Внеурочная деятельность Театральный кружок Кудесники (4 класс)


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
"Кудесники"
Рабочая программа внеурочной деятельности
по художественно-эстетическому направлению для учащихся 4 класса
Составители:
Лыткина Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
г. Сыктывкар
2014 г.
Пояснительная записка
Как часто, в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и прочее. Но нужно ли всё это нашим детям? Способствует ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единственное мнение о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза от театра известна давно.
Большое значение в настоящее время приобретает театр как средство познания мира и средства развития тех качеств личности, которые определяют эстетические потребности человека.
Театр – это опора на эмоциональную сферу человека, душу, духовность. Театр формирует умение видеть и понимать прекрасное, поскольку является особым видом искусства, синтезирующим в себе музыку, художественное слово, живопись, хореографию и многое другое. Поэтому влияние театра на человека многогранно: он действует на разные стороны человеческого воспитания комплексно, вызывая игру воображения, формируя образное мышление, что очень важно в пору становления личности.
Театр выступает как средство педагогической поддержки, даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой, получать удовольствие от результатов своего труда, а, следовательно, укреплять физическое, психическое и нравственное здоровье школьника. Одним из видов театрального искусства является пальчиковый кукольный театр, который необходим для младших школьников, так как значительная часть учащихся не умеют общаться друг с другом, недостаточно понимают друг друга, не взаимодействуют в коллективе (ученик-ученик, ученик-взрослый). Причиной непонимания чаще всего является плохо развита речь, которая во многом зависит от развития моторики рук. Так как эти два компонента речь и моторика взаимосвязаны , то возникает необходимость развития моторики рук при помощи пальчиковых игр и упражнений, оказывающих специфическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развития речи.
Данная программа актуальна тем, что способствует развитию свободного общения в творческом театральном коллективе, включению ребёнка в активную коммуникативную деятельность в процессе которых у ребёнка:
-развивается связная речь;
- развивается умение говорить без подготовки, спонтанно.
Связная устная речь воплощает в себя все достижения учащегося в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Развитие связной устной речи неотделимо от решения основных задач речевого развития: обогащения, уточнения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры.
Основной деятельностью в пальчиковом кукольном театре является театрализованные игры. Эти игры пользуются у детей неизменной любовью. Школьники младших классов с большим интересов включаются в ролевую игру: отвечают на вопросы кукол, дают советы, перевоплащаются в новый образ. Театрализованные игры включают в себя игры – драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, использует средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Игры - драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку на разных этапах развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы, которые ребята сделали сами. Чтобы изготовить куклу ребёнок выбирает героя. На бумаге изображает задуманного героя. Составляет алгоритм изготовления куклы. Выбирает материал и инструменты. Неотъемлемой частью в играх-драматизациях является импровизация.
Основным репертуаром театрализованных игр являются произведения устного народного творчества. Эти произведения близки и понятны детям. Содержание сказок, былин, потешек, небылиц имеет нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания. Отрицательный образ теряет свою привлекательность и вызывает общий смех и осуждение. Таким образом, народные традиции – это богатая основа формирования у подрастающего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, учащийся развивает свои художественно-творческие задатки, самостоятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.
Данная программа составлена на основе базовых тем: история театра, сценическая речь. Помимо этих тем содержание данной программы рассматривает историю театра, изучает актёрскую этику, так как любой актёр, даже начинающий, обязан знать как грамоту, так и этику. Значительное место занимают режиссёрские игры, которые включают в себя:
- Пальчиковый кукольный театр, являющийся фундаментом театрального действия. Основные действующие лица – куклы, сделанные из различных материалов;
- Настольный театр. В этом театре используются самые разнообразные куклы из природного и любого другого материала. Главное, чтобы куклы устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении;
-Стендовые театрализованные игры, состоят из:
1) Стенда – книжки, как фона театрального представления и бумажных кукол.
2) Фланелегрф – комплекс, состоящий из бумажных кукол приклеенных на затянутый фланелью экран;
-Театр с куклами бибабо. Это представление, при котором на пальцы руки надеваются куклы, а их движения осуществляются с помощью движения пальцев и кистей рук;
Бессловесные участники театра:
Теневой театр. Теневой театр имеет свою специфику проведения спектаклей. Этот театр состоит из экрана из полупрозрачной бумаги, на которой направлен яркий источник света и вырезанных из бумаги выразительных персонажей;
Театр оригами. Оригами – искусство превращения простого листа бумаги в игрушку, превращающийся в персонажей. Оригами развивает пространственное представления, логическое мышление, воображение, память, речь;
Театр рук (пластика рук). Он интересен тем, что учащиеся получают героя из пальцев рук.
