Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Жили-были буквы»
!!!!!Урок литературного чтения в 1 классе по теме «Жили-были буквы»
(УМК «Школа России»)
Тема: Обобщение по теме «Жили- были буквы»
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению, речевых умений, фонематического слуха.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение читать выразительно и по ролям, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные: (критерии сформированности УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная;
Образовательные ресурсы: карточки с играми, касса букв, альбомные листы для детей, словари по русскому языку, выставка рисунков.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок. Тихо сели девочки
Тихо сели мальчики.
Повернитесь друг другу. Прижмите друг к другу ладошки. Улыбнитесь друг другу. Подарите друг другу уверенность в том, что у нас всё получится. Опустите руки. А теперь за работу! Проверили осанку.
II. Актуализация знаний, постановка цели урока.
–О ком или о чём будем сегодня говорить?
Разгадайте ребус.(слайд 2)
А теперь отгадайте загадку -
Прилетели галки в поле и уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу! (Буквы)
Тема нашего урока: «Жили-были буквы» ( слайд 3)
- Почему эта тема имеет сказочное название?
- Как вы думаете, какие цели мы поставим на уроке?
Будем учиться правильному и выразительному чтению целыми словами; развивать речь, память, мышление.
Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах.
III.Знакомство с новыми произведениями.
1.Речевая разминка. (слайд 4 -5)
–Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.
Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар)
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор)
Ир-ир-ир – мой папа …(командир)
Арь-арь-арь – на стене висит …(фонарь)
2.Чтение советов из старинных книг (с.22-23 учебника).(слайд 6)
– Прочитайте слова по слогам, а потом целыми словами:
при-вы-кай - привыкай
рас-ска-зы-вай - рассказывай
дейст-ви-тель-но - действительно
ут-верж-дай - утверждай
от-кла-ды-вай - откладывай
Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.
3.Словарная работа. Можно найти в толковом словаре.(показать им словарь Даля)
– Объясните значение слов:
намерен- хочет сделать что- либо; оспаривай- доказывай; взаймы- в долг; получил даром- получил бесплатно (в подарок); почитай –уважай.
– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
- Можно ли сказать, что советы устарели?
4. Ч т е н и е стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24-25)
Гимнастика для глаз.
5. Э в р и с т и ч е с к а я б е с е д а.
– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, увеличивая темп чтения.
– Подберите заголовок к этому стихотворению. О каком звуке в нём рассказано? (о звуке р)
- Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски? - Придумайте слова со слогом ре (репа, рельс, рейс, резинка, речь, речка).
– Прочтите стихотворение В. Лунина. Как можно озаглавить его?
- Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (звук ш)
- Прочтите стихотворение Ф. Бобылева. О каком звуке стихотворение? [ х] - Попробуйте назвать слова, в которых встречаются звуки ш, х.
Физкультминутка.
Хомка,хомка, хомячок
Полосатенький бочок….
IV.Закрепление и обобщение.
1.Беседа по вопросам:
- Вспомните название стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.
–Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт?
- Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревёт медведь. (чтение по ролям)
– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?
- Почему писателей называют настоящими волшебниками?
2. Веселая история про льва.
Прочитаем интересную историю про льва. Откройте учебники на странице 27.
(Вместо рисунка льва надо говорить “лев”.)
Какое слово прячется в словах? (лев) (слайд 8 )
Телевизор.
Левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками.
Клевер – луговое растение, сорт кормовой травы.
Сталевар – рабочий по выплавке стали.
(При объяснении значений слов демонстрируются картинки.)
3. Телеграмма.(работаем в парах)
Дети, нам прислали телеграмму, но в ней что-то напутано, помогите мне ее прочитать.
На доске.
ЬТИЖУТ ЕН КЕВ – ЬТИЖ ЙОГИНК С
За доской.
С книгой жить - век не тужить. (Прочитать хором).
Объясните смысл этой пословицы.
– А сейчас я попрошу вас прочитать отрывок из того стихотворения , которое вам больше всего понравилось.
Объявляем конкурс чтецов.
Итог урока. Рефлексия.
Вам понравился урок?
- Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?
( Потому что буквы не могу жить, ведь они неодушевлённые, а в этом название, они имеют одушевлённый вид)
-Вы довольны своей работой?
_Какое задание вам понравилось больше всех?
-А какое было очень трудным?
- Кого бы вам хотелось отметить особо на уроке и почему?
- А теперь возьмите карандаши и раскрасьте шаблоны букв, оценивая свои результаты:
П – получилось (прекрасно); Р - надо ещё работать