Доклад Приемы развития скорости, осознанности и выразительности чтения
Приемы развития скорости, осознанности и выразительности чтения
ПЛАН
Введение .3
Научные основы методики чтения в начальных классах4
2.1. Значение чтения...4
2.2. Краткая историческая справка о развитии и выразительности
Чтения. ..............................................................................................5
Приемы развития скорости, осознанности и выразительности чтения?.8
3.1. Игровые упражнения на уроках чтения по методики
В.Н.Зайцева8
3.2. Игровые упражнения на уроках чтения по методике
В.А.Сухомлинского.19
4. Выводы.23
5. Литература25
1. Введение.
Цель: На основе анализа беглого, осознанного, выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения.
Научить детей беглому, правильному, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, т.к. чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В. А. Сухомлинский подметил: « Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». [4, c.10]
На уроках чтения я использую различные игровые методы, которые разработали В.А.Сухомлинский, В.Н.Зайцев.
Интересную методику разработал В.Н.Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ребёнка, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, классу, самому себе.
По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов. Одним из важнейших факторов является скорость чтения.
Скорость чтения – самый важный фактор из числа влияющих на успеваемость. Здесь речь идёт не о скорочтении, потому, что скорочтение - это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Такое чтение возможно только про себя. Речь идёт об оптимальном чтении, т. е. о чтении в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость будет повышена до 180 слов и более понимание текста при этом ухудшается. При скорости до 120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).
2. Научные основы методики чтения в начальных классах.
2.1. Значение чтения.
Роль книги в жизни общества огромна. Книга является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов книга служит источником знаний, помогает узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль художественной литературы для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.
В работе школы книга – одно из средств осуществления воспитательно-образовательных задач. Научно-популярная и художественная литература является для учащихся источником получения знаний о природе, о жизни людей в прошлом, о различиях в социальном укладе и в быту людей разных стран.
Книги, читаемые учащимися, хранят в себе идеи добра и справедливости, рассказывают о людях благородной и смелой души, о честных и мужественных поступках, о самоотверженном труде, о борьбе против зла и насилия.
Чтение научной и художественной литературы развивает познавательные способности учащихся. Оно приучает их замечать отличительные признаки явлений природы, типических явлений общественной жизни и давать им обоснованную оценку. Сознательное чтение сказывается и на культуре речи учащегося, которая, обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логической. Следовательно, чтение имеет для учащихся большое образовательное, воспитательное, развивающее значение.
Формирование сознательного и активного читателя, правильно воспринимающего содержание книги, привыкающего считать книгу другом и наставником, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. Первоначальные навыки чтения, умение правильно понять и оценить прочитанное воспитываются в начальных классах под руководством учителя на уроках чтения.
2.2. Краткая историческая справка о развитии методики чтения.
Понимая значимость обучению чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученных, педагогов-наваторов, работающих в этой области. Все используемые мной приемы, упражнения описаны в литературе.
Современная методика и развития речи использует ценный опыт методики чтения пошлого. Были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И.Канта, Н.Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В.Розонова, К.Д.Ушинсого, И.Бунакова, В.А.Сухомлинского. основные методики чтения были разработаны К.Д.Ушинским. он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». Эти положения методики Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д.Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».
В методике 30-50 годов сложился определенный подход к анализу текста, который основывался на своеобразии художественного произведения по сравнения с научно-деловой статьей, предполагал поэтапность работы над произведением, отработку навыка чтения, анализ произведения по частям с последующим обобщением, систематическую работу развитием речи.
В 60-70-е годы были внесены изменения в содержание классного чтения и методы обучения. Была усовершенствована методика анализа художест-венного произведения: меньше воспроизводящих упражнений, больше – творческих, развивающих умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельным мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом.
В 80-е годы усовершенствованы программы по чтению, предназначенные для обучения в трехлетней школе, и созданы программы для обучения в четырехлетней школе. Авторы программ и новых книг для чтения В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, Л.К.Пискунова, Л.С. Геллерштейн провели строгий отбор произведений, учитывая их познавательную ценность, художественное совершенство, воспитательную значимость, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Разработаны методические положения, определяющие подход к анализу художественного произведения. Они сводятся к следующему:
Анализ содержания и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задание направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения);
Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся;
Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;
Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор.
