Конспект урока по литературному чтения на тему:Буквы гласных звуков Ю, ю. Звуки [ j у], [ у]

Урок литературного чтения
Тема: Знакомство с буквой Ю, ю.
Цели:
Познакомить с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласных; раскрыть функцию буквы Ю, как показателя мягкости согласных.
Способствовать формированию навыка чтения слов с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха.
Стимулировать мышление, внимание, творческую фантазию.
Содействовать воспитанию любознательности, культуры общения, интереса к родному языку.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Повторение изученных букв, звуков, которые имеют эти буквы. ( наглядное пособие «Город Букв»)
1 вариант
- Какие бывают звуки?
- Как мы произносим гласные звуки?
- Как мы произносим согласные звуки?
- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?
А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны, Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у).
- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ).
2 вариант
Игра «Дополни предложение»

1. Звуки бывают (гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие).

2. Звуки мы(слышим), а буквы(пишем).

3. После твердых согласных , пишутся гласные(а, о, ы, у).

4. После мягких согласных, пишутся гласные(и, е, ё, я).

5. Как отличаются гласные от согласных?

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

4.Работа над новым материалом.
Работа по учебнику Звуковой анализ слов ключ, утюг.
Задания:
«прочитать» слово ключ, ведя указкой по схеме звукового состава слова;
произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; назвать первый звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его мягкую пару ([кь]);
произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; назвать второй звук; определить, какой это звук и какой фишкой его обозначить; назвать его твердую пару ([л]);
произнести слово ключ так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; назвать третий звук; определить, какой это звук; запомнить правило обозначения звука [у] после мягких согласных; познакомиться с буквой Ю (ю);
Знакомство с буквой Ю(ю).Знакомство с буквой ю учитель проводит так: «Какой буквой мы вчера обозначали звук [у] после твердых согласных? (Буквой у.) Но в слове ключ букву у ставить нельзя. Если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука (учитель показывает указкой на модели слова первую зеленую фишку) , он никогда не обозначается буквой у. Мы слышим звук [у], но после мягкого согласного обозначаем его буквой ю.
Чтобы О не укатилось Крепко к столбику прибью Ой, смотри-ка, Что случилось: получилась буква Ю
Физминутка
- Приседаем, если в слове есть буква Ю:
юнга
яма
руки
строю
стою
ель

юмор
рою
мою
еду
юркий
пью


5 ) обозначить звук [у] после мягкого согласного звука буквой ю;
6) найти четвертый звук в слове ключ; обозначить мягкий согласный звук [ч'] фишкой зеленого цвета;
7) повторить правило: если в слове звук [у] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой ю;
8) определить, сколько в слове ключ согласных звуков, гласных звуков, сколько всего в слове ключ мягких согласных, сколько твердых согласных, на сколько мягких согласных больше, чем твердых;
9) провести самостоятельно звукобуквенный анализ слова утюг,
10) объяснить, какие буквы понадобились для обозначения гласных звуков и почему.
5. Закрепление изученного материала.
Кроссворд (стр. 45 учебника)
Игра «Где стоит звук {у }?» - картинный диктант с. 45 учебника
6. Резервный занимательный материал.
Найди в тексте слова на букву Ю
Сегодня я расскажу вам сказку о животном – обитателе пустынь, степей. Кормится колючими кустарниками и тростником. Толстая шкура и очень густая шерсть спасает его от палящего солнца, а от раскалённого песка – мозолистые подушки на ногах и груди. Зимует в горах: прячется от холодных ветров. Он двугорбый, что очень удобно для перевозки людей и груза.Кто это?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сказка “Верблюжонок Юлий”.
Верблюжонку Юлию очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.
- Мама! Я тоже хочу спать в люльке. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - А разве тёплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблюдица. - Нет, он такой мягкий! - обрадовался Юлий. - Мама, я тоже хочу играть с юлой, - сказал он в следующий раз. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица. - Нет, он такой весёлый! – обрадовался Юлий. - Мама, я тоже хочу жить в юрте, - сказал он в следующий раз.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Юрта-жилище как шалаш из жердей, утепленный шкурой, войлоком)
- Но разве в юрте растёт столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Конечно же, нет! – засмеялся Юлий. – И никогда не вырастет.
Вопрос учащимся:
– Какие звуки одинаковые часто слышали в словах?
Итог урока
- С какой буквой познакомились? - Какой звук имеет эта буква?

Заголовок 1 Заголовок 315