Выступление на ШМО Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов
Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе.Метод проектов: сущность и условия применения.На настоящее время перед учителем начальной школы стоит сложная задача – как сделать процесс обучения более доступным, интересным для каждого обучающегося при этом повысить качество обучения и работать над формированием личности. Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Поэтому целью школьного образования сегодня является если не социальная зрелость, то максимально возможная социализация выпускников. Мы находимся в ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий. В данном контексте речь идёт об отказе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологииразвития на основе личностно – ориентированной модели образования, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектирование рассматривается как основной вид учебной деятельности. Личный интерес обучающегося является необходимым условием успешной работы. Для её решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые только предстоит приобрести. Учитель – консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывает источники информации. В 1931 году этот метод был осуждён в нашей стране. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно. Заслуженный учитель РФ Е.С. Абелюк отмечает, что «проектная деятельность органично развивалась внутри педагогического процесса задолго до того, как о ней заговорили официально. Корни возрождения исследовательских проектов учеников уходят в опыт кружковой работы, которая дала возможность воплотить мечту творчески работающего учителя – преподавать по собственной программе без строгой сетки часов, пробовать различные подходы и формы занятий, отвергая то, что не удовлетворяет». Сегодня мы возвращаемся к методу проектов на новом этапе. К счастью, современные школьники (70 – 80 %) достаточно грамотно владеют компьютерной грамотой, что позволяет использовать технологические достижения в своей педагогической практике совместно со своими воспитанниками. Поскольку на современном этапе развития общества ситуация складывается так, что каждый человек должен умело ориентироваться в социальном пространстве, быть коммуникабельным и конкурентоспособным, то учитель должен помочь ребёнку научиться быть самостоятельным, ответственным, отстаивать право на собственную точку зрения и умело вести диалог с различными категориями собеседников.
По моему мнению, для решения этой задачи педагогу поможет проектно – исследовательский метод, который позволит маленькому школьнику научиться работать с большим объёмом информации, прибегать в своей мыслительной деятельности к анализу и синтезу, причём, заниматься научной деятельностью ему придётся не только индивидуально, но и в группе, где он должны определить для себя правила общения, которые будут давать только положительную динамику в достижении цели при работе над проектом. Проект в начальных классах – это трудно. Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования, но всё – таки это возможно. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана апробирована. «Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности обучающихся, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий»1.
Так что же такое проект?ПРОЕКТ (от лат. projectus, буквально — брошенный вперед),1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.2) Предварительный текст какого-либо документа.3) Замысел, план.ПРОЕКТИРОВАНИЕ, процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Как считает, автор методического пособия «Метод проектов в учебном процессе» М.Б. Романовская: «Требования к проектной деятельности самые простые, и главное из них – исходи из ребёнка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребёнка. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в начальных классах отличаются простотой и несложностью. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути её решения»2. Педагогическая ценность ученического проекта определяется:▪возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;▪содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;▪ навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «от всего сердца». Обязательно присутству3ют три момента – выбор, планирование, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребёнок должен быть заинтересован в проекте.А теперь задумаемся, что такое исследования для маленького ребёнка? Это прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но не известных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребёнка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его проект с разработкой плана, обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например, для самых маленьких, ещё дошкольников, это может быть следующее. Походи босиком по песочку – по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем – по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Ты делаешь следующий шаг, ещё один, ещё… и не заметил, как погрузился в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале даёт первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребёнка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни. В начальной школе выделяются основные виды проектов:
Проект – рассказ. Идея достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества или фантазии. Проект – рассказ дают достаточно материала для упражнения в чтении и прохождении необходимого минимума по различным дисциплинам. Просмотр фильма тоже может служить основой проекта – рассказа. Вербализованные впечатления в виде устного рассказа – рецензии – достойный детский проект. Экскурсионный проект.Программа в начальном звене насыщена экскурсиями. Поскольку целью экскурсии является поиск ответа на вопрос, следовательно, поиск предполагает анализ какого либо одного исследуемого предмета или явления. Конструктивный проект.К данному виду проектной деятельности относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Эта группа проектов наиболее понятна учителям в силу конкретного результата. Объекты труда известны, так как связаны с развитием моторики рук, присущим данному возрасту.Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных проектов.Задачи проектно – исследовательской деятельности:Повышать качество обучения школьников.Эффективно использовать технологические достижения в своей педагогической деятельности. В основе метода проекта лежит:
left0left0left0left0Креативность умение самостоятельно ориентироваться конструироватьсвои знания винформационном пространстве
Преимущества проектно – исследовательской деятельности:Побуждает обучающихся к самостоятельной работе.Повышает их инициативу в познавательной деятельности.Развивает социальные и коммуникативные навыки.Даёт богатый опыт в творческой деятельности.Повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Дleft0остижение цели предусматривает:left0использование в совокупности интегрирование знаний разнообразных методов и средств различных областей науки,обучения. техники, искусства. Это способствует всестороннему развитию обучающихся.Учебный проект, в отличие от учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Непременным условием проектной деятельности является:▪заранее выработанных представлений о конечном продукте проектной деятельности;▪ представление об этапах реализации проекта. Деятельность обучающихся может быть:left0left0Индивидуальная Парнаяleft0ГрупповаяРезультаты проекта должны быть прочувствованы детьми, то есть они должны быть «осязаемыми». Если проблема носит Если проблема носиттеоретический практический характер характер то необходимо представить её то необходимо представить её left0left0решение результат
Все эти виды деятельности имеют
left0left0общую цель согласованные методыОсновные требования к использованию метода «Проект»:
Наличие задачи в творческом плане, которая требует исследовательского поиска для её решения.Практическая значимость предполагаемых результатов.Индивидуальная, парная или групповая деятельность обучающихся.Создание структуры содержания проекта (с указанием поэтапных результатов).^ Использование исследовательских методов, которые определяют последовательность действий: ▪ определение проблем и задач;▪ выдвижение гипотез;▪ обсуждение методов исследования и способов оформления конечных результатов;▪ сбор, систематизация и анализ полученных данных,▪ подведение итогов;▪ оформление результатов и выводов;▪ презентация проекта.Продуктивность проектно – учебной деятельности младшего школьника предусматривает готовность к процессу взаимодействия.▪Выяснять точки зрения по определённому вопросу.▪Обращаться за помощью к другим в случае дефицита информации.▪Формулировать своё мнение, аргументированно его доказывать.▪Должен управлять собой, выбирая в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение.▪Уметь управлять своим голосом, мимикой и жестами.И.Ф. Свадковский предостерегает учителя от опасности переоценить силы ребёнка, но существует и другая опасность – недооценить эти силы. Следовательно, должен быть найден разумный баланс в «зоне ближайшего развития» ребёнка. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких – либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо на одном дыхании из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Отсюда вытекает ещё одно условие, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников:Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Для решения этой задачи в школе может быть создан специально «Центр обогащения содержания образования», где собирается и хранится всё, что может пригодиться для детских проектов и исследовательской работы: справочная литература, рисунки, схемы, видеокассеты, приборы, игрушки, камни, палочки, кусочки ткани и т.д. Ценность этого для начинающих исследователей очень высока. Задача ребёнка собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые помимо вышеперечисленного, связаны с историей, краеведением, музыкой, изобразительным искусством. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных проектов. «Познавательные процессы у всех разные, но ведь не только ими ценен человек. Старайтесь увидеть в каждом хоть какую – нибудь возможность проявить себя».Савенков А.И.Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – С.159,164.1 Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – С.158.
2 Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.