Цель: самореализация личности обучающегося через различные виды театрализованных кукольных представлений.
Задачи:
Воспитательные:
-сформировать у школьников потребности в дружеском общении, понимании друг друга;
- способствовать развитие речи для общения;
Обучающие:
-научить владеть необходимыми навыками сценической речи, культуры речи и дисциплине;
-познакомиться с разнообразием театральных и режиссёрских игр;
-научить изготовлять кукол для спектаклей;
-познакомить с историей театра и его видами;
- познакомить с основными понятиями театрального искусства;
Развивающие:
- развить мелкую моторику рук и речь при помощи специальных упражнений;
- реализовать на практике принцип педагогики сотворчества в целях развития творческих способностей учащихся;
-развивать речевую культуру ребёнка;
- развивать исполнительские способности через повышение интереса к актёрскому мастерству;
- развивать творческую индивидуальность ребёнка и эстетическую культуру личности;
Социальные:
- создать позитивную установку ребёнка на пребывание в социально здоровой среде;
- обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
В результате освоения программы выпускник может продолжить обучение в театре кукол «Буратино» МОУ ДОУ «ДТД и М».
Отличительные особенности и новизна данной программы:
- включение в содержание «театр кукол»;
- включение в содержание «театр оригами»;
- изготовление пальчиковых кукол для спектаклей;
- самостоятельное изготовление декораций.
Характеристика программы:
Тип – программа по внеурочной деятельности
Направленность – художественно-эстетическая
Вид – модифицированнаяКлассификация:
По признаку – развивать художественную одарённость
По возрастному принципу – разновозрастнаяПо масштабу действия- учрежденская
По срокам реализации – 1 год
Организационно – педагогические основы обучения:
Категория обучаемых: учащиеся 4 классов.
Возраст участников – 10-11 лет.
Количество групп – 1.
Количество детей в группе- 12-15 человек.
Регулярность групповых занятий: 1-й год обучения.
Методические основы обучения:
Помимо дидактических принципов в основе обучения лежат:
- принцип межпредметности (связь с другими областями искусства: музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, балета);
-принцип результативности 0 обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения;
- принцип сотрудничества и сотворчества – предполагает обеспечение равноправных взаимодействий.
В организации образовательного процесса применяются различные формы занятий: практические (игры, викторины, конкурсы, спектакли, репетиции, концерты, выступления, инсценировки).Формы воспроизводящего характера: экскурсии, посещение театров.
На занятиях применяются следующие методы:
- устного изложения: рассказ, объяснение, беседы, инструктаж;
- наглядные: иллюстрация, куклы, картины, изображения персонажей и животных;
- практические: упражнения, игры.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы обучающиеся
знают:
- историю театра, виды театров;
- актёрскую этику и грамоту;
- театральные понятия и термины: «событие», «образ», «пауза» и другие;
-технику и алгоритм изготовления кукол;
- наизусть изучаемые произведения;
- специальные упражнения на развитие дикции, интонации, артикуляции и мелкой моторики рук;
- правила общения и поведения;
-алгоритм работы актёра над ролью.
умеют:
- использовать полученные теоретические знания в практической деятельности: свободно взаимодействовать с партнёром, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать;
-сосредотачивать внимание;
-владеть необходимыми навыками сценической речи;
- активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом: оформлять декорации, изготовлять кукол для спектаклей и костюмы;
- работать в творческом коллективе;
- общаться и понимать друг друга.
владеют:
- сценической культурой;
- сценическими навыками: эмоциональность, артистичность, художественно-образное сценическое воплощение произведения;
- волевыми качествами, необходимыми для актёров: ответственность, целеустремлённость, смелость.
Критерии оценки уровня освоения программы:
Оптимальный уровень:
Знания усвоены в полном объёме. Свободно владеет специальной терминологией и применяет её в практике. Исполнение отличается выразительностью. Эмоционально отзывчив на исполняемое, артистичен. Умеет владеть техническими приёмами. Просматривается индивидуальный почерк. Исполняет без срывов, ошибок. Куклы для спектаклей выполняет самостоятельно.
