Методическая разработка урока литературного чтения на тему Согласные звуки [г], [г], буквы Г, г. (1 класс, ОС Школа Россия)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (ОС «ШКОЛА РОССИИ»)
1 КЛАСС
Тема урока: Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока: познакомить со звуками [г], [г'] и буквами Г, г.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации, понимания смысла учебной деятельности.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока с помощью учителя; ставить учебную задачу; контролировать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД: формирование умения формулировать проблемы и решать их; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать учителя, другого ученика; оформлять свои мысли в устной форме; вести диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Проверка готовности к уроку.
Проверьте готовность к уроку. На парте у вас должны лежать: дневник, учебник, пенал. Встаньте ровно, красиво.
Помимо этого у учащихся на парте находятся карточки с заданиями.
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Тихонечко садимся, спинки ровно, руки перед собой. Начинаем наш урок.
Вспомним, как нужно вести себя на уроке?
Для чего нужно соблюдать эти правила?
И не мешать другим ученикам узнавать новое и интересное.
Сидеть за партой, не вставая с места, не разговаривать, не поворачиваться, не выкрикивать с места, если знаешь ответ, поднимать руку, не мешать другим.
Для того, чтобы не терять время. Чтобы сделать всё, что запланировали. Узнать больше нового и интересного.
2. Актуализация знаний, постановка проблемного вопроса.
Послушайте загадку.
Растут в лесу у дорожки,
Есть у них шляпки и ножки.
Что это?
Назовите первый звук в этом слове.
Все мы очень любим слушать
Как поёт Тамара,
И в руках её послушна
Семиструнная
Назовите первый звук в этом слове.
С чем мы будем сегодня знакомиться на уроке? Что узнаем?
Кто знает, какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
Где можно об этом узнать?
Это гриб.
[г]
Гитара.
[г']
Мы будем сегодня знакомиться с новыми звуками [г], [г'] и буквами, которые эти звуки обозначают на письме.
«Гэ».
Об этом можно узнать в «Азбуке».
4. Сообщение темы и цели урока.
- Определите, какова тема нашего урока?
- Откройте Азбуку на странице 119, найдите тему урока. Прочитайте
её.
- Правильно определили тему урока.
Чему будем учиться?
Звуки [г], [г'], буквы Г, г.
Звуки [г], [г'], буквы Г, г.
Да, правильно.
Давать характеристику новым звукам, читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
5. «Открытие» нового знания.
Знакомство со звуками [г], [г'].
- Вспомните первую отгадку. Какой звук мы слышим в начале слова.
- Произнесите этот звук.
- Какой это звук?
- Докажите это.
- Определяем, какой это звук: звонкий или глухой?
- Произнесите этот звук ещё раз. Твёрдо произносим звук или мягко.
- Дайте характеристику этого звука.
- Вспомните вторую отгадку. Какой звук мы слышим в начале слова.
- Произнесите этот звук.
- Какой это звук?
- Докажите это.
- Определяем, какой это звук: звонкий или глухой?
- Произнесите этот звук ещё раз. Твёрдо произносим звук или мягко.
- Дайте характеристику этого звука.
- Что общего у звуков [[г]
Гриб. Звук [г]
Дети произносят звук [г].
Это согласный звук.
Когда произносим этот звук, воздух, выходя изо рта встречает препятствие (мешает язык).
Дети подносят ладонь к горлу и произносят звук.
Звонкий, связки вибрируют, звенят. Значит этот звук звонкий.
Произносим твёрдо.
Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.
Гитара. Звук [г']
Дети произносят звук [г'].
Это согласный звук.
Когда произносим этот звук, воздух, выходя изо рта встречает препятствие (мешает язык).
Дети подносят ладонь к горлу и произносят звук.
Звонкий, связки вибрируют, звенят. Значит этот звук звонкий.
Произносим мягко.
Звук [г'] – согласный, звонкий, мягкий.
Оба этих звука согласные и звонкие.
Чем они отличаются?
Игра «Определи, есть ли здесь звук»
Учитель произносит слова, если в слове есть изучаемые на уроке звуки, то учащиеся хлопают в ладоши. Называют, какой это звук и где он находится в слове.
город
стук
стог
лягушка
книга
круги
строки
горох
огород
флаг
Знакомство с печатными буквами Г, г.
