РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Развитие устной и письменной речи» для 7Г класса с для обучающихся с ОВЗ (УО)
02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена
на заседании педагогического
совета протокол №___
от « __» ______201__ г. Утверждена
приказом №__ от «__» _____201_ г.
Директор школы
________________ В.В. ПерьковРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Развитие устной и письменной речи»
для 7Г класса
с для обучающихся с ОВЗ (УО)
201__-201__ учебный год.
Составлена
учителем-дефектологом
Ярцевой Т.В.
201__ г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематический план.
Ресурсное обеспечение программы.
Лист корректировки рабочей программы.
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2014 г;
Аксёнова А. К., Бгажнокова И. М, и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. – 3-е изд., М., Просвещение, 2012 г.;
Приказ Министерства образования и РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г, №29/2065-n
учебным планом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» на 201__-201__ учебный год, приказ №__ от 30 августа 201__ г.
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, учебным планом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» на занятия по коррекции письменной и устной речи в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Обоснование актуальности программы:
Развитие письменной и устной речи в классах для детей с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях.
Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся классов с УО, являются серьёзным препятствием в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.
Содержание работы по развитию речи должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, чтению и письму. Большое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи.
Основная идея курса: коррекция дефектов устной и письменной речи, развитие связной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Цели курса: - преодоление нарушений устной и письменной речи;- устранение вторичных отклонений в психическом развитии;- помощь в первоначальном становлении личности, социальной адаптации, выявлении и целостном развитии способностей;- формирование учебной мотивации.
Задачи курса:
-коррекция и развитие психологической базы речи;
-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
-формирование грамматической стороны речи;
-предупреждение и коррекция дисграфии;
-развитие диалогической и монологической форм речи;
-формирование коммуникативных навыков;
-воспитание мотивации к учению, общению.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:
В результате изучения ученик должен знать/понимать:
правильное название букв алфавита;
части речи;
состав слова;
уметь:
полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и синтеза;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
выделять главную мысль;
пересказывать полно и выборочно по плану;
подбирать группы родственных слов;
различать части речи;
строить и распространять простые предложения и предложения с однородными членами;
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи;
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов, словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
работать с деформированным текстом
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Методы и формы обучения:
Основной формой проведения занятий по развитию письменной и устной речи является урок, а также используются такие методы как беседа, рассказ, наглядность, основное место занимает дидактическая игра.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Звуки и буквы (6ч)
Дифференциация смешиваемых звуков и букв. Закончить формирование сложных форм фонематического анализа. Логически-поисковые задания. Разнообразные задания по формированию навыка чтения. Дифференциация приставки и предлога. Работа над составом слова, безударными гласными, парными согласными (подбор проверочных).
Слово (21ч)
Понятие о слове. Однокоренные слова. Морфологический состав слова. Морфемы слова. Упражнения в словообразовании и словоизменении. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова, правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Предложение (18ч)
Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов и наречий.
Работа над предложением. Составление и распространение предложений. Распространение однородных членов предложения. Практическое усвоение составления сложных предложений без союзов и с союзами. Постановка вопросов к предложению, к определенному слову в предложении, к тексту с последующей записью.
Текст (25ч)
Связная речь. Работа с более сложным деформированным текстом. Изложение текста с изменением числа, лица, времени. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение с дополнением последующих и предыдущих событий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование раздела Количество часов Из них (количество часов)
Лабораторные, практические работы Проверочные работы
Звуки и буквы. 6 - 1
Слово. 21 - 1
Предложение. 18 - 1
Текст 25 - 1
Итого: 70 - 4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока Тема урока Дата проведения
(по плану) Дата фактического проведения
Звуки и буквы (6ч)
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль,)Характеристика гласных (ударные и безударные) Характеристика согласных (мягкие и твёрдые). Характеристика согласных (звонкие и глухие). Повторение пройденного материала по теме «Звуки и буквы» Слово (21 ч)
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Понятие о слове. Морфологический состав слова. Корень слова. Нахождение корня слова. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов. Окончание в слове. Нахождение окончаний в слове. Связь слов в предложении с помощью окончания. Составление предложений из слов, заданных в начальной форме. Составление предложений из слов, заданных в начальной форме. Приставка в слове. Нахождение приставок в слове. Образование слов с помощью приставок. Суффикс в слове. Нахождение суффикса слова. Образование слов с помощью суффикса. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов. Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов. Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов Повторение пройденного материала по теме «Слово» Предложение (18 ч)
Признаки предложений. Выделение предложений их текста. Смысловая и интонационная законченность предложений. Различие предложений по цели высказывания. Различие предложений по интонации. Составление вопросительных и восклицательных предложений. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Нахождение главных членов предложения. Нахождение главных членов предложения. Второстепенные члены предложения. Нахождение второстепенных членов предложения. Нахождение второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространённые. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений. Составление предложений, распространение предложений. Однородные члены предложения. Нахождение однородных членов предложения. Повторение пройденного материала по темам «Предложение». Текст (23 ч)
Текст. Различение текста и не текста Деление текста на предложения. Деление текста на предложения. Части текста. Разбиение текста на части. Средства связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Диалогическая речь. Диалог в тексте. Тема и основная мысль в заглавии текста Тема и основная мысль в заглавии текста Выделение опорных слов из текста. Восстановление текста по опорным словам. Восстановление текста по опорным словам. Изложение повествовательного текста по плану и опорным словам. Изложение повествовательного текста по плану и опорным словам. Изложение текста описания по плану и опорным словам. Изложение зрительно-воспринимаемого текста. Изложение текста воспринимаемого на слух. Изложение текста воспринимаемого на слух. Составление текста на заданную тему. Составление текста на заданную тему. Сочинение-повествование Сочинение-описание Повторение пройденного материала по темам «Текст». Итоговый урок РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Основная литература:
А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: “ Владос”, 1999.
Аксёнова А. К., Бгажнокова И. М, и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. – 3-е изд., М., Просвещение, 2009 г.;
Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. - М.: “Эксмо” 2003г.
Е. Косинова. Гимнастика для развития речи.- М.: “Эксмо”, 2003.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: “ Владос” 1999.
И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2014 г.
Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: “ Владос”, 1998.
Т. П.Бессонова, О.Е.Грибова. Развитие речи. - М.:“ Просвещение”,1994.
Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва. Развитие речи.- М.:“ Просвещение”,1994.
Раздаточный материал:
Принтерные распечатки тестов в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
Схемы, плакаты, таблицы.
Технические средства обучения
(компьютер, медиапроектор, интерактивная доска)
Адреса ресурсов сети Интернет
http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета».
http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа,
созданное при поддержке Министерства образования РФ.
http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
http://www.prosv.ru - Издательство "«Просвещение»".
http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука".
http://www.piter.com - Издательство "Питер".