Допустимый уровень:
Учебный материал в основном усвоил, терминологией владеет. Теоретический материал применяет на практике. Выразителен в раскрытии художественного образа. Исполняет эмоционально, допускает интонационные ошибки. Куклы для спектаклей выполняет с помощью педагога и товарищей.
Критический уровень:
Не усвоил существенную часть учебного материала. Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами. Невыразительное и неуверенное исполнение произведений. Допускает неверное интонирование, исполняет произведение с ошибками. Владеет простыми операциями при изготовлении кукол.
Условия для реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1.Материально-техническое обеспечение:
-помещение;
-театральные атрибуты: ширмы, декорации, световые установки (лампы);
-инструменты и материалы для изготовления кукол;
-куклы – персонажи спектаклей;
ТСО:
-магнитофон.
2.Методическое обеспечение:
- методические и наглядные пособия;
-литературный материал;
-музыкальный материал к спектаклям.
В оснащении материально-технической базы значительное место уделяется помощи родителей. В современных условиях она может выражать в приобретении декораций, атрибутов. Различных материалов для проведения занятий.
Тематическое планирование
№ п\п Разделы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие 1 1 2
2 История театра 3 - 3
3 Актёрская грамота, этика и дисциплина 10 21 31
4 Режиссёрские игры 8 51 59
5 Сценическая речь 6 41 47
6 Итоговое занятие
- спектакль - 2 2
Итого 28 116 144
Этапы педагогического контроля
Вид контроля Цель Содержание Форма Сроки
Входящий Выявить театральные данные:
-выразительность;
-дикция;
-память;
-воображение. Чтение басни, стихотворения, выполнение творческих заданий Упражнения Сентябрь
Тематический «Актёрская грамота» Оценить образ персонажей При исполнении спектакля:
-сценические воплощения;
-чистота интонации;
-выразительность чтения;
-эмоциональное воплощение;
-грим на руке. Спектакль Декабрь
Текущий Оценить выполнение творческого задания Качество выполнения творческого задания Наблюдение В течение года
Рубежный Теория: оценить знания основных понятий
Практика: выполнение этюдов, игр-драматизаций Качество теоретических знаний.
Качество выполнения этюда, игр-драматизаций: мимика, жесты, выразительность. Тест
Этюд, представление. Декабрь
Итоговый Проверить освоение теоретических знаний и практических навыков по программе Показ театрального представления Спектакль Май
Календарно – тематический план.
№ занятия, дата № раздела, тема Тема, содержание Количество часов
всего из них
Т ПК НРК
1 I.Вводное занятие: 1.1.Правила поведения в творческом объединении. 0,5 0,5 - 1.2.Правила техники безопасности при работе с инструментами. Пожарная безопасность в помещении и на сцене. 0,5 0,5 - 2 1.3.Знакомство с обучающимися. Проверка речевой дикции, памяти, воображения, внимания. 1 - 1 2 1 1 3 -4 II.История
театра. 2.1. Что такое театр? 1 1 - 2.2. Виды театров: драматический, оперы, балета. Основные понятия: премьера, антракт, авансцена. Театральные профессии. 1 1 - 5 2.3. Пальчикового кукольного театра. Особенности. 1 1 - 3 3 - 6 III. Актёрская грамота, этика и дисциплина 3.1.Наблюдательность и внимание: 3 1 2 -Понятия «наблюдательность, внимание». Виды внимания. 1 1 - 7 - 8 -Упражнения на развитие наблюдательности и внимания; 2 - 2 9 3.2. Тренировка музыкальности и ритмичности: 3 1 2 -Понятия. Виды ритма. 1 1 - 10 -Упражнения на развитие музыкальности и ритмичности. 1 - 1 11 – 12 Движения в определённом ритме. Сценические движения. 1 - 1 3.3. Эмоциональная память: 3 1 2 -Понятие «память». Виды памяти; 1 1 - 13 -Упражнения на развитие эмоциональной памяти. 1 - 1 14 Мимика. Жест. 1 - 1 15 – 16 3.4.Воображение: 3 1 2 -Понятие «воображение». Виды воображения. 1 1 - -Упражнения на развитие воображения. 1 - 1 17 Движения с воображаемыми предметами. 1 - 1 18, 19- 3.5.Работа актёра над ролью:
