Мастер класс Способы мотивации младших школьников к учению


«Способы мотивации младших школьников к учению»
Попова Олеся Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Школа №44»
Как все мы знаем, лишь очень немногие учащиеся получают удовольствие от занятий. Для них требования и сложность занятий находятся в соответствии с уровнем способностей и возможностей. Именно поэтому большинство учащихся воспринимают школу как источник либо скуки, либо тревожности. Поэтому каждый учитель должен стремиться к развитию учебной мотивации, а это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Через проведение каких форм уроков формируется мотивация к учебной деятельности у младших школьников?
Слайд 2.
Устойчивый интерес, мотивация к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение (уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов).
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Слайд 3.
Мы рекомендуем использовать следующие приемы работы:1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Этот прием хорошо использовать на уроках чтения. Также задания –пересказ от 3-го лица, от лица сказочного героя.2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера. Помимо мотивации, такие мини-сообщения полезны в начале урока рассказывать самими учащимися, лучше показывая иллюстрации. Это полезно как для расширения кругозора, так и для подготовки к олимпиаде.
3. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде. Замотивировать детей, привлечь к следующему уроку, может кто из детей сам захочет приготовить сообщение на данную тему.
4.При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах».
5.Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».
6. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Слайд4.Формированию учебной мотивации способствуют:
1. игровые ситуации
2. занимательные задания
3. загадки
4. ребусы
5. проблемные задания
6.творческие задания
Слайд 5.
Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Игра«Вопрос-ответ». Начинает один участник и задает определенному ученику вопрос по теории, если ответ был верный, то ответивший задает вопрос тому, кому захотел.
Слайд6.«Найди лишнее слово» ( на уроках русского языка определили какое слово лишнее – дети учатся выделять различные признаки и свойства предметов, слов, а затем с лишним словом можно провести фонетический разбор, либо прописать букву на минутке чистописания).
На каких уроках можно использовать загадки, когда?
Слайд 7,8,9 ( просто просмотр).
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать, мотивировать школьников к их обсуждению и решению. 
Слайд 10.Тема«Термометр»Проблемные вопросы.Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Слайд 11.Проблемная задача.Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?  Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.  Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд, а этого хорошо добиться через творческие задания.Слайд 12.Творческие задания
На уроках русского языка
Создание кроссвордов по теории. Предполагает самостоятельное изучение и поиск ребенком информации в интернете, в учебной литературе.
К словарной работе можно привлечь учащихся в подготовке материала о новом словарном слове на флеш- носителе или в напечатанном варианте.
Слайд 13.
Творческие задания на уроках чтения:
1. Сочинение сказок
Издание книжек
3. Сочини свою считалку, стихотворение
4. «Подбери рифму»
Слайд 14.
«Подбери рифму»
№1 Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трех слов. Подчеркните подходящее слово:
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары…. (казалось, осталось, прижалось.) (Н. Некрасов)
Я квартиру сторожу, два часа уже…(бужу,сижу, стужу) (О. Бундур)
Слайд 15.
№2 Выбрать нужное слово из предложенных двух:Бы-бы-бы - на дворе стоят… (столбы - столы).Ра-ра-ра – начинается…(игра - икра).№3 Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги: Лу-лу-лу-лу начинаем мы … (игру).Ши - жи - жи – ши наши буквы ... (хороши).Лы-ли-ры-мы - подбираем рифмы …(мы).
Слайд 16.
№4 Сочинить считалку по данным началу и концу:Шли зайчата на базар____________________________________Говори поскорей,Не задерживай людей.
Какие еще творческие задания вы знаете?
Какие творческие задания применяете на своих уроках для мотивации детей?
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.Слайд 17.
Спасибо за работу!
Слайд 18.Литература:1. Ахпателова В.В. «Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью  различных творческих работ на уроках литературного чтения» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 2. Анкудинова О.Н. «Развитие творческих способностей и положительной мотивации при обучении грамоте» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola 3. Реферат на тему «Формирование мотивов учебной деятельности младших школьников» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coolreferat.com