Игры со словами и буквами. Воспитание способности детей к творчеству в игре .
Учитель начальных классов
Умуркулова Алтын Кимашевна
ОКШИДС №68 г. Караганда.
Республика Казахстан.
Игры со словами и буквами.
Воспитание способности детей к творчеству в игре .
Проблема в воспитания способности детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладывается способы учебной работы , умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.
Под способностью детей к творчеству мы понимаем совокупность свойств или качеств личности ребёнка, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера , позволяющих в процессе её выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать оригинальные, нестандартные решения в разных видах деятельности .
Большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников представляет воспитательная работа в группах продлённого дня. Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является игра. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. Н. Лука, «детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитание тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности. Среди большого разнообразия игр , вызывающий интерес у младших школьников , мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операциональной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания , а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки , сообразительности , нестандартного творческого мышления.
Предлагаем один из видов интеллектуально-развивающих игр - игры со словами и буквами. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв. Составление слов по определённому правилу, расшифровка слов, фраз, превращение слов в другие путём перестановки или добавления букв, отгадывание слов и др. В играх принимают участие двое или группа играющих.
«Наборщик»- из набора букв составить слова.
«Составь слово»- на карточках буквы, из выбранных букв составить несколько слов.
«Шифровальщики»- жлиы- лыжи, аиски-санки.
«Выбери три слова»- эта игра по своему принципу напоминает игру «крестики-нолики».
«Балда»-1й игрок- К
2й игрок- ТК (ткань)
3й игрок- ТКА (утка)
4й игрок- ТКАН (ткань)
1й игрок- ткань, заканчивает слово и проигрывает кон, получая Б. Проигравший получает по буквам слово БАЛДА.