Классный час на тему Урок милосердия и доброты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 города Рудня»
___________________________________________________________
Классный час на тему:
«Урок милосердия и доброты»
(Методическая разработка)
2016г.
Название работы: Классный час на тему «Урок милосердия и доброты»
Краткое описание: Классный час проводится в 7 классе в рамках школьного дня доброты «Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом»
Основная цель проведения данного классного часа - формирование у обучающихся представления о добре, милосердии, сострадании; расширение знаний о роли милосердия в жизни каждого человека.
Проведение классного часа направлено на формирование:
- личностных (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) УУД
- регулятивных (планирование, волевая саморегуляция) УУД
- коммуникативных (самостоятельная организация деятельности, сотрудничество в группе, участие в коллективном обсуждении проблемы и путей ее решения) УУД
- познавательных УУД.
Основные виды деятельности: работа в группах; выполнение творческого мини-проекта
Результат: развитие творческой и познавательной активности обучающихся; повышение уровня воспитанности
Ссылки на источники
http://yahitel.ru/load/klassnomu_rukovoditelju/klassnye_chasy/semejnyj_chas_miloserdie_i_dobrota_spasut_mir_dlja_uchashhikhsja_7_8_klassov/67-1-0-17073http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-abota/library/2015/11/03/vneklassnoe-meropriyatie-v-7-klasse-urok-dobrahttps://doc4web.ru/pedagogika/dobrota-spasyot-mir-klass.htmlhttps://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-tvori-dobro-pogovorim-o-miloserdii.html
Классный час: «Урок милосердия и доброты».
Цель классного часа:
Формирование у обучающихся представления о добре, милосердии, сострадании; расширение знаний о роли милосердия в жизни каждого человека;
Задачи классного часа:
Развивать нравственные качества обучающихся и их творческие возможности
Ход классного часа:
Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Начнём классный час с высказывания великого русского писателя Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
- Доброта (Милосердие. Сострадание.)В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Подберите синонимы к слову добрый.
- Милосердный, добродушный, чувствительный, участливый, сострадательный, благодушный, благосклонный, гуманный, человечный, великодушный, благородный.Тема нашего классного часа «Урок милосердия и доброты». (Слайд 1)
Как вы думаете, что такое милосердие? (ответы).
В словаре Ожегова: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
Да, милосердие (милость сердца) – это постоянная помощь, внимание к больным, слабым, людям, возможности которых ограничены. Что значит быть милосердным? (ответы).
Быть милосердным – это, значит, поддержать человека добрым словом, помочь советом, а иногда и материально.
Дары Божии
Рассказывают, что в самом начале времён, когда только – только были созданы все твари земные, вышел к ним ангел с корзинкой, а в ней – чего только нет: самые разные качества, на любой вкус. Ну и стали все твари разбирать эти качества. Лиса взяла хитрость, мышь – запасливость, муравей – трудолюбие и т. д.
А последнему, как это обычно и бывает, ничего не досталось. Знаете, кто был последним? Правильно, человек. Тогда ангел отдал человеку опустевшую корзинку, сказав:
- Наполни её тем, чем сам сочтёшь нужным!
И мы наполняем свои корзинки. Вот только содержимое у каждого в них –разное. Заглянем в свою корзинку: что там у нас хранится?
(ВЕРА, НАДЕЖДА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ)
Обсуждение вопросов
Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
Можно ли принудить человека быть добрым?
Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?
Работа в группах (группы по 4 человека)
Распределить в две колонки: I – черты, присущие чуткой, милосердной толерантной личности, II – интолерантной личности.
Черты:
Терпимость
Бессердечность
Непонимание
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Снисходительность
Милосердие
ЗлорадствоЛживость
Сотрудничество
Доверие
Раздражительность
Зависть
Пренебрежение
Умение владеть собой
Равнодушие
Чуткость
Агрессивность
Эгоизм
Альтруизм
Доброжелательность
Проверка выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность» (Слайд 2)
Толерантная личность
Терпимость
Сострадание
Прощение
Снисходительность
Милосердие
Сотрудничество
Доверие
Умение владеть собой
Чуткость
Альтруизм
Доброжелательность Интолерантная личность
Бессердечность
Непонимание
Вспыльчивость
ЗлорадствоЛживость
Раздражительность
Зависть
Пренебрежение
Равнодушие
Агрессивность
Эгоизм
Умеете ли вы прощать?
А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?
Нужно ли милосердие в обычной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия?
Нужно ли проявлять милосердие к людям возможности, которых ограничены? Обосновать.
Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким людям?
В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека.
На добро отвечают добром. На зло отвечает справедливость. Конфуций (ок.551-479 гг. до н.э.), китайский мыслитель.
Работа в группах. Сложить пословицы и поговорки о доброте и милосердии. Прокомментировать, как вы их понимаете.
Доброта … (без разума пуста). Доброе дело … (питает и душу и тело). Добрый человек … (в добре живет век). Чего не сделаешь силком,… ( того добьешься добром). Красота до вечера, …(а доброта навеки). Доброе братство … (лучше богатства).
Когда что-то делаешь,…( думай о последствиях)Хочешь себе добра, … (не делай никому зла)Кто доброе сердце имеет,…( тот все одолеет)Милостивому человеку .. (и Бог подает)На милость … (образца нет).Со всякого по крошке …( голодному пироги)С миру по нити … (голому рубашка)Дающего рука … (не обеднеет)
На добрый привет... (добрый ответ).
Про доброе дело... (говори смело).
Жизнь дана на... (добрые дела).
Учись доброму... (дурное на ум не пойдет)
Я предлагаю послушать басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос: в чём её смысл?
Солнце и ветер.
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее. - Я докажу, что я сильнее,- воскликнул ветер.- Вот видишь человека в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.
Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Ответы обучающихсяЭзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни. Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человек назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на земле гораздо больше, чем злых, и ваше добро люди могут оценить!
За добро добром платят!
Творческое задание «Дерево Добрых дел».
Перед вами нарисовано дерево. Чего же не хватает на нём? (листьев).
Действительно, листьев. На столах у вас цветная бумага, чтобы наше дерево ожило, вам нужно вырезать листочки и написать на них те добрые дела, которые вы сделали или собираетесь сделать в ближайшее время, а затем прикрепить их на дерево. Вот и посмотрим, оживёт наше деревце или нет. Сделать это надо быстро, аккуратно.
Нравится вам ваше дерево?
Давайте прочтём, какие вы совершили дела. (зачитать несколько записей)
Мы «посадили» свое Дерево Добрых дел не забывайте добавлять к нему новые листочки – плоды нашего дерева.
РЕФЛЕКСИЯ (Слайд 3)
"На сегодняшнем занятии я понял, я узнал …";
"На этом занятии меня порадовало…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После занятия мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"
Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца – сады.