РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Развитие устной и письменной речи» для 9Г класса для обучающихся с ОВЗ (УО)


02.04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена
на заседании педагогического
совета протокол №___
от « __» ______201__ г. Утверждена
приказом №__ от «__» _____201_ г.
Директор школы
________________ В.В. ПерьковРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Развитие устной и письменной речи»
для 9Г класса
для обучающихся с ОВЗ (УО)
201 -201__ учебный год.
Составлена
учителем-дефектологом
Ярцевой Т.В.
201__ г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка.
Содержание программы.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематический план.
Ресурсное обеспечение программы.
Лист корректировки рабочей программы.

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии:
Программы специальных (коррекционных) образовательных Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2014 г;
Аксёнова А. К., Бгажнокова И. М, и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. – 3-е изд., М., Просвещение, 20012 г.;
Приказ Министерства образования и РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г, №29/2065-n
учебным планом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» на 201__-201__ учебный год, приказ №__ от 30 августа 201__ г.
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, учебным планом МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» на занятия по коррекции письменной и устной речи в 9 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Обоснование актуальности программы:
Развитие письменной и устной речи в классах для детей с ОВЗ занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях.
Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.
Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся классов VIII вида, являются серьёзным препятствием в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.
Основная идея курса: коррекция дефектов устной и письменной речи, развитие связной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Цели курса: - преодоление нарушений устной и письменной речи;- устранение вторичных отклонений в психическом развитии;- помощь в первоначальном становлении личности, социальной адаптации, выявлении и целостном развитии способностей;- формирование учебной мотивации.
Задачи курса:
-коррекция и развитие психологической базы речи;
-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе
развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
-формирование грамматической стороны речи;
-предупреждение и коррекция дисграфии;
-развитие диалогической и монологической форм речи;
-формирование коммуникативных навыков;
-воспитание мотивации к учению, общению.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса:
В результате изучения ученик должен знать/понимать:
правильное название букв алфавита;
части речи;
состав слова;
уметь:
полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и синтеза;
читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
выделять главную мысль;
пересказывать полно и выборочно по плану;
подбирать группы родственных слов;
различать части речи;
строить и распространять простые предложения и предложения с однородными членами;
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи;
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов, словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
работать с деформированным текстом;
правильно заполнять деловую документацию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Методы и формы обучения:
Основной формой проведения занятий по развитию письменной и устной речи является урок, который сопровождается практическими упражнениями, а также используются такие методы как беседа, рассказ, наглядность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речь (5ч)
Речь. Значение речи в жизни людей. Функции речи. Текст как смысловое единство. Диалог. Монолог.
Текст (9ч)
Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение. Предложение. Виды предложений. Простые предложения. Однородные члены предложения. Сложные предложения. Средства связи в сложном предложении. Обращение
Деловая документация (20ч)
Деловая документация. Доверенность. Заявление о приеме на работу. Заявление на отпуск. Резюме. Уведомление. Анкета. Телеграмма. Письмо. Личное письмо. Деловое письмо. Письмо – запрос, заказ, жалоба. Описание характера человека. Заявление об увольнении. Заявление о предоставлении мат помощи. Заявление о предоставлении отпуска
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование раздела Количество часов Из них (количество часов)
Лабораторные, практические работы Проверочные работы
Речь 5 - -
Текст 9 - -
Деловая документация 20 - -
Итого: 34 - -
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока Тема урока Дата проведения
(по плану) Дата фактического проведения
Речь (5ч)
Речь. Значение речи в жизни людей. Функции речи Текст как смысловое единство Диалог Монолог Текст (9ч)
Типы текстов. Повествование Типы текстов. Описание Типы текстов. Рассуждение Предложение. Виды предложений Простые предложения Однородные члены предложения Сложные предложения Средства связи в сложном предложении Нахождение, выделение обращений в предложении. Деловая документация (20ч)
Деловая документация Доверенность Заявление о приеме на работу Заявление на отпуск Резюме Уведомление Анкета Телеграмма Письмо Личное письмо Деловое письмо Письмо - запрос Письмо - заказ Письмо - жалоба Закрепление темы «Письмо» Р/Р Описание характера человека Заявление об увольнении Заявление о предоставлении мат помощи Заявление о предоставлении отпуска Урок – зачет по пройденным темам РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Основная литература:
А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе - М.: “ Владос”, 1999.
Аксёнова А. К., Бгажнокова И. М, и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. – 3-е изд., М., Просвещение, 2009 г.;
Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. - М.: “Эксмо” 2003г.
Е. Косинова. Гимнастика для развития речи.- М.: “Эксмо”, 2003.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: “ Владос” 1999.
И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “ Аквариум”, 1995.
Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2012 г.
Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: “ Владос”, 1998.
Т. П.Бессонова, О.Е.Грибова. Развитие речи. - М.:“ Просвещение”,1994.
Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичёва. Развитие речи.- М.:“ Просвещение”,1994.
Раздаточный материал:
Принтерные распечатки тестов в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
Схемы, плакаты, таблицы.
Технические средства обучения
(компьютер, медиапроектор, интерактивная доска)
Адреса ресурсов сети Интернет
http://www.alledu.ru - Каталог «Все образование Интернета».
http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета.
http://www.teleschool.ru - Телешкола - это образовательное учреждение нового типа,
созданное при поддержке Министерства образования РФ.
http://umka.noonet.ru/met_raz.php - Методическая копилка.
http://www.prosv.ru - Издательство "«Просвещение»".
http://www.naukaran.ru - Издательство "Наука".
http://www.piter.com - Издательство "Питер".