Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы.


Использование ИКТ в образовательном процессе
начальной школы.
 
 
Школа как образовательно-воспитательный комплекс должна отвечать требованиям современного информационного общества и искать пути использования новых технологий в деле обучения и формирования культуры подрастающего поколения. Информатизация школы – это процесс вхождения школы в информационно-коммуникационное пространство, что предполагает не только процесс оснащения образовательных учреждений средствами новых технологий, но в первую очередь процесс изменения целей и результатов образовательного процесса, педагогических практик, т.е. информатизация образования – это процесс трансформации методов и организационных форм учебной работы,обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Дети, поступающие в первый класс, зачастую общаются с компьютером свободнее, чем многие педагоги. Но до прихода в школу ребята воспринимают компьютер чаще всего как игрушку, средство развлечения, придя в школу, дети знакомятся с компьютером в другом аспекте.
Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в школе, в том числе, и в начальной, можно выделить следующие:
Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса «Основ информатики и вычислительной техники» (ОИВТ).
Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется как в курсе ОИВТ так и при изучении других учебных дисциплин (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.)
И, наконец, третий – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
В своей работе я начала использовать компьютер как множительную технику в период подготовительного этапа обучению грамоте, на уроках письма.
Окостенение фалангов кисти руки у детей заканчивается к 9-11 годам, а запястья – к 10-12 годам. Поэтому младшие школьники с трудом справляются с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки. Специалисты советуют уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование – развитие мускульной памяти).
Предыдущий опыт и наблюдения позволяют сказать, что уроки письма в 1 классе не вызывают восторга у детей. Однообразная работа, при неокрепшей руке, когда не получается так как надо, часто вызывает отрицательные эмоции как со стороны ученика, так и со стороны его родителей. Поэтому, я решила использовать приём раскрашивания штрихования. Сейчас издаётся множество раскрасок и прописей с большими рисунками для раскрашивания. Эта работа эмоционально окрашена. Дети с большим интересом её выполняли, и уроки проходили незаметно для них, и объём работы выполнялся большой. Такие задания вызывают у детей только положительные эмоции, не утомляя.
Выполняя такую работу мы укрепляем мелкие мышцы, развиваем мелкую моторику, т.к. в этом возрасте у детей развиты крупные мышцы, поэтому движения у них размашисты, при этом учимся правильно сидеть за партой, держать карандаш, т.е. готовимся к более сложной работе – письму, не испытывая при этом страха, что не получится. После такой работы мы перешли к работе в прописях, сразу же к написанию букв. И работа эта уже не вызывала отрицательных эмоций.
У детей 7-летнего возраста склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников. Естественная возрастная особенность младших школьников – несовершенство внимания.
У первоклассников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Поэтому, если мы хотим чему-либо научить ребёнка, надо создать ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для него.
 
