Консультация «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация «Создание развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую функции. Но самое главное она должна работать на развитие самостоятельности ребёнка. Оснащение групповой комнаты должно помогать детям самостоятельно определять содержание деятельности, намечать план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Правильная организация развивающей предметной среды является одним из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Поэтому, создавая развивающую среду, необходимо учитывать особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность, т.е обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Организовать среду нужно таким образом, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
ФГОС выдвигает следующие требования к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть:
содержательно-насыщенной;
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
безопасной
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Попробую привести примеры реализации этих принципов на практике:
Принципу трансформируемости и вариативности отвечают разнообразные ширмы и маркеры игрового пространства.
Зонирование групповой комнаты позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
Важно понять, как использовать и изготовить такие ширмы и маркеры. В журнале «Дошкольная педагогика № 2-2013 г. предлагается изготавливать маркеры из полипропелена (поликорбоната). Авторы отмечают такие достоинства этого материала как: легко режется строительным ножом, доступен по цене, бывает разных цветов. Но, на мой взгляд, есть и минусы: края необходимо обклеивать скотчем, скреплять звенья ширмы самоклеющейся пленкой, это не долговечно. Приводят примеры таких маркеров: «Корабль», который может превращаться в дорогу, забор, песочницу, бассейн и т.п.; «Ракета», «Ширма», «Дом», «заборчики»
( сделать мини-заготовки из картона для демонстрации)
В практике нашего детского сада этот материал уже использовался в группе № 10 Скорик М.И., Дементьевой Л.М., а подобные маркеры «Машина», но сделанная из картона на группе №9 Шушаковой Е.Б.
Предложить воспитателям поделиться опытом работы с этими пособиями.
Можно использовать ширмы, изготовленные из пластиковых труб, которые так же уже у нас имеются и с помощью креплений трансформировать их в шалаш или палатку. Варианты можно посмотреть в журнале «Дошкольное воспитание» №9-2013г. Можно использовать поверхности ширм для развития мелкой моторики: плетение косичек, застёгивание и расстегивание разных застёжек. Варианты предложены в журнале «Дошкольное воспитание»
В своей работе мы большое внимание уделяем речевому развитию, поэтому, я думаю, будет полезно познакомиться с находкой авторов статьи из журнала «Дошкольная педагогика» №8 -2013г. Они предлагают в речевом уголке изготовить ширму-бабочку с прозрачными кармашками, где располагаются условные знаки-задания: ладошка - это сосчитай до пяти , стрелка - слова-действия, схема предложения – составь предложение и т.д. В соседних кармашках располагается сменный картинный материал по лексической теме. Детям предлагается выполнять уже знакомые задания, но с разными словами. Например словесные игры «Один много», «Сосчитай», «Назови ласково», «Составь предложение и другие». Это учит детей переносить усвоенный способ словоизменения или составления предложений на новый материал, что очень важно в работе с нашими детьми.
Мы же можем использовать поверхности наших ширм с этой целью, не загромождая пространство новыми пособиями. Крепление картинок и схем может быть разным: пуговицы, крабики, прозрачные карманы, липучки.
Принципу трансформируемости отвечает и мягкий модуль. Помимо традиционного его использования можно изготовить съёмные полотна или чехлы на липучках, молниях: бензозаправка, плита, фары машины, якорь, пульт управления ракетой и т.п.
Предложить воспитателям придумать свои варианты.
В старших группах важно иметь макеты как мелкие маркеры условного пространства. Они становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых "миров" в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт).
Также необходимы для построения игровых "миров" мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).
Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрослый вместе с детьми регламентирует количество играющих в каждом уголке одновременно с помощью знаков-символов. Например, если в строительном уголке одновременно могут находиться и взаимодействовать пять человек, то на знаке-символе, находящемся в этом уголке, изображается пять предметов (образов). Подобные значки могут находиться в каждом уголке, регулируя количество занимающихся в них детей.