Современная методика рассматривает задачи образования и воспитания в единстве. Средствами воспитания является тематика чтения, его идейное содержания, художественное воплощение этого содержания. Особое внимание методика чтения уделяет приемам формирования навыков самостоятельности в работе с текстом и книгой.
Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
3. Приемы развития скорости, осознанности и выразительности чтения.
Как достичь скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?
Для реализации поставленных целей я на уроках чтения проводила тренировочные игровые упражнения, занимающие 8 - 10 минут.
3.1. Игровые упражнения на уроках чтения по методики В.Н.Зайцева
I. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Формирует навык владения дыхания и голоса.
Провожу следующие упражнения:
-задуй свечу;
-обрызгайте бельё водой (в один приём, три, пять);
-в цветочном магазине (шумный вдох носом и выдох);
-выдох со счётом;
-использование скороговорки:
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка(до полного выдоха).
Для разогрева голосовых связок использую распевные упражнения:
-в лифте (представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот).
-ручка в зубах (напиши в воздухе, молча, своё имя. Произнеси своё имя, зажав ручку зубами и губами).
II. Чтение блоков.
Данные упражнения направлены на тренировку речевого аппарата ребёнка, на выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами.
Первая группа блоков - слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
А
Аа
Уа
иа
ея
ао
яя
Яю
ее
ею
Еу
ад
аж
ай
ам
ап
Ах!
ей
ел
Ед
еж
ек
иж
из
ик
ил
им
иф
Эх
юг
юз
юм
юн
яд
як
ял
Ян
Б
Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э-э на
То ту ты тю! Фа Фу! За! Хе! Че чу ша!
Щи бр-р-р кшшш тшшш тсссс.
В
Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй-эй!
Ну-ну-ну! То-то-то хе-хе-хе-хе ха-ха-ха-ха!
Ба-ба-ба дя-дя-дя па-па-па ма-ма-ма
При чтении этих таблиц дети знакомятся с ударением, ударным слогом. Например, предлагаю чтение буквосочетаний ха-ха-ха! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй, третий.
Вторая группа блоков - чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
Ага
бай
сам
шар
пах
Аут
баз
бык
бер
вон
Выя
дар
дом
бей
ели
Ему
Зоя
сею
уже
зал
Ива
тик
хил
зим
лиф
Тих
бея
кар
лих
люк
Ляп
лиф
мул
мыс
мер
Нас
нет
нищ
пот
гну
Бой
лом
сон
ост
лот
Мох
бош
пол
Юра
рек
Уха
ухе
чек
чуб
шаг
Щит
эхо
юга
ума
юму
Эта таблица используется на уроках не только для вырабатывания и закрепления навыков чтения, но и для тренировки речевого аппарата у детей с дефектом речи.
Третья группа блоков – чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова, чтение фраз.
Бокс
борт
борщ
верх
волк
гонг
диск
Ейск
зюйд
Иезд
Лувр
люфт
лязг
матч
мозг
Непр
порт
корт
пунш
Рижт
факт
финт
фунт
шурф
щедр
Морж полз, но полз
Майкл ел борщ и торт
На борт жал болт
Четвертая группа блоков – чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова и чтение фраз. Для успешного прочтения слов детям объясняю, что все согласные в начале слова необходимо читать в один прием, ориентируясь на гласную букву. Для зрительного восприятия выделяю гласную букву другим цветом (блок)
Блок
блях
барк
взор
вник
Влип
враз
врач
вред
что
Где?
глуп
граф
грач
гриф
джаз
дни
дней
дроф
друг
жрец
звон
злой
знак
зной
Её плащ был плох
Класс у парт
Мой друг щедр
Пятая группа блоков – чтение наиболее трудных однослоговых слов.
Вверх
взмах
взнос
взмыл
вклад
гвалт
тракт
Днепр
Днестр
дрозд
монстр
перст
пестр
пункт
склад
смысл
спорт
столб
стаж
треск
хвост
Холмс
штамп
штурм
Значение некоторых слов объясняю в ходе чтения слов, а остальные, не совсем понятные значения слов, дети самостоятельно узнают по словарю. Это задание учит детей работать самостоятельно, носит соревновательный характер, повышает интерес к учебе. Объясняя значение слов, ребята пополняют свой словарный запас.
