Выступление на педагогическом совете «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка»
Выступление на педагогическом совете
«Использование интерактивных технологий на уроках английского языка»
Основные характеристики интерактивного обучения.
Слово “интерактив” образовано от английского слова “interact”, где “inter” – взаимный, “act” - действовать. “Интерактивность“ означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Таким образом, интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Признаки интерактивного обучения.
Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;
- обеспечивает релаксацию, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смену форм деятельности.
Позиция учителя и учащихся в педагогическом процессе.
Ученик и учитель являются равноправными субъектами взаимодействия. Роль учителя резко меняется, его задача - создание условий, в которых учащиеся сами будут открывать, приобретать и конструировать знания. На схеме показано, что воздействие учителя не прямое, а опосредованное.
Формы организации деятельности учащихся.
Главным критерием интерактивного обучения должна стать включённость в различные формы учебных взаимодействий всех без исключения обучающихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.
Интерактивные формы организации деятельности учащихся строятся на стандартных формах и делятся на 3 вида:
-совместно-индивидуальная форма, осуществляемая через взаимодействие консультанта или учителя и ученика;
-совместно-последовательная форма деятельности пары, группы, коллектива в определенном порядке (например «цепочка», «змейка» и т.д.);-совместно-взаимодействующая, при которой могут осуществляться две первые формы, а также их группировка.
Методы интерактивного обучения.
Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:
-создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
-организации обмена деятельностями;
-организации мыследеятельности;
-организации смыслотворчества;
-организации рефлексивной деятельности.
Таким образом, интерактивные формы и методы наиболее соответствуют личносто - ориентированному подходу в обучении. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Технология опыта.
Поскольку интерактивное обучение предполагает обучение через общение, использование методов интерактивного обучения на уроках иностранного языка является особенно эффективным. Общение не просто декларируется, а на деле служит каналом, по которому осуществляется познание, средством, развивающим индивидуальность, инструментом воспитания необходимых черт личности, способом передачи опыта и развития умения общаться. В своей педагогической деятельности учитель использует следующие технологии интерактивного обучения: работа в динамических парах, Карусель, Аквариум, Броуновское движение, работа в малых группах, ролевая игра, дискуссия и другие.
При реализации интерактивного подхода для того, чтобы максимально сблизить процесс обучения с процессом коммуникации целесообразно использовать:
Работу в динамических парах («общение в парах сменного состава»).
Происходит, с одной стороны, автоматизация речевого навыка, связанная с многократным повторением одного и того текста, с другой – формирование умения найти общий язык с каждым, установить отношения коммуникативного взаимодействия. Обучающиеся в ходе общения, направленного на согласование и объединение усилий в целях общего результата, достигают определенного уровня коммуникативной компетенции.
«Карусель», «Аквариум», «Броуновское движение».
Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Варианты обучения в сотрудничестве «Learning Together»(«Учимся вместе»), «Jigsaw» («Ажурная пила»).
Главная идея – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.
Учитель часто использует данные варианты при освоении грамматики. Например, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления», «Указатели» и «Схемы». Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.
Вариант «Learning Together»: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая – нашла указатели, слова – помощники; третья – составила схему утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике.
В варианте «Jigsaw» все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», «схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия обучающиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому индивидуально. Результаты суммируются и выставляется оценка группе.
Интерактивные методы для работы с текстом.
Обучая иностранному языку, учитель активно использует текст, который является как целью, так и средством обучения. Выбор того или иного метода зависит, в первую очередь, от этапа работы над текстом.
Предтекстовый этап предполагает групповую и парную работу учащихся с доской, раздаточным материалом, фрагментами текста, живую коммуникацию. Его целью является снятие языковых трудностей в понимании содержания текста, формирование языковой догадки, навыков словообразования, анализ значений отдельных слов и фраз.
Применение интерактивных методов на предтекстовом этапе активизирует процесс мышления еще до непосредственного чтения или восприятия текста на слух. Учащиеся получают возможность использовать уже накопленные знания и личный опыт по теме, выстраивая свои предположения о возможном содержании текста. На данном этапе мной активно используются следующие интерактивные методы: «Ассоциации», «Предсказание по заголовку текста», «Возможные предложения».
Применение интерактивных методов на текстовом этапе нацелено на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смыла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. Эффективными на данном этапе являются методы: «Заверши фразу», «Найди ошибку», «Ключевое слово».
Послетекстовый этап включает формы работы, направленные на контроль понимания содержания текста и его интерпретацию: вопросно-ответные упражнения, дифференцированный пересказ, расширение и продолжение рассказа учащимися, составление ситуации к тексту, составление рассказа по аналогии, составление диалога по теме рассказа, драматизацию. Прочитанный текст является базой для создания новых текстов. Один и тот же текст можно прокомментировать, проинтерпретировать. На материале прочитанного текста можно создавать тексты-сообщения, тексты-описания, тексты-рассуждения, тексты-комментарии и т.д.
Интерактивные методы на послетекстовом этапе работы над текстом открывают возможности для применения детьми своего уникального жизненного опыта, своего мироощущения в процессе решения коммуникативных задач, развития логического мышления, воображения, памяти, внимания. Мои ученики с удовольствием участвуют в работе, организованной с помощью таких методов, как: «Дюжина вопросов», «Интервью», «Смена собеседника», «Логическая цепочка».
Таким образом, обучая детей чтению необходимо обязательно соблюдать предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Интерактивные методы работы, применяемые поэтапно, дают детям возможность развивать не только языковые навыки и умения, но также позволяют им использовать иностранный язык как средство общения, у них развивается воображение, память, логическое мышление. Опыт показывает, что все это повышает мотивацию к изучению иностранного языка, способствует формированию у учащихся коммуникативной компетенции.
Методика организации интерактивного общения на занятиях иностранного языка
Важным представляется вопрос о методике организации интерактивного общения на занятиях иностранного языка. Необходимо учитывать, что в группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности – это решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.) и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Следует выделить следующие этапы проведения.
1. Специальная организация учебного пространства.
2. Эмоциональная разминка (создание благоприятной обстановки).
3. Выработка норм группового взаимодействия.
4. Объединение учащихся в группы.
5. Организация учебной деятельности в группе.
6. Подведение итогов.
7. Презентация групповых решений.
8. Рефлексия.
Рассмотрим особенности перечисленных этапов.
1. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Заранее необходимо подготовить пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. С этой целью полезны разминки, постоянное поощрение учеников, предоставление возможности для самореализации ученика.
3. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Как показывает практика, в работе эффективно использовать различные памятки.
4. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
5-7. Этап организации учебной деятельности учащихся в группе включает несколько ступеней:
- усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
- процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
- суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
-презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. От внутригруппового общения обсуждение переходит к межгрупповому. Организация презентации групповых решений зависит от задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах: совместно – индивидуальная («ярмарка»); совместно – последовательная («лесенка», «эстафета»), совместно – взаимодействующая («мозаичная картинка»). 8. Этап рефлексии отражает осмысление учащимися содержания урока и их деятельности, сопоставление самооценки и оценки учителя и мотивирование учащихся на дальнейшую познавательную деятельность. Педагогу надо заранее подобрать вопросы, помогающие учащимся понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее включались все без исключения учащиеся.