Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой
МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»
КОНСПЕКТ
открытого занятия по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»
Подготовила: воспитатель
Шатилина Вера Евгеньевна
г. Рыльск
2015
Цель: совершенствовать математические знания детей с целью подготовки к обучению в школе
Задачи:
Образовательные: учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Обучать детей основам измерительной деятельности. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Формировать представления о понятиях «тяжелый- легкий». Закрепить счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа.
Развивающие: развивать познавательную активность, крупную и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь, гордость за свою страну.
Предварительная работа:
Разучивание загадок, стихов, пословиц о цифрах, днях недели, частях суток. работа с интернет - ресурсами, чтение книг, энциклопедий о космосе.Оформление фотовыставки
Дидактические игры: "Живая неделя», «Ручеек», «Кто внимательный?»
Работа с родителями: Изготовление масок космонавтов, приобретение материала для занятия.
Словарь: тонна, килограмм, грамм, сосуд, космодром.
Демонстрационный материал: буквы; два сосуда с жидкостями;два стакана, два прозрачных таза; емкости с мукой, солью, сахаром, рисом, гречкой, пшеном; разные виды весов, цветная веревка с узелкамиРаздаточный материал: три сосуда различной величины для измерения сыпучих веществ, тарелочки с фасолью, тетради, ручки.Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, социально-личностные.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте дорогие дети и взрослые!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мы с вами находимся на космодроме «Солнечный».
Через несколько минут команда «Землян» займет места в межпланетном корабле. По моему сигналу наша ракета поднимет огромный космический корабль и стремительно понесет его по просторам космоса к неизвестной планете.
Прошу команду разместиться по удобнее и начать подготовку к полету. Счет от 10 и обратно. (Включается музыка, взлет ракеты).
Мы с вами очутились на неизведанной планете, а чтобы узнать, какая она и как называется, нам предстоит выполнить ряд заданий.
Основная часть
1.Счет до 20
Воспитатель: Сейчас мы с вами встанем, подойдем к столу и возьмем себе цифру.
-Ну- ка, цифры, встаньте в ряд, я - командир ; вы- мой отряд!
А теперь я проверю, правильно ли вы построились, знаете ли вы цифры?
Сколько всего цифр у нас в команде?
Назовите соседей числа 6, 4, 8,9?
Назовите предыдущее число числа 3, 5, 7?
Назовите последующее число числа 2, 4 , 6?
Назовите число больше 3 на 2, 4 на 2, 6 на 2.
Какое число меньше 5 на 1, 7 на 1, 9 на 1?
Посчитайте до 20 со словом окно,
от 10 до 15 пальто
От 15 до 20 со словом мальчик.
Воспитатель: Вы справились с первым заданием, и неизвестная планета подарила нам первую букву своего имени «Ш»! Какая это буква: гласная или согласная?
Дети: согласная.
Воспитатель: Какой звук обозначает эта буква? Кто знает про неё стихотворение?
Посмотри на букву Ш!
Буква очень хороша!
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Воспитатель: Мы букву «Ш» повесим на доске. А теперь я попрошу всех занять свои космические места.
2.Решение задачи
Воспитатель: Неизвестная планета приготовила для вас задачу.
В космос прилетел космический корабль. семеро космонавтов вышли из корабле и ушли изучать планету, а трое космонавтов осталось работать на корабле.
Сколько всего космонавтов летели на космическом корабле?
Сколько космонавтов вышли работать?
Сколько осталось на корабле? Как можно назвать эту часть задачи?
Что нужно узнать? С помощью какого действия нужно решить задачу? Почему? Давайте с помощью цифр выложим решение задачи.
7+3=10
Находим вторую букву «К».
Воспитатель: Какая это буква гласная или согласная?
Дети: согласная.
Воспитатель: Какие она обозначает звуки? К и Кь? Кто знает стих про эту букву?
На прямую палочку
справа села галочка.
Там поныне и сидит,
буквой К на нас глядит.
Воспитатель: А вот следующее задание.
Перед вами на столах стоят тарелочки с фасолью и два одинаковых стаканчика. Предлагаю вам взять в каждую руку по фасолинке и одновременно опускать их в стаканчики.
После того как прозрачные стаканчики наполнятся фасолью, дети прекращают работу.
Воспитатель: Скажите дети, в каком стаканчике фасоли больше?
Дети: В стаканчиках фасоли одинаково, так как я брал в левую и правую руку по 1 фасолинке и бросал в стаканчик, вот и получилось одинаково.
Воспитатель:А теперь пересыпьте фасоль из одного стаканчика в стопочку. Где теперь фасолин больше в стаканчике или в стопочке?
Дети: В этом и в том фасолин одинаково, потому что мы не проронили ни одну фасолинку.
Воспитатель: А почему здесь так высоко фасолины поднялись?
Дети: Потому, что стопочка узкая, а стаканчик широкий, а фасоли в них одинаково. Мы не брали фасолинки и не прибавляли.
Вывод: Любые сыпучие вещества можно измерить при помощи условной мерки.Воспитатель: И с этим заданием вы справились, а вот и еще одна буква «О».