Можно красочно оформить в виде «разрешающих» или «запрещающих» знаков групповые правила. Они могут быть веселыми и поучительными. Например, «Если к нам придет новенький, мы сделаем ему подарок»; «Когда одного из нас забирают домой, мы все прощаемся с ним до завтра»; «Если кому-то из нас не очень хорошо, он должен подойти ко мне и сказать, в чем дело», «Если увидели, что кто-то из детей плачет, то подойдите и погладьте по голове, пожалейте». Не надо использовать такие формулировки «Еслитогда»; или «Это можно, а этого нельзя». Отдельные правила можно помещать в группе в виде условных сигналов, например, в игровом уголке: знак «рукопожатие» может означать «Договоритесь!» или «Помиритесь!» и др.
Мы с вами такие попытки тоже уже делали.
(Предложить варианты правил, сформулированных на семинаре-практикуме)
.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
«Уголок уединения» может быть оборудован мягким креслом, диваном, мягкими игрушками, диванными подушками. Поблизости может быть расположена полочка с альбомами фотографий детей группы, их близких родственников, детскими книжками, игрушками-забавами. Расположить его можно в месте группы, незанятым игровым пространством.
Доска «Мое настроение» может быть помещена в любом удобном месте группы, раздевалки. Дети при помощи условных обозначений отмечают свое настроение. Доску можно использовать в качестве каждодневного утреннего ритуала, можно отмечать свое настроение после каких-то определенных режимных моментов, (например, после занятий, игр и т.д.). Цель – учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние; внимательно относиться к настроению других детей в группе.
Доска «Наши добрые дела» может быть оформлена фотографиями детей, под фотографией можно поместить «кармашки» для карточек с условными изображениями добрых дел. Или другой вариант: на стенд поместить иллюстрации с изображением добрых дел, (например, где один ребенок помогает другому, дети трудятся, ребенок подклеивает книжку, чинит игрушку, дети дружно играют и т.п.; можно иллюстративно изобразить групповые правила), а под иллюстрацией так же поместить «кармашки», в которые можно вкладывать либо фотографии детей, либо метки, в подготовительной группе можно уже помещать табличку с написанным именем и фамилией ребенка. В конце дня обсудить с детьми их добрые поступки.
Похожий компонент «Ладошки успеха» - ежедневное поощрение детей за успехи и достижения (можно разных цветов за разные виды деятельности, прикреплять к шкафчику или изготовить какой-то стенд в группе с крючками, липучками»
«Звезда дня» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией воспитанника, избранного за каткие-то заслуги «Звездой». Каждый ребёнок группы должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я –концепции», развитие самосознания и самооценки.
Стенд или рубрика « «Я умею, я люблю, я хочу научиться» - заполняется со слов ребёнка и раскрывает его интересы и возможности. Здесь так же можно использовать фотографии детей и картинки или карточки-схемы в старшем дошкольном возрасте.
В группах старшего возраста в творческой форме (на листочках, цветочках и т. п.) воспитатели могут совместно с ребенком фиксируют его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик. Для этого заполняется рубрика "Я молодец, я научился".
«Деловые хлопоты» - изготавливается коробочка с яркими бейджиками с надписью или картинкой роли, которую сегодня ребёнок будет исполнять: «эколог», бармен», «гардеробщик», «миротворец», «директор гаража» и т.п. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
«Моё творчество» - это место в группе: стенд, полочка для демонстрации увлечений и творческих способностей ребёнка . Это могут быть фотографии конструкторских сооружений, рисунки, поделки . игрушки и т.п.
Альтернативой стенду моё творчество могут стать «Мини-музеи» - персональные тематические выставки, подготовленные ребёнком с родителями или воспитателями.
«Книга рекордов» - это книга, папка, плакат, рамки, где фиксируются лучшие достижения детей: самый высокий прыжок, лучший в беге, лучший лыжник и др. «Рекорды» могут быть и интеллектуальными: лучший математик, лучший рассказчик, лучший экспериментатор и др.
Ещё с вариантами компонентов индивидуализации можете познакомиться в справочнике «Старший воспитатель» №2 -2011г.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В каждой группе есть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В группе оформляется "Уголок именинника", атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника, "Паровозика желаний", персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д.
В группе может размещаться «дерево желаний» с записками желаний детей ко дню рождения, Новому году. Записки пишутся со слов детей воспитателем или самим ребенком (6–7 лет).
Среда, созданная в группе, должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
15