Организация работы учителей русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения


Методическое объединение
учителей русского языка и литературы
Островского района Костромской области


Организация работы учителей русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения
основного общего образования

Выступление учителя русского языка и литературы
МКОУ Александровская средняя общеобразовательная школа
Пачушкиной Елены Алексеевны

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






п. Островское
2014 год.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. На эти и другие вопросы можно найти ответ в Примерной программе по русскому языку для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Базовые документы
Федеральный образовательный государственный стандарт общего образования: http://standart.edu.ru (приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010 №1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.02.2011 №19644)
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 3-е изд., дораб. – М: Просвещение, 2011. -112 с. - (Стандарты второго поколения).
Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Стандарты второго поколения)
Инновационность содержания  стандартов:
определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
развитие вариативности образования;
системно-деятельностный подход;
научное содержание образования;
воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов;
новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.
Тр + Тс + Ту – новая формула стандартов
Тр - требования к результатам освоения основных образовательных программ Тс -  требования к структуре основных образовательных программ Ту -  требования к условиям реализации основных образовательных программ
Системно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить? Обновление содержания
Ради чего учить? Ценности образования
Как учить? Обновление средств обучения

Фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Основное назначение этого документа в системе нормативного сопровождения стандартов конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности. Состав фундаментального ядра общего образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 
Универсальные учебные действия
«универсальные учебные действия» - умение учиться
«универсальные учебные действия» - совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.
УУД = ЗУН,
УУД = компетентностный подход.
Основные  идеи ФГОС в предмете «русский язык»
Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
Реализация системно-деятельностного  и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
Актуализация воспитательной функции  учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объём словарного запаса,  усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные универсальные учебные действия  как метапредметные результаты:
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
владеть всеми видами речевой деятельности;
адекватно воспринимать  устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
формулировать проблему;
выдвигать аргументы;
строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
 осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку:
представление об основных функциях языка;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
 усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
 освоение базовых понятий лингвистики:  язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
 опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
 понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
 осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты, не подлежащие  формализованному итоговому контролю и аттестации:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его  индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические   взгляды, политические предпочтения и  др.); - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность,  гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности.
Результаты, которые подлежат проверке и аттестации:
научные знания и представления о природе,  обществе,    человеке, знаковых и информационных системах;
умения учебно-познавательной, исследовательской,   практической деятельности, обобщенные способы   деятельности;
коммуникативные и информационные умения;
умение оценивать объекты окружающей  действительности с определенных позиций
способность к контролю и самоконтролю;
способность к творческому решению учебных и практических задач.
Деятельностное содержание  – компетентностный подход
Подход
Основной результат обучения
Примеры типичных форм контроля
Пример контролирующего задания

Знаниевый
Владение знаниями
Экзамены по билетам, тест
Дать развёрнутый ответ на вопрос

Зуновский
Владение умениями
Изложение Сочинение
Продемонстрировать владение видами речевой деятельности

Компетентностный
Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации
Ранее не встречавшееся задание, защита проекта, презентация достижений
Продемонстрировать результаты самостоятельной работы исследовательского характера

Деятельностный подход:
Каждый раздел курса должен быть представлен в  тематическом плане не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, т.е. наличие 2 блоков: - первый-перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования; - второй – перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе уточнения данных понятий.
Идеология ФГОС – компетентностный подход
Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
 коммуникативной;
 языковой и лингвистической;
культуроведческой компетенций.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Работа с текстом: оценка информации
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:
практическая ориентированность;
достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
направленность на формирование различных способов деятельности;
формирование функциональной грамотности;
компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане:
БУП (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского языка в объёме 735 часов.
 Из них:
а) инвариантная часть – 661 ч.
б) вариативная часть – 74 ч. (проведение контрольных, самостоятельных, практических работ)
5 класс – 175  ч. ( 5 часов в неделю) 6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю) 7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю) 8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю) 9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю)
Три сквозные содержательные линии рабочей программы по русскому языку:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Организация работы учителей русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования Заголовок 115