Система оценивания образовательных результатов по математике в рамках ФГОС второго поколения


Система оценивания образовательных результатов по математике в рамках ФГОС второго поколения.
Руководствуясь требованиям главы III ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» необходимо обеспечивать:
1)комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
2) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
3) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).[2]
В «Рекомендациях по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ» (авторский коллектив под руководством В.В. Фирсова и О.Б. Логиновой) отмечается, что «школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе — и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);
ориентировать ученика на успех.
А потому оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику…
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранееи педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельностиученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольностивыполнения задания повышенной сложности.»[1]
В своей работе мы рассмотрели возможные варианты системы оценивания образовательных результатов по темам: « Уравнения»; « Сложение и вычитание десятичных дробей».
Уравнения - одна из основных тем курса математики. Успешное освоение материала 5 класса является залогом активной учебно-познавательной деятельностиобучающихся в среднем и старшем звене.
ЛИСТ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА 5 КЛАССА
ПО МАТЕМАТИКЕРаздел «Уравнения».
Учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс (§14-§17)
Ф.И.____________________________________________________________
Критерии оценки достижений Образец заданий самооценка
max
балл Итоговый балл
1.Знать понятие «уравнение» Что такое уравнение?
1 2.Знать понятие «решение уравнения» Объясни, что значит решить уравнение? 1 3.Уметь решать уравнения и выполнять проверку 3∙х=24 1 4.Уметь составлять уравнения для заданного корня Составь уравнение корнем которого будет число 6.
1 5.Уметь упрощать выражения. Выносить множитель за скобку 1) Вычислите : 23∙15+15∙772)Упростите:6а-а
3а∙8 2 6.Уметь решать уравнения, упрощая выражение.
15х-8х=21
2 7. Уметь составлять буквенные выражения по заданному условию В классе а мальчиков и девочек на 4 меньше, чем мальчиков. Запишите на математическом языке: число всех учащихся в классе; число девочек в классе.
2 8.Уметь составлять математическую модель данной ситуации. a-количество кошек,b- количество мышек. Составьте математическую модель: мышек в два раза больше, чем кошек. 2 Всего 12 баллов
оценка % Кол- во баллов уровень
«5» 90-100% 12-11 высокий
«4» 66-89% 10-8 повышенный
«3» 50-65% 7-6 средний
«2» меньше 50% 5, 4, 3, 2. 1 ниже среднего
Итоговая оценка по данному разделу_____________________
Знаки для самооценки
+ знаю и делаю уверенно
? делаю неуверенно
- не овладел
Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: ________________
Десятичные дроби
Десятичные дроби – это основа курса 5 класса. Тема «Десятичные дроби» находит широкое применение при изучении последующих тем математики. В школьном курсе десятичные дроби находят применение так же в физике, химии, биологии и многих других предметах.
В школьном курсе математики изучается понятие десятичных дробей и действия над ними. Основная цель раздела: сформировать умения выполнять действия с десятичными дробями, переводить практические задачи на язык математики. При описании образовательного результата необходимо учитывать, что планируемый образовательный результат содержит указание на единицу содержания и на то, что с ней необходимо сделать (воспроизвести, продемонстрировать понимание,применить…).
Бланк обратной связи по теме:
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс
(§38-§42)
Балл Описание образовательного результата Типовые задания [3] Комментарий учителя
4 Учащийся читает, записывает, выполняет умножение и деление десятичной дроби на 10,100…, сравнивает десятичные дроби, округляет до заданной позиции,выполняет сложение, вычитание десятичных добей.
Умеет оперировать десятичными дробями при решении текстовых задач на действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…, сложение, вычитание десятичных дробей. 1. Запишите десятичную дробь «ноль целых тридцать семь тысячных».
a)37,100; б)0,37; в) 0,037
2. Из чисел: 48;;;70; 0.7;; 0,32; 205;20,5;;8,07;8,04;;804,3
выпишите:
а) натуральные числа;
б) обыкновенные дроби;
в) десятичные дроби.
3.Выразите массу дыни в килограммах:1кг400г; 3кг250г; 850г.
4.Как записать частное 751:100 в виде десятичной дроби?