-чтение и обсуждение
-распределение ролей
-инсценировка по ролям
-определения действия каждой роли
-репетиции 2 1 1 -20, 21
22,23-24,
25, 26 3.6.Образ героя: 5 1 4 -образы животных и их характеристики: роли сказочных животных – лисы, зайца, медведя, волка и т.д. 2 - 2 -образы и характеристики персонажей 3 1 2 3.7. Грим. Значение и особенности грима. Схемы грима. 2 1 1 27- 28 3.8. Грим как компонент сценического образа. 2 1 1 29, 30, 3.9. Живописный прием в гриме. 2 1 1 31-32,33,34,35- 3.10.Постановочная работа с элементами грима на руках. 5 1 4 -36 3.11.Показ спектакля с элементами грима на руках. 1 - 1 31 10 21 37 IV. Режиссёрские игры. 4.1. Виды игр. 1 1 - 4.2.Пальчиковый кукольный театр. 15 2 13 38, 39- - Основные понятия пальчикого кукольного театра. 2 1 1 -40, 41, 42, 43- - Постановочная работа над спектаклем. 4 - 4 -44, 45, 46, 47-48, 49, 50, 51- - Изготовление кукол для пальчикого кукольного театра. 8 - 8 -52 - Пальчиковый кукольный спектакль. 1 1 - 53, 54 4.3. Настольный театр. 14 1 13 - Основные понятия. Материалы: цветная бумага, цветной картон. 2 1 1 55-56, 57 - Постановочная работа спектакля для настольного театра. 3 - 3 58, 59-60, 61, 62, 63-64, 65 - Изготовление кукол для настольного театра. 8 - 8 66 - Спектакль. 1 - 1 67- 4. 4.Стендовые театрализованные игры. 14 1 13 - Основные понятия. Стенд – книжка. Фланелеграф. 1 1 - -68, 69, 70, 71- - Постановочная работа. 4 - 4 -72, 73, 74, 75-76, 77, 78, 79- - Изготовление персонажей. 8 - 8 -80 - Спектакль из театрализованных игр. 1 - 1 81,82, 83-84, 85 4.5. Игры-драматизации. 6 1 5 - Постановочная работа с играми–драматизациями 5 1 4 86 - Спектакль из игр – драматизаций. 1 - 1 87,88-89 4.5. Театр кукол бибабо. 9 2 7 - Куклы бибабо. 3 1 2 90, 91, 92-93, 94 - Постановочная работа спектакля с куклами бибабо. 5 1 4 95 - Спектакль с куклами бибабо. 1 - 1 59 8 51 96-97 V. Сценическая речь. 5.1. Выразительность речи. 4 2 2 Основы практической работы над голосом. 2 2 - 98 Упражнения на постановку дыхания.
Упражнения на интонацию. 1 - 1 99 Упражнения на артикуляцию. 1 - 1 100-101, 102 5.2. Бессловесные элементы действия. 3 1 2 103, 104-105 5.3. Театр рук. 9 1 8 - Пластика рук. Особенности. 3 1 2 106, 107, 108-108, 110 - Постановочная работа. 5 - 5 111 - Спектакль с элементами пластики рук. 1 - 1 112-113 5.4.Теневой театр. 16 1 15 - Основные понятия «теневой театр». Составляющие театра. 2 1 1 114, 115, 116-117 - Постановочная работа для теневого театра. 4 - 4 118, 119,120-121, 122, 123, 124-125 - Изготовление кукол для теневого театра. 8 - 8 126 - Спектакль 1 - 1 127, 128-129 5.5. Театр оригами. 15 1 14 -Оригами. Основные формы оригами: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей. 3 1 2 130, 131, 132-133 - Постановочная работа для театра из оригами. 4 - 4 134, 135, 136-137, 138, 139, 140-141 - Изготовление кукол для спектакля из оригами. 8 - 8 142 - Спектакль из кукол оригами. 1 - 1 47 6 41 143, 144 VI Итоговое занятие. - Спектакль. 2 - 2 2 - 2 ИТОГО 144 28 116 Кудесники
1 год обучения.

п\п Автор произведения. Наименование произведения, жанр.
