Интегрированный урок по литературе и ИЗО на тему С.Есенин Береза Выбор и применение выразительны х средств для реализации собственного рисунка березы (2 класс)
МКОУ СОШ с. Виахту
Интегрированный урок литературы и ИЗО
Тема: «Произведения выдающихся представителей русской литературы: С.Есенин «Берёза»; Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке берёзы».
(2 класс, образовательная система «Школа России»)
(с использованием мультимедийных средств)
Выполнила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Мальцева И.Н.
Г.Шадринск
2014 г.
Цель урока: Раскрытие образа берёзы посредством художественно-литературного слова и изобразительных средств.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина; тренировать учащихся в наблюдении над средствами художественной выразительности; активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения; раскрыть авторское отношение к берёзе; познакомить с творчеством великих русских художников; продолжить работу по овладению основ художественной грамоты: формой, линией, цветом.
Развивающие: способствовать развитию образно – чувственного мышления, развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, умения анализировать; развивать умение в смешивании цвета, (умение пользоваться палитрой); развивать умение учащихся представить образ берёзы, нарисованный поэтом и отобразить его на альбомном листе с помощью красок (гуаши).
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову, вызвать интерес к урокам литературы и изо.
Тип урока: интегрированный
Ведущий метод: продуктивный
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 класс под редакцией Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого; слайды; фонограмма песни «Во поле берёза стояла»; творческие работы учащихся; альбом; гуашь.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)
Актуализация знаний учащихся
- С творчеством, какого поэта мы познакомились на предыдущем уроке?
Слайд 2 (портрет С.Есенина)
Опрос домашнего задания.
- Обратите внимание на иллюстрации к стихотворению С.Есенина «Поёт зима -аукает», которые вы подготовили дома.
беседа по рисункам:
- Как вы думаете, соответствуют ли данные иллюстрации стихотворению Есенина? (Да, соответствуют – изображен зимний лес, воробьи у замерзшего окна, )
- Подберите строчки из стихотворения к первой иллюстрации. (Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает)
- Как изобразила Катя «мохнатый лес», какие деревья здесь присутствуют? (Сосны, ели, березы)
- Да, даже в сосновом или еловом лесу встречаются другие деревья – об одном из которых пойдет речь на нашем уроке.
- Кто желает рассказать стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает» наизусть?
(выразительное чтение стихотворения наизусть по цепочке – 2-3 чел)
Проверка Д.З. показала, что вы хорошо знаете текст стихотворения и умеете ориентироваться в его содержании.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок – мы продолжим изучение творчества Есенина и проиллюстрируем данное произведение. А название этого произведения вы скажете сами.
Подготовка к восприятию нового.
- Посмотрите на эти картины природы. Слайд 3
Что изображено на иллюстрациях? (природа зимой)
- Одно из этих деревьев стало символом России, многие поэты и писатели
обращались к её образу, называя русской красавицей.
О нём сложено много песен, былин, сказок, стихотворений. Оно – символ женственности и плодородия у многих народов.
Найдите название этого дерева в разноцветном списке деревьев. Слайд 4 (названия деревьев)
- С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? Слайд 5 (берёза, Есенин)
Россия всегда ассоциировалась с берёзой.
На «зелёные святки» в России девушки проводили обряд «заламывания» берёзы: на дереве скручивали ветви, заплетали их в косы, обвешивали их бусами и платками для помощи, чтобы быстрее выйти замуж. Отсюда, возможно, и слова в русской народной песне «Я пойду, пойду, погуляю, белую берёзу «заламаю»
Девушки водили хоровод под эту песню и плели венки из берёзовых веточек.
На фоне мелодии песни «Во поле берёза стояла» проводится беседа:
- Берёзу считают русским деревом. Её часто называют нежными, женственными словами. Слайд 6 (матушка берёза, красавица леса, белоствольная красавица,)
- Сейчас мы с вами сплетём венок, но не из цветов и берёзовых листочков, а из эпитетов.
Берёза какая? (белая, стройная, кудрявая, нежная, тонкая, белоствольная, грустная, застенчивая, задумчивая, плакучая)
Посмотрите, какой венок из эпитетов у нас получился. Слайд 7 (эпитеты)
Многие художники с удовольствием изображают березы на своих полотнах. Например, Слайд 8 (Репродукции картин с изображением берёз)
Кто помнит, каким цветом было выделено слово «береза» в нашем разноцветном списке деревьев? (белым).
- Как вы думаете, почему? (у берёзы ствол белый)
Обратите внимание, какие краски использует художник для передачи цвета ствола дерева, веток (оттенки серого, черный, белый, оттенки коричневого) Это вам пригодится, в процессе рисования березы на уроке.
