедиа-средств, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения , необходимо отнести интерактивные доски.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Интерактивная доска помогает реализовывать на практике такие традиционные методы обучения как наглядный и практический. С точки зрения психологических особенностей умственно отсталых учащихся было доказано, что при опоре на наглядность в памяти детей остается 37 процентов информации, а при практическом – до 70 процентов информации.
Среди преимуществ использования мультимедиа в сфере специального (коррекционного) образования можно отнести:
- визуализацию абстрактной информации за счет динамического представления исторических процессов
- визуализацию объектов и событий.
Визуализация является немаловажным фактором, если учитывать особенность восприятия умственно отсталых учащихся, а именно склонность к чувственному усвоению исторических знаний. Эта особенность отмечалась в работах Б. П. Пузанова, В.Г.Петровой. «Вводя школьников в мир сложных общественных отношений отдельных эпох, учитель должен обеспечить условия для возникновения у них соответствующих ощущений зрительных, слуховых, осязательных, - пишет В.Г. Петрова[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Итак, интерактивная доска помогает решать основной вопрос дидактики – наглядность. Наглядно представленный материал легче воспринимается учениками, и процесс его усвоения идет активнее.
Комплект "Интерактивная доска" - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений.
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".
Само понятие «интерактивность» образовательных средств понимается как «возможность активного взаимодействия пользователей (учителей и обучающихся) с этими средствами»
Применение интерактивной доски на уроках истории педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся.
Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Во-вторыx, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной техники можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений.
В-третьиx, доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики.
Большое значение приобретает интерактивная доска в формировании временных и пространственных представлений умственно отсталыми учащимися на уроках истории России.
Интерактивная доска может быть использована в активном и пассивном режиме. Пассивно интерактивную доску можно использовать как экран для демонстрации компьютерных презентаций, видео, Интернет-ресурсов.
Активно использовать интерактивную доску позволяют функции:
- «Электронное перо» - заполнение пропусков в тексте, рисование объектов;
- «Маркер» - штриховка, раскрашивание объектов;
- «Перетаскивание» - соотнесение одних графических объектов с другими;
- «Шторка» - поэтапное предоставление информации.
Наблюдаются следующие возможности применения интерактивной доски.
Использование доски для демонстрации презентаций, в ходе которой делаются различные записи: вставить пропущенное слово, соотнести дату с веком, установить последовательность событий. Доска дает возможность работать с такими заданиями фронтально.
При работе с картой учитель получает возможность графически выделять место, где происходило событие, акцентируя внимание учеников, графически выделять границы государств, направление движения военных походов или войск.
Особое значение при изучении исторического материала имеет возможность выделения в тексте при работе на интерактивной доске. На уроках истории необходимо организовать работу с письменными историческими источниками. Выполнение такой работы индивидуально, как правило, вызывает затруднения у ребят и воспринимается ими как скучная и рутинная работа. Интерактивная доска дает возможность работать с историческим источником наглядно для всего класса, импортируя текст в формате Документ Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а ученики выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске в тексте источника фрагменты, подтверждающие их ответы.
При помощи интерактивной ленты времени можно организовать, работу с датами; провести быстрое закрепление или проверку.
По типам задания выделяют 10 групп:
1. «Отметьте»
2. «Заполни пропуск»
3. «Историческая карта»
4. «Личности в историческую эпоху»
5. «Лента времени»
6. «Соотнесите»
7. «Контурная карта»
8. «Расположи в хронологической последовательности»
9. «Реши кроссворд»
10.«Схемы и таблицы»
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках истории в коррекционной школе VIII является перспективным, на наш взгляд, направлением в формировании временных и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.