Шестая группа блоков – чтение двуслоговых слов и фраз.
При чтении слов с этого блока обращаю внимание детей на ударный слог, читаем слова по слогам.
Аббат
бедных
браво
велю
Абсурд
без фар
брикет
венки
агат
белый
бронза
верни
Я вверх вез хлест
Жнец ждал
Плох дом
На наш дом грач сел
Седьмая группа блоков – чтение с твердыми и мягкими согласными, чтение фраз.
При чтении слов данной группы обращаю внимание на значение твердого и мягкого знаков.
При работе со словами, в которых есть твердый знак, обращаю внимание детей на то, что они одинаково читаются, но имеют другое лексическое значение. Например, слова сели и съели, для окончательного разъяснения смысла слов использую стихотворение.
Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другиe сели
И запасы наши съели.
Для тренировки слов с твердым знаком использовала пары слов, при чтении которых разъясняла значение каждого слова:
Сели – съели
Прием – объем
Сёмка – съемка
Веду – въеду
Приезд – съезд
Взял – изъял
Он вел коня, потом въехал во дворец.
Наша съемка объекта была изъята.
Слова с мягким знаком на конце слова
быт - быть
ест - есть
вон - вонь
мел - мель
гост - гость
дал - даль
ел - ель
пуст - пусть
кров - кровь
плот - плоть
трон - тронь
рис - рысь
Не лезь вглубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.
После чтения слов с разделительным твердым знаком, дети читают слова с разделительным мягким знаком. Перед чтением напоминаются его функции. При чтении пары слов с разделительным мягким знаком идет работа по лексическому значению слов.
бабе - бабьё
семя - семья
Коля - колья
мел - мель
дарю - Дарья
браня - враньё
Восьмая группа блоков – чтение слов и словосочетаний до трех слогов и фразы для чтения.
адская
датская
домашний
акция
деньжата
артистка
амплуа
дибазол
ассорти
знание
водная
вольница
горячка
заморозь
епископ
изморозь
качели
лошади
Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре.
Девятая группа блоков – чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.
Апрельская
фамилия
зеркальный
падчерица
осенний
отчество
полширины
природным
обыкновенная
упражнения
эссенция
ІІІ. Обработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками от отдельного отчетливого проговаривания, до максимального четкого, быстрого.
При работе со скороговорками, записанными на доске, выделяю цветным мелом те буквы, обозначающие звуки, над которыми ведется работа, например:
Сенька с Санькой вез Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На каждом уроке добавляю по 2-3 скороговорки. Дети читают уже знакомые скороговорки в быстром темпе, готовясь в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новые скороговорки.
IV. Интонационная разминка.
Способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств.
Для развития выразительного чтения необходимо начать работу с формирования трех умений:
Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетания).
Ставить логическое ударение в предложении. Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения отрабатывала на стихотворениях, предложив детям выделить голосом сначала первое слово в строчках. Затем второе, третье, четвертое. Когда дети научились уверенно ставить логическое ударение, дети самостоятельно искали логически ударные слова в предложениях.
Например: Подай мне деревянную ложку! Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – падай.
Тут же с детьми определили, что ударная гласная определяет правописание слово, уточняет смысл всего предложения.
V. Развитие оперативной памяти.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов.
Зрительные диктанты проводила по-разному. Например, на уроке чтения дети читали набор предложений с доски, проговаривали хором и индивидуально, коллективно определяли лексическое значение незнакомых слов, а уже на уроке русского языка повторно читались предложения, а затем записывались в тетрадь.
Детям очень понравился такой вид работы, это запись предложений на доске мокрой тряпкой. В этом случае время для прочтения определялось не мной, а объективной, ни от кого не зависящей причиной – высыхание влажного следа. Это организовывало детей на чтение в быстром темпе и точном запоминании. Начинала работу с 1- 2х предложений и постепенно доводила ее до 5-6.
При работе с набором предложений использовала задания повышенной сложности:
Запишите предложения в обратном порядке;
Запишите только второе и пятое предложения;
Запишите предложения с третьего по шестое.
На уроках использовала набор текстов (по И.Т.Федоренко).