В начальной школе (1 класс) у ребят должно сформироваться представление, что школьный компьютер – это техническое средство, используемое в условиях коллективного обучения в процессе живого общения с детьми и учителем, но ни в коем случае не в качестве альтернативы учителю или одноклассников. Компьютер может использовать учитель для демонстрации учебного материала путём проектирования на экран, если это нагляднее, интереснее для детей, лучше для восприятия, чем использование мела, доски или учебных плакатов. Такие компьютерные демонстрации являются способом передачи знаний, которые обязательно должны быть закреплены путём живого общения учителя с детьми и детей между собой.
Компьютер, как средство обучения на различных уроках, использую через работу с мультимедийными энциклопедиями, а так же как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, через создание мультимедийных презентаций к уроку. Цель мультимедийных презентаций – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
Большая часть информации, предназначенная для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что не благоприятно влияет на процесс обучения, так как ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы.
Такую возможность предоставляет программа PowerPoint, которая позволяет реализовать все возможные способы представления структурированной информации. Программа весьма удобна, интуитивно понятна для пользователя и помогает ему на всех этапах подготовки презентации, подсказывая порядок действия, руководя процессом создания слайдов. PowerPointпредставляет также широкий выбор готовых вариантов дизайна. В результате получается последовательность высококачественных графических образов, которая ранее могла быть создана только профессиональным художником.
Главная трудность в подготовке презентации, это поиск качественного иллюстративного материала по изучаемой проблеме. Источником иллюстраций могут быть в первую очередь авторские фотографии, различные энциклопедические словари, соответствующие иллюстрированные журналы и др. литература. Некоторые рисунки и фотографии можно «доработать», «исправить» с помощью программы AdobePhotoshop, для этого не нужно знать все тонкие нюансы работы с этой программой, а достаточно иметь самые простые навыки.
Приступая к созданию мультимедийного пособия необходимо ответить на ряд вопросов. Эффективно ли будет использование разработанного мультимедийного продукта в учебном процессе? Какие требования предъявляются к мультимедиа-изданиям? Каким конкретным требованиям должно удовлетворять разрабатываемое пособие с учётом психолого-педагогического подхода, т.е. какова основная его цель, структура, интерфейс, с учётом возрастной категорией пользователей этого продукта.
Мультимедийные издания, разрабатываемые для младшего школьного звена должны учитывать психологические особенности восприятия информации этой возрастной группы. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Их мышление носит конкретно-образный характер, в связи с этим следует готовить адаптированные статьи, красочные фотографии и иллюстрации. Для мобилизации внимания ученика материал должен содержать различные мультимедийные вставки и в тоже время насыщенность такими элементами должна быть ограничена. Можно придерживаться «принципа семи»: учёные психологи считают секретом запоминания – объём «оперативной памяти» человека – «семь», т.е. при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов (7 слов, 7 фраз и т.д.).Материал мультимедийного продукта должен преследовать не только энциклопедические цели, но также и педагогические. Для того чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательства, аргументации, логических схем, рассуждений. Детей надо научить правильно видеть структуру излагаемой информации и логические цепочки рассуждений. Поэтому в статьях желательно использовать схемы, таблицы, иллюстрирующие логику рассуждений.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал.
В букварный период в 1 классе я использовала компьютер для подготовки к урокам презентаций на каждую букву. Подбирала материал яркий красочный не только информационный, но и с занимательными заданиями, что позволило сделать каждый урок насыщенным, доступным, запоминающимся  каждому ребёнку. Такие уроки проходят очень быстро, позволяя каждому ученику быть активным его участником, не оставляя никого равнодушным, в процесс восприятия включается не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогая детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Эта  работа позволила сократить букварный период. 1 сентября из 12 учащихся умели читать 2 ребёнка, остальные дети частично знали буквы, к концу второй четверти почти все дети читали норму 1 класса, исключение составили три ученика имеющие логопедические проблемы.
Компьютер можно использовать не только для создания, но и для преобразования уже имеющегося опыта работы в традиционной системе. Не стоит забывать о приёмах, которые уже доказали свою состоятельность, их можно применять и сегодня, изменив лишь приёмы их использования. Я говорю о слоговых таблицах, применяемых в начальной школе для отработки навыков чтения. Такие таблицы были оформлены мной с помощью программы PowerPoint, работа по ним велась и фронтально и индивидуально. Работать у доски по этим таблицам стремились все ребята без исключения. Есть ещё множество очень продуктивных видов заданий для отработки навыков чтения, которые можно использовать на уроках также как и таблицы с большой эффективностью.
К урокам математики мной разработаны мультимедийные пособия по темам: «Сложение и вычитание 2», «Решение текстовых задач», материал к устному счёту, к самостоятельным работам с последующей самопроверкой и др. Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке и осмыслить механизмы действий.
Мультимедийные пособия можно использовать как на этапе объяснения нового материала, так и в процессе его закрепления и повторения, а также проводить воспитательные мероприятия.
Широкие возможности данное пособие представляет для организации конструктивистского подхода в обучении (подготовка докладов, самостоятельных презентаций и т.д.). С помощью мультимедийного материала, выведенного на экран, можно добиться максимальной активизации познавательной деятельности учащихся в процессе усвоения новых знаний.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.
Таким образом, использование информационных технологий, безусловно, играет огромную роль, в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, усиливая мотивацию к учёбе.
Обучение – это процесс получения знаний. Первым источником знаний для детей в школе является учитель. Освоив чтение, дети начинают извлекать информацию из книг. Наряду с традиционным тезисом: «Книга – источник знаний», в наше время реализуется тезис «Компьютер – источник знаний» (имеется в виду Интернет, электронные энциклопедии и т.п.). Поэтому, наряду с навыками извлечения информации из книг, полезно начинать развивать навык извлечения информации из электронных источников. Предполагаю, что его следует формировать, начиная с 3 – 4 класса.
Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они всё чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач, то есть начнёт осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй – поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой.
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Всё чаще они делают это с помощью компьютера. Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. 
В заключении можно сказать, что использование компьютерных технологий в сочетании со здоровьесберегающими технологиями повышает эффективность обучения.