1. Русская народная сказка Репка
2. Русская народная сказка Колобок
3. Русская народная сказка Три медведя
4. Русская народная сказка Теремок
5. Русская народная сказка Лисичка-сестричка и серый волк
6. Русская народная сказка Волк и семеро козлят
Первый год обучения.

п\п Перечень оборудования. Количество (штук, единиц)
1. Цветная бумага
1
2. Цветной картон
1
3. Клей 1
4. Цветные нитки По 1 клубку
5. Краски Акварель 1
6. Гуашь 1
7. Проволока 8. Пластилин 1
9. Цветные карандаши 1
10. Ручка. 1

п\п Перечень инструментов, инвентаря. Количество (штук, единиц)
1. Ножницы
1
2. Кисти (1 тонкая, 1 толстая) По 1
3. Куклы бибабо 1
4. Магнитофон 1
Каталог учебно – научных и дидактических пособий:

п\п Раздел, тема. Вид, название пособия Количество Примечание
1 Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Пожарная безопасность. Таблицы техники безопасности при работе с инструментами. Таблицы пожарной безопасности. 1 2 История театра. Виды театров. Театральные профессии. Иллюстрация разных видов театров.
Иллюстрации театральных профессий. 1
1 3 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Наблюдательность и внимание. Картинки с предметами. 1 4 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Образ героя. Изображение сказочных животных. 1 5 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Эмоциональная память. Изображение эмоциональных лиц. 1 6 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Воображение. Иллюстрации воображаемых предметов. 1 7 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Грим. Изображение различных схем грима. 1 8 Режиссёрские игры. Пальчиковый кукольный театр. Изображение кукольных театров. 1 9 Режиссёрские игры. Настольный театр. Изображение настольного театра. 1 10 Режиссёрские игры. Стендовые театрализованные игры. Изображение стендовых спектаклей. 1 11 Сценическая речь. Театр рук. Изображение рук, изображающих животных. 1 12 Сценическая речь. Теневой театр. Изображение теневых спектаклей. 1 13 Сценическая речь. Театр оригами. Основные формы оригами. Техника выполнения кукол. 1 Перечень расходных материалов:
Первый год обучения.

п\п Раздел, тема. Расходные материалы Количество на одного обучающегося Примечание
1 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Грим. Схемы грима. Гуашь. Кисти. 1 2 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Наблюдательность и внимание. Ручка и лист бумаги. 1 3 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Воображение. Ручка и лист бумаги. 1 4 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Грим. Акварель. Гуашь. Кисти. 1 5 Пальчиковый кукольный театр. Проволока. Нитки. Ножницы. 1 6 Настольный театр. Цветная бумага. Клей.
Цветной картон. Ножницы.
1 7 Стендовые театрализованные игры. Цветная бумага. Клей.
Цветной картон. Ножницы.
1 8 Теневой театр. Цветная бумага. Клей.
Цветной картон. Ножницы.
1 9 Театр оригами. Цветная бумага. Клей.
Цветной картон. Ножницы.
1 Словарь терминов

п\п Раздел программы Понятие Определение
1 История театра. Авансцена Часть сцены перед занавесом
2 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Актёр Исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении
3 История театра. Антракт Перерыв между действиями спектакля
4 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Афиша Объявление о спектакле, концерте
5 История театра. Балет Искусство сценического танца
6 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Бутафория Называют предметы, которые в театральных постановках употребляются вместо настоящих
7 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Внимание Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-нибудь
8 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Воображение Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление
9 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Вызвать на «бис» Аплодировать до повторного выхода актёров
10 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Грим Искусство изменения лица актёра при помощи специальных красок, а также париков, усов, бород
11 Сценическая речь. Декорация Установляемое на сцене, съёмочной площадке живописное, объёмное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия
12 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Жест Движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь
13 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Инсценировка Переделка литературного произведения для сцены
14 Режиссёрские игры Кукла
В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёрами (кукловодом)
- куклы на нитях – марионетки
- тростевые – на тростях
- перчаточные – надеваемые на руку
-механические
- верховые куклы – перчаточные или тростевые, играющие над ширмой
- теневые куклы – плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэта
15 Режиссёрские игры Кукловод Артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток
16 Режиссёрские игры Кукольник Человек, ведущий кукольное представление, артист кукольного театра
17 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Кулиса Плоская часть театральной декорации в боковой части сцены
18 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Мим Актёр, выражающий свои чувства и мысли с помощью мимики и жестов
19 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Мимика Называется изменения выражения лица
20 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Наблюдательность, наблюдательный Внимательный, умеющий хорошо наблюдать, подмечать
21 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Пантомимика Спектакль, где главным выразительным средством является не слово, а пластика тела актёра (жест) и мимика
22 История театра. Премьера Первые представления театра
23 Сценическая речь. Оригами Искусство складывания бумаги
24 История театра. Опера
Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра
25 История театра. Оперетта Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогом
26 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Режиссёр Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки
27 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Ритм Равномерное чередование каких - нибудь элементов
28 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Роль Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром
29 История театра. Спектакль Театральное представление
30 История театра. Театр Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене произведения
31 История театра. Театрал Любитель театра, театральных зрелищ
32 История театра. Труппа Коллектив артистов театра
33 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Ширма Комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой
34 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Эмоция Душевное переживание, чувство
35 Актёрская грамота, этика и дисциплина. Этика Совокупность норм поведения
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
Тест по разделам: «История театра», «Актёрская грамота, этика и дисциплина», «Режиссёрские игры».
