Конспект урока литературного чтения Жили-были буквы
Урок Литературного чтения в 1 «А» классе
Тема урока. «Жили-были буквы»
Тип урока:обобщение
Цели:
– повторить и обобщить пройденный материал;
– совершенствовать умения анализировать и сравнивать произведения;
– продолжить формирование навыка чтения целыми словами;
– развивать речевые умения, фонематический слух, творческие способности, память и мышление;
– воспитывать интерес к литературному творчеству и чтению.
Задачи:
Предметные: умение читать выразительно и по ролям, пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду, умение оценивать свои поступки и знания, внимание к переживаниям других людей, сопереживание.
Метапредметные:
П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Александровна, сегодня урок Литературного чтения проведу у вас я. Постановка темы и цели урока - А чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать ребус. (слайд 1)
–Из букв составьте слово.
– Прочтите хором тему нашего урока:
– Почему эта тема имеет сказочное название?
– Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах. Будем учиться «писать» собственный рассказ. Разгадывают
- «Жили-были буквы». (слайд 2) Личностные: интерес к учебному труду;
Р е г у л я т и в н ы е:
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Речевая разминка - Для начала проведём речевую разминку.Прочитайте скороговорку про себя, обращая внимание только на подчёркнутые буквы. (слайд 3)
Кунопирлаикпанртоввчыпясчетьгрроалопвыат- Теперь прочитаем хором.
- О ком говорится в скороговорке?
- Ипат-это русское имя.
- Сколько лопат купил Ипат?
- Прочитаем скороговорку быстро (по хлопку).
– Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.(слайд 4)
-Первую строку читает Катя.
- Теперь хором.(так каждую строку)
Ра-ра-ра – начинается …
Ры-ры-ры – у мальчиков …
Ро-ро-ро – у нас новое …
Ру-ру-ру – продолжаем мы …
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Ри-ри-ри – на ветках …
Ар-ар-ар – кипит наш …
Ор-ор-ор – созрел красный …
Ир-ир-ир – мой папа …
Арь-арь-арь – на стене висит …
Ра-ра-ра – у мышки есть … - Купил Ипат пять лопат.
- о Ипате- пять
Читают
- игра
- шары
- ведро
- игру
-горе
- снегири
- самовар
- помидор
- командир
- фонарь
- нора Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Чтение советов из старинных книг - Посмотрите на экран, – прочтите хором слова по слогам, а потом целыми словами:(слайд 5)
при-вы-кай – привыкай
рас-ска-зы-вай – рассказывай
дейст-ви-тель-но – действительно ут-верж-дай – утверждай
ос-па-ри-вай – оспаривай
ис-пол-няй – исполняй
пе-ре-би-вай – перебивай
от-кла-ды-вай – откладывай
- Сейчас откройте учебник на с. 22, прочитаем советы из старинных книг. Катя читает первый совет, все остальные поставили пальчик и следят.
- Как вы понимаете смысл этого совета? Читают
- не нужно быть болтливым, нужно уметь слушать окружающих. Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
-Следующий совет читает Вася.
- Как вы понимаете этот совет?
(И так каждый совет) - не всегда твои слова уместны, не обо всём можно рассказывать окружающим. Словарная работа – Объясните значение слов:
(слайд 6)
намерен – хочет сделать что-либо
оспаривай – доказывай
взаймы – в долг
получил даром – получил в подарок
почитай – уважай
– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
– Можно ли сказать, что советы устарели? Объясняют значения
Ответы детей Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» - Ребята, откройте учебник на с. 24
- Прочитаем хором, стихотворение Т. Павловой, поставили пальчик.
-Теперь читает Вася, достаточно, продолжает Марина.
- Всё стихотворение прочитает К…
– Подберите заголовок к этому стихотворению.
– О каком звуке в нем рассказано?
– Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски?
– Придумайте слова со слогом РЕ.
– Прочтите стихотворение В. Лунина, про себя.
- Теперь прочитаем хором.
- Сейчас прочитает Петя.
– Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении?
– Какое название можно дать этому произведению?
– Варя прочитай нам стихотворение Ф. Бобылева.
– О каком звуке это стихотворение?
– Попробуйте назвать слова, в которых встречаются и звук «Ш», и звук «Х».
Хлоп – и конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно: это … (хлопушка).
- Прочитаем стихотворение хором.
Физкультминутка
Раз - поднялись, потянулись
Два - согнулись, разогнулись
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять - руками помахать
Шесть - тихонечко присесть. Читают
- О звуке Р
- не могли выговорить звук Р.
- Река, репа, ремонт, редис, репей, резина и др.
- Звук Ш
Читает
- О звуке Х
Читают П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения.
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Закрепление и обобщение 1.Беседа по вопросам:
- Вспомните название стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.
–Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт?
- Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревёт медведь.
– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»? (с. 18)
- Почему писателей называют настоящими волшебниками?
- Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?
2.Игры Деда Буквоеда.
– Прочтите самостоятельно веселую историю про льва на с. 27 учебника.
- Витя прочитай нам историю.
-В каких словах есть буквы «Л», «Е», «В»?
Запись на экране:
левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками
клевер – луговое растение, сорт кормовой травы
сталевар – рабочий по выплавке стали
3. Сочинение истории про кота.
-Ребята посмотрите на экран и расшифруйте слова. Теперь попробуйте составить весёлую историю про кота.
(Проверка) - «Загадочные буквы», «Аля, Кляксич и буква «А»», «Живая азбука».
- поэт
- потому что в их произведениях «оживают» буквы.
- телевизор, клевер, левкои, сталевар.
-Сочиняют П о з н а в а т е л ь н ы е: умение анализировать и сравнивать произведения;
Р е г у л я т и в н ы е: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;
К о м м у н и к а т и в н ы е: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Итог урока - Чем мы занимались на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
– Почему в названии темы раздела встречаются слова «жили-были»? Личностные:
умение оценивать свои поступки и знания
Домашняя работа Составить предложение из 4-6 слов, начинающихся с одной буквы, используя в своей работе толковый словарь русского языка.