Какая это буква гласная или согласная?
Дети: гласная.
Воспитатель: Какой звук она обозначает?
Стих о букве «О»
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько на этой планете всяких сыпучих веществ. ( Мука, соль, сахар, рис, гречка, пшено).
Как вы думаете их можно сосчитать?
Дети: Нет.
Воспитатель: А для того чтобы узнать их вес люди придумали весы, показываю различные весы. Представьте, что ваши руки - это весы.
1.В правую руку возьмите железную гирю, а в левую пластмассовую. Какая рука у вас опустится вниз, почему?
2.В правой руке у вас мышка, а в левой руке слон. Что тяжелее?
3.В правой руке у вас курица, а в левой цыпленок. Кто легче?
4. В правой руке 1 кг ваты, а в левой 1 кг железа, что легче?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, так же устроены весы, там, где вес больше, чашечки весов опускаются вниз, а где меньше вес, чашечки поднимаются вверх. А измеряют вес в граммах, килограммах и тоннах.
Воспитатель: Находим еще одну букву «Л»
Какая это буква? Гласная или согласная?
Дети: согласная.
Воспитатель: Какие звуки она обозначает?
Дети: Л, лъ.
Стих про букву Л
Алфавит продолжит нащбуква Л-лесной шалаш.
А теперь мы немного отдохнем.
Физкультминутка «Космос»
Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
Планеты будем мы считать,
к солнцу ближе всех Меркурий,
на Венеру полюбуюсь,
вот Земля - наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю
и Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран
показали кольца нам.
Вон Нептун, а вот Плутон,
Дальше всех от Солнца он.
Все планеты хороши,
полетали от души!
Воспитатель: Присели и нашли красивую веревочку. Посмотрите дети, она не простая, на ней узелки - загадки.
Братьев этих ровно 7,
вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний.
Нужно с закрытыми глазами посчитать узелки и назвать дни недели по порядку.
1.Назовите первые три дня недели.
2.Назовите дни недели, начиная со среды.
3. Назовите выходные дни
4. Стих о днях недели.
(Ответы детей.)
Стихи о Днях недели.
Старший братец Понедельник-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает, всех
трудиться заставляет.
Вторник следует за братом
У него идей богато.
Он за все берется смело,
и работа закипела.
Вот и средняя сестрица
Не пристало ей лениться.
А зовут её среда-
мастерица хоть куда.
Брат Четверг и так и сяк,
Он мечтательный чудак.
Повернул к концу недели
и тянулся еле - еле.
Пятница сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат - Суббота
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник,
Он работать не привык.
У него другой талант-
Он поэт и музыкант.
Да, не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит Воскресенье,
Очень любит угощенье.
Это самый младший брат
К вам зайти он будет рад.
Семь их ровно, посмотри,
Всех запомнил? Повтори!
Воспитатель: Что длиннее неделя или месяц?
Дети: месяц.
Воспитатель: Месяц или год?
Дети: год.
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: 12.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы? Сколько их?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь. Три.
Воспитатель: Назовите зимние месяцы?
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А сколько частей суток вы знаете?
Дети: 4.
Стих
Вот настало утро
солнышко встает
Всех ребяток будит
В детский сад зовет!
День уже наступает много дел у нас:
Погулять, покушать, и настал сна час.
А потом мгновенно вечер подойдет,
Нас домой из сада мама заберет.
Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора.
Спать мы будем крепко до самого утра.
Воспитатель: Появилась буква «А». Какая она гласная или согласная?
Дети: гласная.
Воспитатель: Какой звук она обозначает?
Дети: [а].
Стих про букву «А»
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А знать её легко-
Ноги ставит широко.
Воспитатель: Ставлю последнюю букву, и дети читают слово « школа». Именно так называется эта неизвестная планета. Она приготовила вам последнее задание в тетрадях. Откройте страницу 7 . читаю последнее задание А и Б.
Воспитатель: Молодцы все дети, все справились с заданиями планеты «Школа».
Заключительная часть
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Дети: можно измерять сыпучие и жидкие вещества с помощью условной мерки. Познакомились с весами. Вспомнили о днях недели, о частях суток.
Воспитатель: Планета Школа говорит всем: « До скорой встречи, дорогие ребята. Буду ждать Вас. Не забудьте взять с собой багаж ваших знаний, которые вы получили в детском саду!»
Воспитатель: А нам пора возвращаться к себе на Землю, в свой детский сад. Там нас ждут вкусные угощения.
Физкультминутка
Мы летели над Землей (руки в стороны, изображаем полет),
Брали всех гостей с собой (показываем руками на гостей).
Мы кометы рассмотрели ( изображаем бинокль руками ) ,На луне мы посидели (присесть на корточки).
А теперь пойдём к ракете (шагаем к ракете шаг вперед) ,Заходите- ка все, дети.
Мы моторы заведем (имитируем моторы)
И на Землю попадаем!
На этом наше интересное путешествие закончилось!