Статья. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.


М. М. Арутюнян
Ненецкий округ, пос. Каратайка

Здоровье подрастающего поколения является одной из важных проблем в современном образовании. Параллельно с воспитанием патриотизма, гражданственности и обучением школьников, мы должны вырастить человека не только умственно, но и морально здорового.
Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Основные  педагогические технологии, используемые мною   в работе  с целью сбережения здоровья учащихся:
а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
 - игровые технологии,
 - проблемное обучение,
 - технология проектного обучения,
 - ИКТ;
- Технология позиционного обучения ( ТПО)
 б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология индивидуализации обучения,
- технология КСО,
- технология групповой деятельности,
- технология уровневой дифференциации,
- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;
в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Информационно-коммуникационные технологии помогают мне решать следующие педагогические задачи:
-представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация и т.д.;
-выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
-активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
-мобилизовать внимание учащихся;
-печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
-выходить в мировое информационное сообщество;
Злоупотреблять использованием компьютера и телевизора на уроке нельзя, т. к. это вредит здоровью учащихся. Техника на уроке должна использоваться в норме.
Возникновение интереса к предмету у учащихся зависит в большей степени от методики преподавания и  личности учителя. Очень важна  правильная организация учебной деятельности, в том числе строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей.
Для многих учащихся урок – это преодоление препятствия, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.
Условия «здоровьесбережения» на уроке:
смена 4-7 видов деятельности на уроке;
развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);
работа в парах, группах;
учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,
использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;
введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;
хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;
дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику;
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Желательно, чтобы запланированные упражнения были связаны с темой урока. Так, например, при изучении старинных мер длины можно продемонстрировать, что значит сажень, косая сажень, локоть и т.д.
Подробнее остановлюсь на таких педагогических технологиях, как технология КСО и технология позиционного обучения ( ТПО).
Сущностью коллективного способа обучения является общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит каждого.
Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учеников. В основе технологии КСО лежит воспитательный аспект. Он заключен в проблеме общения (ученик – учитель, ученик – ученик). Обучающиеся постепенно учатся грамотно выстраивать диалог, культурно дискутировать, решать поставленную перед ними задачу, анализировать материал, выбирать информацию, систематизировать, оформлять , проверять друг друга . У каждого слабого ученика, работая в коллективе, появилась возможность заработать оценку, дополнив ответ другого или подготовить свой вместе с товарищами и в то же время самостоятельно.
Мною опробованы несколько методик коллективных учебных занятий, которые предоставляют возможность каждому учащемуся продвигаться по программе собственным темпом со своими психофизическими возможностями, осваивая учебный стандарт только качественно. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. КСО это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми динамических диалогических пар. С помощью этой технологии я могу решать следующие педагогические задачи:
непрерывность и безотлагательность передачи полученных знаний друг другу;
сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
разнообразить темы и задания (разделения труда);
обучение по способностям индивида;
Технология  позиционного   обучения является технологией личностно- ориентированной. Она позволяет раскрыть потенциал каждого ученика , привлечь его к усвоению учебного материала и получить качественный результат в короткие сроки.
Использование ТПО в учебном процессе позволяет:
Развивать мыслительную деятельность учащихся.
-Монологическую литературно- предметную речь.
-Эмоционально- чувственную сферу.
-Прививать любовь к учебному труду.
-Поиску нового.
2. Умение видеть, находить, выделять главное.
3. Реализовать свои творческие способности.
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Педагогическая идея метода  обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.
Основные задачи технологии позиционного обучения:
конкретно- познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
    Важнейшая особенность обучения: процесс учения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы учащийся, полученные на уроке (знания, умения) смог перенести во внешний мир и успешно использовать их.
    В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, которые не только сберегают здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствуют воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Список литературы:
1. Биология: Энциклопедия для детей. - М., 1997.
2 .Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - М., 2001.
3. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.
4. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.
Арутюнян Марина Михайловна
Учитель биологии
ГБОУ НАО «ОШ поселок Каратайка»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




15