- С чем ещё мы должны познакомится на уроке?
Кто знает, какой буквой обозначается на письме звуки [г] и [г'].
С какой буквой будем знакомится сейчас?
Найдите в азбуке на странице 119 в правом верхнем углу образец печатной буквы «Гэ». Рассмотрите букву.
Из скольки элементов состоит буква «Гэ»?
- На что похожа буква «Гэ»?
Послушайте стихотворения про букву «Гэ» и скажите, с чем сравнивают букву авторы.
Гоше не нужны игрушки,
Он играет только клюшкой-
Букву Г перевернёт
И в ворота гол забьёт.
Звук [г] – твёрдый, а [г'] – мягкий.
[г], в начале слова
-
-
[г], в середине слова
[г], в середине слова
[г] в середине слова
-
[г], в начале слова
[г], в середине слова
-
Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает на письме звуки [г] и [г'].
Буквой «Гэ».
Будем знакомится с печатной буквой.
Дети рассматривают букву.
Буква «Гэ» состоит из двух элементов: длинной вертикальной прямой и маленькой горизонтальной прямой.
Буква «Гэ» похожа на косу, сломанную веточку
С клюшкой.
Слова, которые называют действия отвечают на вопросы что делает? что делают?
Проверить по учебнику.
Да, правильно.
Какая это часть речи.
Нет.
Глянь, на стройке – буква Г
На громаднейшей ноге.
И до неба головой-
Кран подъёмный грузовой.
Печатание букв Г, г.
Выкладывание букв из счётных палочек на парте.
Печатание букв по образцу: в воздухе, на ладошке.
Печатание букв Г,г на листочке.
Чтение слогов с буквой г.
Слоги выведены на экран. Чтение сначала хором, затем по цепочке.
Слоги: ГА ГО ГЫ ГУ ГИ ГЕ АГ ОГ ЫГ УГ ИГ ЕГ
Минутка отдыха и зрительная гимнастика.
Немножко отдохнём. (Минутка отдыха)
(Минутку отдыха проводит ученик)
Затем выполнение зрительной гимнастики. (Проводят дети)
Чтение слов с буквой г.
А) Чтение слов с доски.
ГОРА ГОД УГОЛ ИГРА ГАЗОН НОГА ГРОМ ГНОМ ГРАД ВРАГ РОГА ТИГР
Б) Работа с карточкой.
Поиск букв Г в словах, определение местоположения буквы. Нахождение звуков с словах.
ВАГОН
ГУСЕНИЦА
ФЛАГ
Б) Чтение слов в азбуке на странице 119.
С подъёмным краном.
Чтение слогов.
Чтение слов.
Звук находится в середине слова.
Звук находится в начале слова.
Звука нет.
В) Чтение слов в азбуке на странице 119.
Галя Гена гриб грибы корзина корзинка
Чтение текста. Азбука с.119
Галя и Гена набрали много грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены – поганки.
Работа с текстом.
- Кто ходил за грибами?
- Сколько грибов набрали Гена и Галя?
- Какие грибы в корзинке у Гали?
- Каких грибов набрал Гена?
- Чьи грибы нельзя употреблять в пищу и почему?
- А какие грибы можно кушать?
Боровик (или белый гриб) – мечта любого грибника. Это очень вкусный гриб.
Прочитаем стихотворение про этот гриб в азбуке.
Вот он, гриб-боровик!
И красив он, и велик!
Чтение текста.
За грибами ходили Гена и Галя.
Галя и Гена набрали много грибов.
В корзинке у Гали одни боровики.
Гена набрал поганок. В корзинке у гены мухоморы.
Генины. Мухоморами можно отравиться.
Боровики.
Чтение стихотворения.
6. Итог урока.
С какими звуками познакомились?
Дайте характеристику этим звукам.
Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
Познакомились со звуками [г], [г'],
Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.
Звук [г'] – согласный, звонкий, мягкий
Буквой г.
7. Рефлексия.
Поднимите руку те, кто со всеми заданиями стравился без ошибок, не испытал трудности.
Кому было легко?
У кого возникли трудности?
В чём они заключались?
На этом наш урок окончен.
Учащиеся говорят о своих успехах, трудностях.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415