Сценарий занятия курса Моя экологическая тропа Байкальская тропинка здоровья


АДМИНИСТРАЦИЯ г.УЛАН-УДЭ
Комитет по образованию г.Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №38 г.Улан-Удэ» УЛААН-YДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН
hуралсалай талаар хороонМуниципальна автономито дунда hуралсалай эмхи зургаан"Улаан-Yдэ хотын hуралсалай 38 дунда hургуули670045, г.Улан-Удэ, ул.Шаляпина, 14 А, тел/факс 44-28-69, e-mail: uu-school38@yandex.ruСценарий занятия по внеурочной деятельности
курса «Моя экологическая тропа»
Учитель: В.Н.ЦымловаУлан-Удэ
2016-2017 уч.годСценарий занятия по внеурочной деятельности
курса «Моя экологическая тропа»
Тема: «Байкальская тропинка здоровья»
Цель: формировать знания и представления о правилах сохранения здоровья
Задачи:
развивать творческий потенциал, индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;
формировать образное мышление, максимально использовать индивидуальный опыт ребёнка;
помочь личности познать себя, самореализоваться в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
учить анализировать, делать выводы на основе увиденного и услышанного;
воспитывать чувство коллективизма, двигательную активность.
Ход занятия
(Дети входят в класс под песню «У похода есть начало…»Располагаются на импровизированной костровой площадке.)Оргмомент:
Сегодня наша экологическая тропа привела нас на берег Бакала, в бухту Безымянная. (место указывается на карте)
Физминутка-приветствие гостей:
Вот мы руки развели, будто удивились
И друг другу до земли низко поклонились
Поклонились-выпрямились, поклонились-выпрямились
Поклонитесь, не ленитесь и друг другу улыбнитесь.
Чтобы определить тему нашего занятия, давайте отгадаем загадки:
На ручеёк похожая,
Ведёт к реке прохожего. (Тропинка)
Что дороже денег? ( Здоровье)
Как объединить эти два понятия в тему нашего занятия? (тропинка здоровья)
И поскольку мы оказались на берегу Байкала, наша тропинка здоровья будет Байкальской.
- Можем ли мы оздоровить свой организм, используя силу природы? (Да) Почему вы так думаете?
- Человек является составной частью Природы и находится в постоянных и тесных взаимоотношениях с ней.
Сегодня мы используем силу здоровья в бухте Безымянная. Это одно из привлекательных мест Байкала, т.к. здесь песчаный пляж, хорошо прогретая вода и красивая природа. Именно сюда вот уже 5 лет подряд выезжают ребята нашей школы в палаточный лагерь «Легенды Байкала» и «Таежные Робинзоны»
Звучит мелодия «Рассвет»
1. Зарядка на берегу Байкала
Оказавшись утром на берегу, давайте проведем зарядку.
(проводится на основе записи «Солнышко лучистое»)
Для чего нужно делать зарядку ежедневно? (ответы детей – укреплять организм, развивать силу мышц, следить за осанкой и т.д.)
2. «Пробежимся по росе»
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пойдем искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Капли росы исполняют рапсодию леса,В каждой жемчужине мира спрессован лоскут.Это от них заряжается солнышко светом,Это из них крылья птиц дня энергию ткут.Капли росы умывают цветам нежно лица,Словно рисуя рассвет на холсте лепестков,И замирают траве на зелёных ресницах,Всем естеством излучая святую любовь.Дорих М.
Давайте, пройдемся по росе.
Выполняются упражнения босиком на ковровой дорожке :- ходьба на пяточках
- ходьба на носочках
- ходьба на внешней части стопы
- ходьба на внутренней части стопы
Я видел впервыеТакую красу:На листьях зеленыхЦветную росу.Она вся сияла,Сверкала, искриласьИ огоньками цветнымиСветилась.И я удивился,Задумался сразу:А вдруг из росыПроисходят алмазы?Кудрявцева В.
Какая польза в такой процедуре? (Закаливание организма, профилактика плоскостопия)
Что еще будет являться закаливающими процедурами? (обтирание, растирание влажным полотенцем, обливание, контрастный душ)
3. Лечебная ходьба
Недалеко от бухты Безымянная располагается Каменный остров. Туда-то мы отправимся и узнаем интересные факты об этом острове.
