Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях ФГОС
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этаже социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения впервые определил в качестве одного из приоритетных требований к результатам деятельности школы такую составляющую, как здоровье участников образовательного процесса. Это правильное решение, поскольку известно, что состояние наших школьников оставляет желать лучшего.
Здоровье должно быть и у детей и у учителей! Мы считаем, что здоровье – наше личное дело, и не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают и близкие нам люди. Наверное, поэтому так необходимо ещё в начальном звене школы научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность.
В мире много богатств, но здоровье – самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. По данным статистики 80% детей младшего школьного возраста подвержены различным заболеваниям. Почему так происходит? Малоподвижный образ жизни, стрессы связанные с незнакомой обстановкой в начале школьного обучения, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.
В условиях реализации комплексного проекта модернизации образования особое значение приобретает задача сохранения и укрепления здоровья школьников. Исходя из этого, стала очевидной необходимость целенаправленной и систематической работы по сохранению здоровья младших школьников.
«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, оно связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».
Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельности начальной школы необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
При обучении каждый ребенок должен получать от урока только положительные эмоции, ощущать комфорт, защищенность и испытывать интерес к учебе.
Я, как учитель начальных классов, во время урока помогаю каждому ребенку осознать свои способности, создаю условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Перегрузка учащихся на уроке, вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, это зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Поэтому, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, надо продумывать число видов учебной деятельности на уроке, избегать однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Поэтому каждый учитель продумывает свою деятельность в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Исходя из своего педагогического опыта, с уверенностью могу сказать, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Какие же здоровьесберегающие технологии я использую на уроках?
Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Из своего опыта работы могу сказать, что наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета. В состав упражнений для физкультминуток обязательно входит гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз).
Перечислю виды физкультминуток, которые я использую на уроках:
- физкультурно – спортивные упражнения;
- танцевальные упражнения;
- сюжетно – ролевые игры;
- пантомимическая гимнастика.
Каждый ребёнок в течение 1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
1. Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п. – стоя на наружных сводах стоп, полуприсев (4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).
2. Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п. – о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
3. Помимо этого провожу активные перемены, динамические паузы. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.
4. Некоторые приёмы самомассажа.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.
Лицо. Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
Голова. Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.
Руки. Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
Ноги. Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
5. Упражнения для мышц рук.
1) «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки»
(Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
6. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
- Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
- Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
- Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
- Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
- Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
- Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Использую разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
7. Часть урока (2-3 минуты) дети обучаются стоя. Это может быть чтение, слушание, говорение.
8. На уроках использую элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, снижению утомляемости.
9. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья.
10. Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств, в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Хочется сказать и о нравственном здоровье. Уже с детского сада у детей формируется доброе отношение к растениям и животным и продолжается эта работа в школе. Казалось бы, какое отношение правила поведения в природе имеют к вопросу о здоровье? Наше доброе отношение к окружающему нас миру природы характеризует наше здоровье. Недаром говорится: «В здоровом теле – здоровый дух». Но эту пословицу можно прочитать и в обратном порядке: «Здоровый дух – в здоровом теле». Действительно, только нравственно здоровые люди могут считаться здоровыми. Ибо здоровье человека определяется здоровьем души. Недаром говорят, что некоторые болезни Бог посылает нам за наши безнравственные поступки. Нравственное здоровье включает в себя доброе, заботливое отношение в семье; доброе, уважительное отношение в школе между ребёнком и ребёнком, между ребёнком и учителем, между учителем и учителем и т.д. Или одним словом всё это можно назвать – психологический климат. И у взрослых, и у детей бывает разное настроение: то плохое, то хорошее – это зависит от душевного состояния. На уроках рисования хорошее настроение дети рисуют светлыми, яркими красками, лист их альбома «смеётся, радуется». Хорошие отметки, общение с весёлым, доброжелательным другом и учителем – залог хорошего настроения. С человеком, постоянно злым, недовольным, трудно общаться, он чаще бывает, одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Настроение можно поднять физическими упражнениями, слушанием музыки, просмотром мультфильма, чтением книги, общением с отзывчивым другом («разговор по душам»).
Учите этому детей и сами как можно чаще показывайте пример хорошего настроения. Конечно же, существенное влияние на психическое и физическое здоровье детей оказывает и обстановка в семье. Тут ещё и важно, прежде всего, доброжелательные отношения между членами семьи, о чём чаще надо говорить на родительских собраниях. И непосредственно из нравственного здоровья вытекает нервно-психическое здоровье.
Человек способен испытывать множество чувств, которые по-другому называются эмоции. В словаре Ожегова сказано: «Эмоция – чувство, душевное переживание». Наши отрицательные реакции могут вызвать нервное напряжение у других и у самого себя, вызвать стресс. Поэтому важно учить детей правилам общения:
Умей владеть собой.
Умей прощать.
Не будь упрямым, стремись к взаимопониманию.
Чтобы у тебя было хорошее настроение, всегда бери с собой улыбку и не стесняйся дарить её близким и друзьям.
А вам, уважаемые коллеги, из своего опыта советую заканчивать урок словами: «Закройте тетради. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне». Учителя должны сделать всё, чтобы учащимся в школе было комфортно.
Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Опыт показывает, что правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, работать над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет ухудшаться. Поэтому каждый учитель начальных классов должен искать оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
15