Набор 1
Набор 2
Тает снег
Трещат морозы
Идет дождь
Я ищу землянику
Небо хмурое
В лесу росла ель
Коля заболел
Наступила осень
Запели птицы
Дни стали короче
Поле опустело
В лесу много берез
Набор 3
Набор 4
Дятел долбил дерево
Зимой река покрылась льдом
Я хочу посадить цветы
Мальчик подарил маме цветы
Иней украсил деревья
Дежурные стерли пыль с доски
Без воды цветы завянут
Город Киев стоит на Днепре
Пролетело жаркое лето
На огород забрались цыплята
Возле дома посалили ель
Мы жили возле березовой рощи
Зайцева В.Н. даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях:
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена то, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает, то есть, то нет.
Жужжащее чтение.
На уроках провожу жужжащее чтение, это когда все дети читают одновременно вслух (вполголоса), каждый читает со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. На эту работу отводится 5 минут урока.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке вначале дети открывают книгу на заданной странице
и 5минут читают в режиме жужжащего чтения.
Чтение перед сном.
Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать)
Ребенку дается задание прочитать несколько строчек и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
Детям даю в течение 1 минуты прочитать текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем повторно читают тот же текст в течение минуты и отмечают, до какого слова дочитали и сравнивают с первым результатом. Естественно, во второй раз прочитанных слов больше. Увеличивается темп чтения, вызывает положительные эмоции, детям хочется читать еще раз. Это упражнение более трех раз проводить не следует.
7. Прием стимулирования учащихся.
В конце урока дети читают текст в течение 1 минуты вполголоса, пересчитывают слова и записывают количество слов в дневник.
Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания. Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, нужно определить специальный режим чтения:
Каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание стихотворений)
Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, беседа с разрезной азбукой (1 кл.) разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Так же на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение «про себя», образцовое чтение учителя.
По мнению Назаровой Л.К., осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
По мнению Светловской, сознательным чтением бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, что, он здесь не понимает.
Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному.
На уроках часто использую работу консультантов работу в парке, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Дети на уроках прочитанное пересказывают подробно, кратко, выборочно, с творческим дополнением. Детям нравится «чтение-спринт» - читая быстро про себя, находят ответ на вопрос.
3.2. Игровые упражнения на уроках чтения по методике В.А.Сухомлинского.
Параллельно на уроках чтения я использую различные упражнения разработанные Сухомлинским. В.А.Сухомлинский отметил: «Чтение и письмо – это два окна в окружающий мир. Без быстрого чтения и письма ребенок остается полуслепым». [4, c.11] Он же отметил, что если в начальной школе не сформировались крепкие умения и навыки быстрого и осознанного чтения, тогда дальше будет тяжелее их выработать.
Чтоб выработать достаточный темп чтения, а также осознание прочитанного, необходимо использовать систему игровых форм обучению чтению, которые подталкивают ребенка читать больше и чаще на уроках и дома. Такие игровые формы направлены на развитие у детей оперативной памяти, периферическому зрению, определению значения слова и т.д.
Волшебный текст.
Детям предлагаю быстро прочитать текст, пополняя слова
Например: Трав зелен,
Солн блест,
Ласт с весн,
В сени к нам лет.
2. Фотоглаз.
На доске записаны в два столбика слова. За короткое время детям дается задание «сфотографировать» столбики слов и ответить на вопросы, – в каком столбике то или иное слова, есть ли оно в столбиках.
Например:
I II
фургон шарф
вафли асфальт
телефон лифт
фокус фанера
фламинго кофта
театр аптека
В каком столбике слово «кофта»? Есть ли в столбиках слово «абрикос»? Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
3. Чтение со счетом слов.
Детям дается задание прочитать слова как можно быстрее, одновременно считая слова про себя. Дети одновременно должны понять содержание текста, после окончания чтения сказать количество слов прочитанных, а также ответить на вопросы по содержанию.
Для этого упражнения лучше использовать сказки, не большие, не очень тяжелые по содержанию рассказы.
4. Ночь.
Дети с закрытыми глазами слушают отдельные звуки, которые называет учитель, а затем называют полностью слово.
[д], [у], [п] – дуб
[д], [у], [п], [л], [o] – дупло.
5. Эхо.
Учитель называет слова, а дети хором называют последний слог. Игровая ситуация «Представите, что мы находимся в лесу. Вокруг деревья, кусты, пение птиц». Например: лес – лес, дерево – во, цветы – ты, соловей – вей.