Дойти до острова можно пешком по дороге Особо охраняемой природной территории Рекреационной местности «Побережье Байкала».
Но мы не просто шагаем, мы оздоравливаем свой организм. А наша лечебная ходьба называется
Терренку́р (от фр. terrain — местность и cours — курс лечения) — метод санаторно-курортного лечения, предусматривающий дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок, восхождений в гористой местности по определённым, размеченным маршрутам. Терренкур развивает выносливость, улучшает работу  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0" \o "Сердечно-сосудистая система" сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, стимулирует обмен веществ, нервную активность. В настоящее время термин терренкур чаще употребляют для обозначения специально проложенных маршрутов, предназначенных для лечебной ходьбы.
В последнее время стал популярен еще один вид ходьбы:
Скандинавская, или северная, ходьба – это такой прием физического лечения, с помощью которого можно активно повлиять на деятельность систем и органов. Это необычный вид нагрузки. С помощью скандинавской ходьбы можно лечить некоторые заболевания.
Для занятий скандинавской ходьбой нужны специальные палки, напоминающие лыжные. Но отличаются тем, что могут изменять длину. Такая палка выдерживает нагрузку в 140 кг.
Дело в том, что при ходьбе с палками очень хорошо тренируются мышцы спины и плечевого пояса, в то время как, к примеру, при беге мышцы верхней половины тела мало задействованы. Ученые подсчитали, что при скандинавской спортивной ходьбе получают повышенную нагрузку около 90% всех мышц человеческого тела, а при обычной ходьбе – только 70%. Скандинавская ходьба предоставляет больше комфорта при пеших путешествиях, поскольку вы сможете опираться на палки при подъеме на гору, или при коротких остановках.
Упражнения «Скандинавская ходьба»
(упражнения проходят на фоне записи птичьих голосов)
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы - свои!
(С. Погорельский)
Вот мы и добрались до Каменного острова.
Каменный остров соединяется с береговой линией тонким перешейком. Игра «Перебираемся на островок» (по аналогии с игрой «Болото»)
Вот мы и на островке. Располагаемся поудобнее (дети рассаживаются на лавочки и туристические стульчики).
4. Гелиотерапия
Давайте полюбуемся красотами Байкала и прислушаемся к его говору, принимая солнечные и воздушные ванны.
(демонстрация презентации «Звуки и виды Байкала»)
Ученица читает стихотворение:
Полезная, нежная, просто безбрежная,
Жизнь нам дарящая, гордая, властная,
Холодная, жгучая, в гневе могучая
В мир ты приходишь рекой, океанами.
В доме встречаешь открытыми кранами,
Каплей росы, что укрыла трава,
Слезным дождем, что нам шлют небеса.
Жизнь на Земле без тебя невозможна
И будем действовать мы осторожно
Чтоб сохранилась твоя чистота-
Незаменимая наша вода.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (солнце)
Какую пользу нам приносят солнечные ванны? (ответы детей)
Солнечные лучи – своеобразная витаминная фабрика. Ультрафиолет стимулирует выработку в организме витамина D. А без него полноценный кальциево-фосфорный обмен невозможен. Отсутствие солнечного света приводит к тому, что косточки становятся хрупкими.
Ультрафиолет способствует выработке серотонина, – зафиксированный учеными факт. И прогулка в солнечный день автоматически добавляет привкус счастья к любой ситуации. Кроме того, именно выработка этого гормона радости дарит человеку и отличный аппетит, и здоровый сон.
Солнышко ласкает нашу кожу и укрепляет иммунитет, т.к. солнечные лучи активизируют обменные процессы. Не зря существует такой вид лечения, как гелиотерапия. Фактически это солнечные ванны, которые принимают в определенное время суток.
5. Дыхательная гимнастика
На природе и в жизни важно все делать правильно. Дышать правильно- это целая наука. Давайте выполним дыхательную гимнастику.
(Выполняем упражнения по презентации)
В чем польза таких упражнений?
Оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша.
Детям выдаются памятки «Дыхательная гимнастика для профилактики кашля»
6. АроматерапияПока мы находились на берегу, воздух прогрелся и насытился ароматами трав и хвои.
Давайте ощутим аромат хвойного леса. (горят аромалампы с эфирными маслами хвойных пород)
Такой вид процедур полезен для здоровья и называется ароматерапия.