а)0,751; б)0,0751; в)7,51.
5. Сравните числа:
а) 5,894 и 6,1;
б) 2,35 и 2,289;
в) 7,299 и 7,3;
г) 0,023 и 0,23.
6.Вставьте вместо многоточия какое-нибудь число так, чтобы было верно двойное
неравенство.
а) 2,2 < … < 2,4
б) 0,864 < … < 0,871.
7. Округлите.
а) 6,235; 23,7,25 до десятых
б) 0, 3864; 7,6231 до сотых
8.Выполните действия:
а) 3,7 + 1,1=
б) 1,42 + 0,33 =
в) 3,7 – 1,7 =
г) 0,92 – 0,02 =
9. Выполните действия.
а) 56,31 – 2,4246·10–(3,87+ +1,03)
б) 100 – (75+86:100+19,34)
10. Решите уравнение: 0,7 + х =1
11.Собственная скорость катера 16,3км/ч. Скорость течения реки 1,9км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
12. Увеличьте 5,9 на 0,7,а 3 уменьшите на 1,9, полученные результаты сложите.
13.Найдите все натуральные значения х при которых верно равенство: 17,43<х<19,01
3 Учащийся читает, записывает, сравнивает десятичные дроби,выполняет умножение и деление десятичной дроби на 10,100…, округляет до заданной позиции выполняет сложение, вычитание.
2 Учащийся читает, записывает, сравнивает десятичные дроби, округляет до заданной позиции, выполняет умножение и деление десятичной дроби на 10,100…, но делает существенные ошибки при выполнении сложения, вычитания.
1 Учащийся делает так много ошибок в процессе чтения, записи, сравненииокруглении до заданной позиции десятичных дроби, выполнении умножения и деления десятичной дроби на 10,100…, что не в состоянии выполнить действия сложения, вычитания. 0 Суждение о том, насколько учащийся умеет читать, записывать, сравнивать десятичные дроби, округлять до заданной позициивыполнять умножение и деление десятичной дроби на 10,100…,выполнять сложение, вычитание вынести невозможно.
4 - отлично осуществляет деятельность;
3 - хорошо осуществляет деятельность;
2 - умение нуждается в улучшении;
1 - овладел умением/деятельностью недостаточно;
0 - не подлежит оцениванию.
Комментарий учителя производится в произвольной форме.
Продвижение учащегося в процессе изучения темы можно наблюдать и фиксировать с помощью оценочного бланка, описывающего уровень достижения образовательного результата и степень самостоятельности учащегося. Такой бланк может быть использован:
1) на этапе промежуточного и окончательного оценивания как часть комплексного листа обратной связи, если лист обратной связи состоит из заданий разной степени сложности;
2) для регулярной самооценки учащегося, самостоятельно и автономно фиксирующего собственное продвижение.
Бланкоценки продвижения учащегося в процессе изучения темы создается учителем по итогам планирования образовательных результатов темы и уровней их достижения и заблаговременно предъявляется учащимся. В процессе работы над темой бланк изменяться не может.
Бланк оценки продвижения учащегося 5 «а» класса
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
___________________________________
Фамилия, имя
Количество баллов Описание образовательного результата Комментарий учителя
0 Даже с помощью учителя учащийся не может прочитать десятичную дробь.выполнить запись, выполняет действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…сравнение десятичных дробей. 0,5 С помощью учителя учащийся выполняет запись, чтение десятичных дробей ,выполняет действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…округление до заданной позиции. 1 Учащийся допускает существенные ошибки и упущения при чтении, записи, сравнении десятичных дробей. С помощью учителя выполняет действиявыполняет действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…округление до заданной позиции. 1,5 Учащийся допускает незначительные ошибки и упущения при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполняет действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…С помощью учителя выполняетвыполнения действия округление до заданной позиции. 2 Учащийся не допускает существенных ошибок и упущений при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…округления до заданной позиции.Значительные ошибки при выполнении действия округления до заданной позицииС помощью учителя выполняет действия сложения, вычитания. 2,5 Учащийся не допускает существенных ошибок и упущений при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции,при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… Допускает не значительные ошибки при выполнении действий сложения, вычитания. 3 Учащийся не допускает ошибок и упущений при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…. Допускает незначительные ошибки при выполнении действий сложения, вычитания. 3,5 Учащийся не допускает никаких ошибок при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции, при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…выполняет сложение, вычитание.Допускает незначительные ошибки при решении текстовых задач на действия сложение, вычитание десятичных дробей. 4 Учащийся не допускает никаких ошибок при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…,. Выполняет сложение, вычитание.Умеет оперировать десятичными дробями при решении текстовых задач на действия сложение, вычитание десятичных дробей, умножение и деление десятичной дроби на 10,100… Комментарий учителя производится в произвольной форме.
