Методическая тема самообразования: Групповая работа как средство формирования УУД младших школьников


Групповая работа как средство формирования УУД младших школьников.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС. Меняются цели и задачи, которые ставит перед нами общество.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Задачей современной школы (в том числе нашей школе) сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т. к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.
Одним из путей решения этой проблемы является применение групповой работы в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому выбрала данную тему и работаю над проблемой самообразования: групповая работа как средство формирования УУД младших школьников.
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Считаю, что тема актуальна. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как:
- информационная компетентность (относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий").  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура"
- коммуникативная (общение людей, передача информации друг другу) проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения),
- рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).
Задачи групповой работы на уроке
Активная познавательная деятельность
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
Развитие умений успешного обучения
Совершенствование межличностных отношений в классе
Дети с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Более подготовленные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Прежде чем начать обучать детей работать в группах, необходимо познакомить детей с «сигналом тишины».
Это может быть поднятая рука учителя. В ответ на этот сигнал дети тоже поднимают руку, показывая учителю и окружающим, что увидели «сигнал тишины», прекращают работу, не разговаривают.
Это может быть ритмический рисунок в виде хлопков в ладоши учителем. Услышав хлопки, прекратив разговоры, работу, дети повторяют этот ритмический рисунок. Данная работа очень важна для экономии времени на уроке для концентрации внимания учащихся на учителе.
Одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах постоянного состава. Её обычно успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Я начинаю групповую работу не с первого класса, а еще при подготовке детей к школе на курсе «Школа будущего первоклассника».
Сначала упражнения могут быть такого вида:
Договоритесь и раскрасьте сапожки для девочки. Они должны быть одинаковы.
Создайте узор из квадратов и треугольников, раскрасьте.
Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.
Помоги соседу по парте составить из 6 палочек домик и др.
Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
Затем дети учатся работать в парах сменного состава. Пары могут меняться случайным образом, например, с помощью структуры Микс (одной из составляющих сингапурской методики). По сигналу дети в танце под музыку перемещаются по классу, необходимое условие – надо перемешаться, по сигналу «стоп» (окончание звучания музыки) надо образовать пары из ближайших учащихся для взаимодействия. Кто не нашел пару, поднимает высоко руку, чтобы найти друга. Либо пары меняются по указанию учителя.
Таким образом, парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.
После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах, четверках.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «ответственного».
По выбору учителя.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот способ формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Он интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью структуры Микс3. По определенному признаку.
Группа формируется после конкретного указания учителя, например, по тому, в какое время года родился каждый участник, или по структуре «Углы» (сингапурская система), которая предусматривает разделение на группы по интересам, в зависимости от выбранного ими варианта ответа.
4. По выбору «ответственного».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.
Формирование групп осуществляется самими «ответственными». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «ответственные» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «ответственными».
5. По выбору учителя.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Работа в четверках применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.
Четверки – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в четверке результатов работы, подготовка к представлению результатов для общего обсуждения всеми учащимися класса.
Виды групповой работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Снежный ком», «Опроси и поменяйся карточкой», «Пазлы», «Групповой опрос» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
Продолжи.
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по кругу» один раз или обсуждают вопрос в команде по очереди более одного круга в течение определенного времени. Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
Подумай, запиши, обсуди.
Это вид групповой работы в четверках или в парах, когда на поставленные учителем вопросы ученик, записывает ответы, а затем обсуждает их в группе.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Снежный ком.
Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Парный взаимоопрос проводится для опроса правил, словарных слов, таблицы умножения, устного счета.
Опроси, опроси и поменяйся карточкой. Работа проходит в парах. Дети проверяют и обучают дуг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. Затем меняются карточками, находят себе нового партнера и работают по тому же алгоритму. Карточки учитель может раздать уже готовые или их самостоятельно составляют дети. С большим удовольствием готовят учащиеся вопросы на карточках для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.
Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель. Опрос ведется во всех группах одновременно. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности, самостоятельности и ответственности за свою учебу.
Таким образом, даже краткий обзор видов групповой работы позволяет сделать следующие выводы.
При использовании групповой работы происходит повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
Академик Х.Й.Лийметс объясняет это тем, что общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.
Работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки универсальных учебных действий. В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.
Организовать группы и раздать задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.
Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Примерные правила совместной работы
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Например:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говори спокойно и ясно;
говори только по делу.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Таким образом, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.
Использование групповой работы способствует формированию целого ряда познавательных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, подведение под понятие, структурирование знаний ); регулятивных (контроль, коррекция, оценка), коммуникативных ( умение полно и точно выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической речью, организация учебного сотрудничества) личностных (осознание смысла учения и понимание личной ответственности за результат;
учебная мотивация; умение адекватно реагировать на трудности и нет боязни сделать ошибку); познавательные (умение слушать и слышать; выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; умение вести поиск и выделять необходимую информацию) УУД.
Использование групповой работы дает возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействие ученика с учеником. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, и креативность. Ученики от пассивности на уроках переходят к заинтересованным обучающимся.
Свое выступление хочу завершить со словами немецкого педагога Дистервега А,
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.»Литература
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» М, «Просвещение», 2011 г.
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /;— М.: Просвещение, 2011.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010. .
Воронцов А.Б. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М., 1965.
Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
Ривин А.Г. «Сотрудничество в обучении” М., 1991 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.