Конспект урока по литературному чтению Обобщение по теме «Жили-были буквы» (1 класс)
Тема: Обобщение по теме «Жили-были буквы»Цели:– повторить и обобщить пройденный материал;– совершенствовать умения анализировать и сравнивать произведения;– продолжить формирование навыка чтения целыми словами;– развивать речевые умения, фонематический слух, творческие способности, память и мышление;– воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению.Оборудование: выставка рисунков учащихся; карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика, карандаши. Ход урокаI. Организационный момент.II. Постановка цели урока.– Тема нашего урока формулируется так, как начинаются русские народные сказки: «Жили-были…»– О ком или о чем мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку – и вы это узнаете. Прилетели галки в поле И уселись на снегу… Стану я учиться в школе – Разобраться в них смогу! (Буквы.)– Прочтите тему нашего урока: «Жили-были буквы».– Почему эта тема имеет сказочное название?– Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах. Будем учиться «писать» собственную книгу.III. Знакомство с новыми произведениями.1. Речевая минутка.– Прочтите чистоговорку и доскажите словечко. Ра-ра-ра – начинается … (игра). Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары). Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро). Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру). Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе). Ри-ри-ри – на ветках … (снегири). Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор). Ир-ир-ир – мой папа … (командир). Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь). Ра-ра-ра – у мышки есть … (нора). Ре-ре-ре – носим воду в … (решете).2. Чтение советов из старинных книг (с. 22–23 учебника).– Прочтите слова по слогам, а потом целыми словами: при-вы-кай – привыкай рас-ска-зы-вай – рассказывай дейст-ви-тель-но – действительно ут-верж-дай – утверждай ос-па-ри-вай – оспаривай ис-пол-няй – исполняй пе-ре-би-вай – перебивай от-кла-ды-вай – откладывайДалее учащиеся читают вслух по выбору учителя.3. Словарная работа.– Объясните значение слов:намерен – хочет сделать что-либооспаривай – доказывайвзаймы – в долгполучил даром – получил в подарокпочитай – уважай– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?– Можно ли сказать, что советы устарели?4. Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24–25 учебника).– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.– Подберите заголовок к этому стихотворению.– О каком звуке в нем рассказано? (О звуке Р.)– Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски?– Придумайте слова со слогом РЕ. (Река, репа, ремонт, редис, репей, резина и др.)– Прочтите стихотворение В. Лунина.– Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (Звук Ш.)– Какое название можно дать этому произведению?– Прочтите стихотворение Ф. Бобылева.– О каком звуке это стихотворение? (О звуке Х.)– Попробуйте назвать слова, в которых встречаются и звук «Ш», и звук «Х». Хлоп – и конфета стреляет как пушка! Каждому ясно: это … (хлопушка). Физкультминутка У реки росла рябина, А река текла – рябила. Посредине глубина, Там гуляла рыбина. Эта рыба – рыбий царь… Называется (пескарь).
Дети изображают резвящихся рыбок.IV. Закрепление и обобщение.1. Беседа по вопросам.– Вспомните названия стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.– Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт, рассказчик, ученый?– Рассмотрите свои рисунки.– Как вы изобразили характер сказочных букв?– С помощью чего поэты и писатели рисуют картины и оживляют буквы?– Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревет медведь.– Вспомните стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» и «Кто как кричит?» И. Гамазковой. Что в этих стихотворениях общего и чем они отличаются?– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?– Вспомните стихотворение С. Черного «Живая азбука». Как поэт оживил буквы в этом стихотворении?– Почему писателей называют настоящими волшебниками?– Какой секрет мы раскрыли в стихотворении С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»?– Что интересного мы узнали в буквах, прочитав рассказ Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» – нет?».– Что нового вы узнали о буквах?– Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»?– Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?– Попробуйте придумать свою историю про буквы.– Рассмотрите забавных животных на рисунке (с. 26 учебника).– Что в них необычного?– Дайте имена этим забавным существам.– Существуют ли такие животные? Придумайте веселые истории про фантастических животных.2. Игры Деда Буквоеда.– Прочтите веселую историю про льва на с. 27 учебника. В каких словах есть буквы «Л», «Е», «В»?Запись на доске:телевизорлевкои – садовое травянистое растение с пахучими цветкамиклевер – луговое растение, сорт кормовой травысталевар – рабочий по выплавке сталиПри объяснении значения слов учитель демонстрирует картинки.Игра «Рак».Попробуйте разгадать слова, в которых «спрятались» буквы «Р», «А», «К».– А сейчас мы узнаем, кто из вас лучший наборщик слов.Игра «Наборщик».– Используя буквы из слова «Наборщик», составьте как можно больше слов. (Бор, борщик, нора, кино, борщ, роща, щи, бок, кора, рок, рак, рано.)– Объясните значение составленных слов.3. Создание книги «Русская азбука».– Вы много нового узнали о буквах, прочитав произведения из раздела «Жили-были буквы». Попробуем создать свою книгу о буквах. Книгу будем создавать совместно. Каждый из вас должен подготовить свою страничку о букве. Необходимо составить план работы.План (запись на доске):1. Сделать изображение буквы.2. В транскрипции [ ] указать звуки.3. Выполнить картинки.4. Записать слова, имеющие в своём составе эту букву (букву выделить красным цветом).5. Записать о букве загадку, скороговорку или стихотворение.
V. Итог урока.– Что нового узнали на уроке?– Почему в названии темы раздела встречаются слова «жили-были»?