балл отметка
0-0,5 2
1 2+
1,5 3-
2 3
2,5 3+
3 4-
3,5 4
4 5
Общим требованием к формату бланка оценки является то, что бланк оценки, используемый учителем, должен быть зеркально отражен в бланке для самооценки учащегося.
Бланк самооценки продвижения учащегося 5 «» класса
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
___________________________________
Фамилия, имя
Количество баллов Описание образовательного результата Комментарий
0 Даже с помощью учителя я не смог прочитать десятичную дробь, выполнить запись, выполнить действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…сравнение десятичных дробей. 0,5 С помощью учителя я выполняю запись, чтение десятичных дробей действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… сравнение десятичных дробей, действия округление до заданной позиции. 1 Я допускаю существенные ошибки и упущения при чтении, записи, действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… сравнении десятичных дробей. С помощью учителя выполняю действия округление до заданной позиции. 1,5 Я допускает незначительные ошибки и упущения при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, в выполняю действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… С помощью учителя выполнении действия округление до заданной позиции 2 Я не допускаю существенных ошибок и упущений при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действия округления до заданной позиции. Значительные ошибки при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… С помощью учителя выполняю действия сложения, вычитания. 2,5 Я не допускаю существенных ошибок и упущений при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции, при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… Допускаю не значительные ошибки при выполнении действий сложения, вычитания. 3 Я не допускаю ошибок и упущений при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… . Допускаю незначительные ошибки при выполнении действий сложения, вычитания. 3,5 Я не допускаю никаких ошибок при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции, при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100… выполняю сложение, вычитание. Допускаю незначительные ошибки при решении текстовых задач на действияумножение и деление десятичной дроби на 10,100… сложение, вычитание десятичных дробей. 4 Я не допускаю никаких ошибок при чтении, записи, сравнении десятичных дробей, выполнении действий округления до заданной позиции при выполнении действия умножение и деление десятичной дроби на 10,100…,. Выполнении сложение, вычитание. Умею оперировать десятичными дробями при решении текстовых задач на действия сложение, вычитание десятичных дробей, умножение и деление десятичной дроби на 10,100… Комментарий ученика производится при помощи символов: Оценивание:
+ знаю и делаю уверенно 0-0,5 б 2
? делаю неуверенно 1б 2+
- не овладел
Выводы:
1.Использование данной системы оценивания упрощает процесс обратной связи и обеспечивает преемственность в оценке сходных образовательных результатов, достигаемых как в рамках изучения различных тем внутри предмета, так и на материале разных предметов.
2.Данная система оценивания позволяет:
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.
формализовать процедуры оценки, сделав их прозрачными для всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон
заранее извещать всех участников процесса оценивания о критериях, по которым будет производиться оценивание;
контролировать и оценивать в режиме педагогического измерения только образовательный результат без учета в балльной оценке бонусов и наказаний за прилежание, поведение, мотивированность на достижение результата.
Список используемой литературы.
1.Дик. Н.Ф. Работаем по-новому! Толковая книга заместителя директора и учителя начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С.11
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М. :Просвещение, 2011. – 48 с. (стр. 25 - 37)
3. Контрольно–измерительные материалы. Математика. 5 класс /Сост. Л. П. Попова.- 2-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2013.- 96с. – (Контрольно- измерительные материалы). Стр50-61
Издание соответствует требованиям ФГОС на основании сертификата № RU.ИОСО.П00493
Системы «Учсерт» Российской академии образования.