Что такое театр? __________________________________________
_________________________________________________________
Выделите виды театров:
драматический, грустный, оперы, смешной, балета.
Соотнеси:
Авансцена - - первое представление театра
Премьера - - перерыв между действиями спектакля
Антракт - - часть сцены перед занавесом
Вызвать на «бис» - - переделка литературного произведения для сцены
Инсценировка - - аплодировать до повторного выхода актёров
Работа актёра над ролью:
А) чтение газет
Б) чтение и обсуждение сценария
В) репетиция
Г) изготовление костюмов
Д) инсценировка по ролям

Запиши характеристики животных:
Лиса –
Заяц-
Медведь-
Волк-
Тетерев-
Искусство изменения лица актёра при помощи специальных красок, а так же париков, усов, бород
А) жест
Б) грим
В) мимика
Соотнеси виды кукол:
Перчаточные- - марионетки
Кукла на нитях- - на тросах
Тростевые- - играющие за ширмой
Верховые- - надеваемые на руку
Кто такой кукловод? ___________________________________________________
Поставьте ударение в словах: торты, творог, красивее, килограмм, пантомима, мим, договор, каталог.Запишите названия театров города Сыктывкара __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и учащейся молодёжи»
художественно-эстетическая
Контрольные задания по освоению дополнительной образовательной программы
Пальчиковый кукольный театр
Год обучения по программе__________1год__________________________________
Ф. И. О. педагога: Лыткина Наталья Владимировна
I. Теоретический материал, ТБ
Что такое театр? __________________________________________ 1 балл
_________________________________________________________
Выделите виды театров:
драматический, грустный, оперы, смешной, балета. 3 балла
Соотнеси:
Авансцена - - первое представление театра
Премьера - - перерыв между действиями спектакля
Антракт - - часть сцены перед занавесом
Вызвать на «бис» - - переделка литературного произведения для сцены
Инсценировка - - аплодировать до повторного выхода актёров 5 баллов
Работа актёра над ролью:
А) чтение газет
Б) чтение и обсуждение сценария
В) репетиция
Г) изготовление костюмов
Д) инсценировка по ролям 3 балла

Запиши характеристики животных:
Лиса –
Заяц-
Медведь-
Волк-
Тетерев- 5 баллов

Искусство изменения лица актёра при помощи специальных красок, а так же париков, усов, бород
А) жест
Б) грим
В) мимика
1 балл
Соотнеси виды кукол:
Перчаточные- - марионетки
Кукла на нитях- - на тросах
Тростевые- - играющие за ширмой
Верховые- - надеваемые на руку 4 балла
Кто такой кукловод?
1 балл
Поставьте ударение в словах: торты, творог, красивее, килограмм, пантомима, мим, договор, каталог. 3 баллаЗапишите названия театров города Сыктывкара __________________________________________________________________________________________________________________________________________
1балл
27 баллов
II. Практический материал
Техника и алгоритм изготовления кукол 5 баллов
Наизусть изучаемые произведения 5 баллов
Специальные упражнения на развитие дикции, интонации, артикуляции и мелкой моторики рук 5 баллов
Алгоритм работы актёра над ролью 5 баллов
20 баллов