6. Продолжи предложение.
Детям предлагается дополнить предложение по 1 или 2 слова.
Например: Игорь учит.
Игорь учит уроки.
Брат Игорь учит уроки.
Мой брат Игорь учит уроки
7. Зайчики.
Дети читают слоги «прыгая» с одной буквы на другую, как зайчики.
а о и ы
м м в м н
8. Слово заблудилось.
Детям дается задание прочитать стихотворения, дополняя их.
Наша Таня громко, Идет бычок..,
Уронила в речку ... Вдыхает.
Все эти игровые упражнения развивают навыки быстрого чтения в добукварный и букварный периоды. Предлагаются упражнения для развития артикуляционного аппарата, правильного дыхания, умению предвидеть следующие буквы, слова.
Например:
Зачарованные звуки (ж-ж-ж-летит жук)
Поймай звук [ш] (Шубку белочка нашла)
Кто больше? (назови громкий (ударный) звук)
(вода, сахар, олень.)
В послебукварный период и 2-4 классах для выработки быстрого, осознанного чтения использую упражнения на ориентацию в тексте, а именно:
Нахождение по данному началом или концом всего предложения (или логически законченной части).
Чтение «выше нормы» (чтение обработанного текста на скорость).
Чтение деформированных предложений, текстов.
Чтение незаконченных предложений, их дополнения и нахождения в тексте с целью проверки, правильно закончили.
Чтение гудение (вполголоса) с изменением темпа чтения.
Чтение наперегонки знакомого текста.
Чтение за ограниченное время. Самоконтроль количества прочитанного или взаимопроверка.
Вполголоса чтение соседу.
Проводимые упражнения и игры показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления, и являются одним из средств совершенствования учебного процесса.
Когда дети стали с интересом читать, появились беглость и осмысленность чтения, повысились результаты чтения.
4. Выводы.
Основной задачей начального образования является формирование навыков чтения, как важнейшего вида речевой и умственной деятельности. Одним из важнейших факторов является скорость.
Роль книги в жизни огромна. Чтение развивает познавательные способности учащихся, сказывается на культуре речи. Чтение для учащихся имеет большое образовательное, воспитательное, развивающее значение.
Современная методика чтения использует опыт К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Л.Толстого и др. исследователей занимавшихся проблемой развития навыка чтения.
Используя в своей работе опыт ученых, педагогов новаторов, применяя на уроках чтения методику, разработанную В.Н.Зайцевым и В.А.Сухомлинского я, убедилась, что дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, повысились результаты скорости чтения.
Проводимые упражнения и игры показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Книга для учителя. – Москва, «Просвещение», 1991. – 32с.
Программы для средней общеобразовательной школы с русским языком обучения 1 - 4 классы. – Издательство «Початкова школа» Киев – 2006. – 191с.
Етапи опрацювання художніх творів на уроках читання. О.Савченко // початкова школа. – 2005. - № 9. – с.10 - 12.
Джежелей О. Деференційований підхід до формування навички читання у чотирирічній початковій школі. // Початкова школа. – 2002. - № 4. – с.10 - 11.
Яцента Л. Формування якостей читання як методична проблема. // Початкова школа. – 2008. – № 9. – с.3 - 6.
Яцента Л.Є. Ігрові форми навчання читання першокласників. – Тернопіль. – Астон, 2002. – 160 с.
Большакова І. проблеми психологічної готовності дитини до школи. // Почат-кова школа. – 2005. - № 5. с. 9 - 12.
Максименко Н.Н. Чтение. 3 класс. Планы – конспекты уроков. - Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2006. – 224с.
Рамзаева Т.Г., Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Обучение в 3 классе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1988. – 431с.
Чирик – Степанова О.В., Бугаева Т.А. Инновационные технологии на уроках в начальной школе. – Харьков: Издательская группа «Основа», 2008. – 224 с.
Кукушкин В.С., Осипова Е.Б. Современные педогогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителей. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2004. – 384 с.
Методика русского языка для школьных педагогических училищ. Учебное пособие для учащихся педучилищ по специальности / Авторы – составители. В.А.Кустарева, Л.К.Назарова. – Москва: «Просвещение», 1973. – 413 с.
13PAGE 15
13PAGE 14- 2 -15
15