Создать образ березы можно не только красками, но и выразительным словом.
Физминутка для глаз.
Работа со стихотворением С.Есенина «Берёза»
Сядьте удобно, закройте глаза. Послушайте, как описывает берёзу С.Есенин в своём стихотворении.
(чтение стихотворения учителем)
- Какие картины вы себе представили? (Береза в снегу, снег переливается, блестит на солнце, пушистые ветки от снега)
Построфное чтение стихотворения учениками:
- Уточним детали, которые помогли автору наиболее точно передать внешнее описание дерева.
Откройте учебники с. 196. Прочитайте 1 строфу стихотворения.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
- Почему берёза «принакрылась» снегом, а не «накрылась», не «закрылась»
Слайд 9 (принакрылась снегом) (слегка припорошена, снег легкий, пушистый)
- Как красками покажете, что береза принакрылась снегом? (снег неровный, ветки в снегу не полностью, точечное изображение снежинок, с промежутками)
- Кого напоминает берёза? (берёзу автор сравнивает с человеком, женщиной, которая накинула на себя что-то вроде пуховой шали или платка)
- С чем сравнивается снег? (снег сравнивается с серебром, так как он блестит, переливается).
- Красива ли берёза в серебряном снегу? (Очень)
-Мы можем сказать, что берёза, как девушка принарядилась, принакрывшись снегом.
Физминутка
(дети поют караоке на песню «Во поле берёза стояла», выполняя плавное
покачивание)
- Прочитайте 2 строфу стихотворения
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- Что напоминает снег на ветках, с чем поэт его сравнивает? (снег похож на кайму, на бахрому)
- Что такое кайма? Бахрома? Слайд 10, 11.
По определению в словаре С.И. Ожегова: ( Демонстрация словаря)
(Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма, для обшивки чего-либо, ряд свободно свисающих кистей, нитей.)
- Как вы заметили на слайдах, кайма и бахрома – это украшения не только одежды, но и посуды, домов и других предметов окружающей обстановки.
Берёза у Есенина – это девушка, которая принарядилась, набросив на себя красивый платок с блестящей каймой и белой бахромой.
Под снежной каймой автор подразумевает заснеженные ветки, а белая бахрома – небольшие веточки на больших ветвях. Слайд 12 (веточка берёзы с «бахромой»)
Обратите внимание, как будете рисовать ветки березы по отношению к стволу, к другим веткам? Слайд 13
- Как нарисуете снежную кайму и бахрому? (кайму – в виде сплошной белой полосы; бахрому – прерывистыми, неровными, свисающими вниз пушистыми тоненькими линиями).
- Прочитайте 3 строфу стихотворения
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
- Как вы понимаете данные выражения? Слайд 14
(сонной тишине горят снежинки золотом огне)
(В сонной тишине – вокруг ни звука, ни движения, полный покой.
Горят снежинки – горят, значит, сверкают; золотой огонь – солнечный свет)
- Тишину можно передать словом, прочувствовать, но очень сложно нарисовать. Поэтому в вашей работе будет изображен только образ одинокой березы.
Есенин, полюбовавшись ветками, описывает всё дерево.
-Прочитайте 4 строфу стихотворения
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
На протяжении всего стихотворения поэт сравнивает снег с серебром и золотом.
- Чем золото отличается от серебра? (Цветом) Слайд 15
- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (в разное время суток, при разном освещении)
- В первой строфе снег похож на серебро. В третьей – на золото. В четвёртой снег опять уподобляется серебру.
- Какие краски вы возьмете, если захотите показать золотые или серебристые отблески и переливы? (желтая, красная, белая)
- Как вы понимаете выражение «заря обсыпает ветки новым серебром» (заря изменяет цвет снега на ветках). Слайд 16(берёза на заре)
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Есенин описал в своём стихотворении берёзу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня.
- Каково его отношение к берёзе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении? (Есенин любовался берёзой, восхищался её красотой)
Практическая работа (рисование березы по представлению) Слайд 2
- Для получения более точного цвета краски используйте палитру, чаще промывайте кисть водой. Помните о том, что гуашь – непрозрачная краска и перекрывает предыдущий слой.
Выставка работ
Как вы думаете, какая работа наиболее удачно иллюстрирует описание Есенинской березы.
Домашнее задание. (На доске)
- Подготовить беглое чтение стихотворения С.Есенина «Береза» (для всех учеников)
- Подумать над интонационным ударением для выразительного чтения стихотворения (для средних и сильных учащихся)
- Сочинить своё четверостишие о берёзе (для сильных учащихся)
Итог урока.
- Чему научились вы сегодня на уроке? (Передача образа березы словом, красками, звуком)
- Что запомнилось больше всего?
Рефлексия.
(Сегодня на уроке я работал )
15