Конспект урока чтения ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ»
Урок7. Обобщение по теме «Жили-были буквы»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; обобщить и систематизировать знания по теме «Жили-были буквы».
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и чтения по ролям, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков учащихся, карандаши.
I. Актуализация знаний, постановка цели урока.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы.
– Тема нашего урока формулируется так, как начинаются русские народные сказки: «Жили-были…».
– О ком или о чём мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку – и вы это узнаете.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу!
(Буквы.)
– Прочтите тему нашего урока: «Жили-были буквы».
– Почему эта тема имеет сказочное название?
Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах. Будем учиться «писать» собственную книгу.
II. Знакомство с новыми произведениями.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить необходимые коррективы.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.
Ра-ра-ра – начинается … (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).
Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа … (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть … (нора).
Ре-ре-ре – носим воду в … (решете).
2. Чтение советов из старинных книг (с. 22–23 учебника).
– Прочтите слова по слогам, а потом целыми словами:
при-вы-кай – привыкай
рас-ска-зы-вай – рассказывай
дейст-ви-тель-но – действительно
ут-верж-дай – утверждай
ос-па-ри-вай – оспаривай
ис-пол-няй – исполняй
пе-ре-би-вай – перебивай
от-кла-ды-вай – откладывай
Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.
3. Словарная работа.
Познавательные: уметь самостоятельно находить значение отдельных слов в толковом словаре учебника; выделять существенную информацию из текстов разного вида.
– Объясните значение слов:
Намерен – хочет сделать что-либо.
Оспаривай – доказывай.
Взаймы – в долг.
Получил даром – получил в подарок.
Почитай – уважай.
– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
– Можно ли сказать, что советы устарели?
4. Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24–25, часть 1).
Коммуникативные УУД: уметь высказываться по содержанию стихотворения и его названию, аргументировать своё мнение; оценивать высказывание партнёра.
Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественных текстов.