Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф».

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Кравцова Марина Викторовна Предмет: чтение Класс: 1 Дата____________

Тема урока Согласные звуки (ф(, (ф’(, буквы Ф, ф.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Наглядные пособия и технические средства: ПК, раздаточный материал.

Цель, планируемые результаты: познакомить со звуком (ф(, (ф’(, буквами Ф, ф.
Предметные: умение ставить цели к уроку; осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания и использовать изученные правила безопасности в конкретных жизненных ситуациях.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Метапредметные
-вступать в учебный диалог;
-пользоваться условными обозначениями учебника;
-различать способы и средства познания чтения;
-оценивать результаты своей работы на уроке













Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

1.
Самоопределение
 к учебной деятельности (мотивация)
– Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы. – Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше хорошее настроение окружающим. Я желаю вам сохранить тепло и радость на протяжении всего урока.
Чтобы это сделать, вы должны работать дружно, выполнять каждое задание правильно, и тогда у вас всё получится.
- Посмотрите, какой учебник лежит у вас на столе? (азбука). Поприветствуйте учебник!
- А как называется наш урок? (чтение)
- А чем мы занимаемся на уроках чтения? А что нам даёт этот урок?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.









Регулятивные УУД -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные УУД -чувство необходимости учения
- самоопределение к деятельности
Коммуник. УУД
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности
– При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-зима решила подарить нам мягкие, тёплые пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные. – Назовите буквы, записанные на снежинках.
Р ,З, Ч, В, Д, Л, А, Б, М, Т, С, Х.
– Найдите лишнюю букву? 
– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы?  – Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
-Чем отличаются буквы от звуков?
Речевая разминка. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.
Работа в группах.
РА – ЛО – МУ - НИ БО – ПА – ВЫ - ЧУ НЫ – ПИ – МА – РУ
1 г.- читает «как медведь»;
2 г.- «как мышата» . 3 г.- читает «как эхо»
Все вместе поём слоги на мотив песни «В лесу родилась ёлочка».
- Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке?
-Что о ней вы можете рассказать?
Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки.  Характеризуют их.






Буква А Согласные буквы








Работа в группах.

СНЕЖИНКИ ЗА АКТИВНОСТЬ
Мыслительные операции (анализ, сравнение) – (П).
Осознанные и произвольные речевые высказывания – (П).
Волевая саморегуляция в затруднении – (Р).

3.
Постановка учебной задачи.
Прочитайте слова.
-Телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.
-Какие звуки здесь встречается чаще других? Ф
- А кто сможет мне назвать тему урока? (предположения уч-ся).
- Давайте посмотрим, как назвал тему урока автор нашего учебника? (прочитать) стр. 71
Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. 
Познакомимся с ..
Научимся .
-Всё верно. Снежинки берут самые активные ученики.



звуки (ф(, (ф’(


Звуки [ф], (ф’(. Буквы Ф,ф.
·




СНЕЖИНКИ ЗА АКТИВНОСТЬ
Самоопределение – (Л).
Мыслительные операции – (П).
Самостоятельное выделение и формирование цели – (П);

4.
Простановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)
4.1. Характеристика звука [ж].
4.2. Буквы Ф, ф. Чтение слогов с ними.











4.3 Конструиро-вание буквы.
- Ребята, давайте проведём исследование! Смайлик ждёт от нас ответов (буква гласная или согласная).
- Каким звуком обозначается
буква Ф?
-Кто-то хочет вас поблагодарить за работу на уроке. Кто это? Послушайте и отгадайте загадку:
Днем он молчит, Ночью кричит, По лесу летает, Прохожих пугает. 
ФИЛИН (Работа с толковым словарём)

Работа со схемами.
ФИЛИН
Дом - стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.
ФАКЕЛ
Сделайте вывод (мягкий, твёрдый).
- Глухой или звонкий?

- А теперь, вы сами попробуйте составить эту букву с помощью лего.
- Сколько лего вам для этого понадобилось? (Молодцы!)
-дать характеристику звуку
-познакомиться с буквой

гласный – согласный


согласный: твердый мягкий
синяя, зелёная шляпа



согласный: звонкий – глухой

СНЕЖИНКИ


Работа со схемами.








СНЕЖИНКИ
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – (К).
Аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-(К).
Умение высказывать своё предположение, строить план действий – (Р)
Использование знаково- символических средств (схем) – (П)




Принятие учебной задачи, выбор действия в соответствии с поставленной задачей – (Р)

5.
Этап реализации построенного проекта
Приём «Мозговой штурм»:
-Придумайте слова со звуками «ф» и «ф’».
- Посмотрите учебник на стр. 71.
-Какие слова нам предлагают авторы учебника?
-Чтение столбиков слов в парах стр. 71
Работа с текстом стр. 71
Построив флот, Петр первый прорубил окно в Европу
Лексическая работа.
- Какие слова вам показались непонятными, трудными?
Фабрика, ферма, флот, телеграф
Фабрика – предприятие по производству необходимых для жизни товаров.
Ферма - животноводческое хозяйство. 
Флот – это крупное соединение судов.
-Каким бывает флот? (морской, воздушный, парусный, речной).
Телеграф - устройство для передачи текста на большие расстояния. (ТЕЛЕ-далеко).
Свободные высказывания детей.


СНЕЖИНКИ

Работа в парах
Принятие учебной задачи, выбор действия в соответствии с поставленной задачей – (Р)

6.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- Теперь посмотрите мультфильм и скажите, какие слова вы услышали со звуком Ф.

Называют слова со звуком Ф


СНЕЖИНКИ

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации – (К)

7.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- Посмотрите картинку и назовите слова со звуком Ф?
Проверяют свои ответы




СНЕЖИНКИ

Познавательные УУД -осознанное построение речевого высказывания в устной форме  Регулятивные УУД-контроль, сравнение с эталоном Коммуникативные УУД -Владение определёнными вербальными средствами общения

8.
Этап включения в систему знаний и повторения;
- Составьте предложение со словом ФОНТАН
-Чтение текста на стр.72
Составляют предложения

СНЕЖИНКИ


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации – (К)

9.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Какие умения приобрели на уроке?
- А над чем ещё надо поработать?
- Оцените свою работу на уроке при помощи фигурок.
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Оценивание своей работы.
Рефлексия способов и условий действий – (П)
Контроль и оценка способов своей деятельности – (Р)
Самооценка на основе критерия успешности- (Л)


15