Дословно термин означает – использование запаха в качестве лекарства.
Ароматерапия - это наука о воздействии запахов на человека и искусство владения ароматами на грани с волшебством. Ароматерапия - это не только лечение с помощью эфирных масел, но и использование их в различных сферах жизни и деятельности человека.
Принцип ароматерапии основан на том, что рецепторы слизистой оболочки носа воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Эфирные масла оказывают воздействие на энергитическую оболочку человека. Одним из достоинств ароматерапии является то, что она не имеет побочных эффектов, т.к. молекулы запахов находятся в организме 20 минут, а потом выходят.
7. ФитотерапияБайкал – не только восстанавливает наши силы, и способен лечить нас. На его берегах произрастает множество трав и растений, которые являются лекарственными.
Фитотерапия (траволечение) — это методика лечения заболеваний, основанная на использовании лекарственных свойств растений и препаратов из них. Основные методы лечения в фитотерапии – это применение настоек, настоев и отваров из лекарственных растений.
Окружающий мир – это единый живой организм, слаженная система, а человек ее часть. Мир растений – величайшая система, и каждый хотя бы раз в жизни прикладывал подорожник к ранке с твёрдой уверенностью, что это действительно помогает. И не зря, ведь подорожник на самом деле имеет антисептические свойства.
Нужно только не лениться, нужно только научиться
Находить в лесу растенья, те, что для людей полезны
И отступят все болезни!
Путника – друг подорожник
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег
Многим из нас невдомек
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
(слайды презентации «Фитотерапия в период простудных заболеваний»)
Апитерапи́я (от лат. apis «пчела» и терапия) — общее название области альтернативной медицины с применением пчёл и продуктов пчеловодства. Основными используемыми средствами являются мёд, прополис, цветочная пыльца, маточное молочко и др.
8. Купание
Купание – самое долгожданное и приятное в отдыхе на Байкале!
Повторяем правила купания.
Правила поведения  во время купания(дети получают данную памятку для повторения и пополняют Портфель здоровья)
Даже если вы прекрасно плаваете,  это не дает гарантии безопасного отдыха на воде. Находясь в воде,  каждый из купающихся должен соблюдать определенные правила и строго их соблюдать.Купание разрешается в оборудованных водоемах или на пляжах, которые   соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, заходите в воду осторожно и медленно, обследуя при этом  дно.
Лучшее время суток для купания – утренние часы с 8 до 10 часов и вечерние – с 17 до 19 часов. Днем не рекомендуется купаться по той причине, что возможно перегревание и находясь долго в воде, можно даже простудиться.
Купаться лучше через  1-1,5 часа после еды. Но и на голодный желудок в воду заходить не рекомендуется.
Перед купанием следует немного отдохнуть, поскольку плавание  требует определенных физических усилий.
Находясь в воде, категорически запрещается подныривать под плывущим человеком, «топить» его и  подавать ложные сигналы о помощи, также нырять  с перил, лодок и других необорудованных для этой цели средств.
Не купайтесь в одиночестве, особенно если вы не уверены в своих силах.
(Учащимся выдаются памятки в копилку портфеля здоровья)
9. Работа с дневником здоровья
–Помогла ли сегодняшняя прогулка укрепить наше здоровье? Почему? (ответы)
Впишите в дневник термины, которые мы сегодня узнали и виды терапии, которые помогут нам укрепить здоровье в период зимних холодов.
- Итак. Что мы узнали во время прогулки по тропинке здоровья?
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это – лето
Брызжет светом и теплом.
Певчих птиц разноголосьеСвежий запах сочных трав
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, чтоб лето
Было целый год со мной.
10. Рефлексия
Что я сегодня вложил в портфель здоровья? (новые термины, памятки, комплекс упражнений)
Выбери предложение, которое показывает твое отношение к сегодняшнему занятию:
Я оставлю свой портфель на берегу, потому что он мне не пригодится
Я возьму лишь некоторые отделения своего портфеля
Я возьму свой портфель и поделюсь его содержимым с другими.
11.Итог

День на берегу заканчивается песней у костра. (звучат шум моря и мелодия гитары).Занятие заканчивается песней. «Ты да я, да мы с тобой»