«Использование ИКТ в преподавании музыки с целью формирования универсальных учебных действий».
«Использование ИКТ в преподавании музыки с целью формирования универсальных учебных действий».
Всякое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] остается мертвым, если в учащихся
не развивается инициатива и
самодеятельность
(Н.А. Умов)
Главной целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников музыке. Ученик становиться главным участником образовательного процесса, в его обучении применяется деятельностный подход
Актуальность применения ИКТ на уроках музыки продиктована жизненными ситуациями: дети находятся в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и учитель должен следить за современными педагогическими технологиями.
В МОУ «Майская гимназия» есть все условия для использования ИКТ на уроке музыки. В кабинете музыки имеются компьютер, проектор, экран. Все компьютеры, объединены в локальную сеть, есть выход в Интернет.
В своей работе на уроках музыки использую следующие направления ИКТ:
- при изучении нового материала как средство наглядности (мультимедиа, видео, компакт-диски);
- проверка знаний учащихся (музыкальные викторины)
- диагностика качества обучения (тесты);
- подготовка презентаций, докладов, выступлений;
- получение информации из сети Интернет; и др.
Большую помощь на уроках музыки дают мультимедийные учебные пособия. Очень полезна информация из ресурса «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это российская мультимедиа-энциклопедия, о группах и исполнителях, композиторах. Она дает возможность прослушать музыку или посмотреть видеоклип. Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины, видеофрагменты.
Одной из любимых форм деятельности моих учеников является работа в группах. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное.
В прошлом году, работая над экспериментом по использованию ИКТ на уроках музыки, мной была создана творческая группа обучающихся 5 классов. Они участвовали в создании кроссвордов, иллюстраций, различных занимательных заданий в виде тестов, интерактивных плакатов для уроков с применением ИКТ.
Больше всего их заинтересовала работа в программе Movie Maker. Редактор разработан для простого создания видеоклипа, в состав которого входят снятые на видеокамеру ролики, музыка, фотографии, эффекты. В программе предусмотрены все необходимые инструменты для добавления заставок, а также вставки подписей и субтитров. Можно оформить видео с различными графическими эффектами, что довольно удобно в случае необходимости передачи определенной атмосферы и стиля. Готовый файл можно отправить по электронной почте, сохранить на жестком диске, опубликовать в Интерн
·ете, записать на CD или DVD-диск.
Обучающиеся получили задание с помощью программы Movie Maker систематизировать полученные знания об инструментах симфонического оркестра. Чтобы это сделать им пришлось проделать большую работу по поиску нужных изображений музыкальных инструментов, по подбору музыкального материала, каждую группу инструментов представляет аудио- фрагмент. Также пришлось поработать над созданием единой стилистики. Я предлагаю посмотреть получившийся мультемидийный продукт.
Данный фильм можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности в процессе изучения групп инструментов симфонического оркестра. Он стал замечательным финалом при проведении открытого урока в начальной школе.
В процессе работы над фильмом у обучающихся формировались следующие УУД: личностные (ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях), регулятивные (организация учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль), познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем), коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы). В этом году мы продолжим работу над созданием различных мультемедийных продуктов для уроков музыки.
В результате правильного общения с ИКТ на уроках музыки у учащихся развивается информационное мышление, формируется ИКТ-компетентность, усиливается положительная мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность. Такой групповой проект способствует формированию всех видов универсальных учебных действий.
Своё выступление хочу закончить словами педагога – гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Литература
1.Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
2.Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
3. Тимченко, А. А., Разваляева, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании// Материалы научно-практической конференции/Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogichesk...niversalnyh-uchebnyh
Заголовок 315