Открытый урок — мероприятие на тему : «День народного единства» для учащихся 5-9 классов.


Открытый урок - мероприятие на тему :«День народного единства»
для учащихся 5-9 классов.
Кищенко Анастасия Александровна,
учитель географии, социальный педагог
МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова г. о. Краснознаменск
Московская область
Цель:
формировать чувство гражданственности и патриотизма;
формировать ответственность за судьбу Родины;
дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
расширять кругозор учащихся;
развивать умение делать выводы, обобщать;
способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, видеофильм .Ход мероприятия:
Сцена оформлена декорациями в виде Соборной площади Нижнего Новгорода.
Звучит колокольный звон. Вступительное слово учителя:
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед.Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой.Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
Звучит гимн Российской Федерации.
Рассказ об истории праздника с элементами показа слайдов:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня наше мероприятие посвящено одному из самых патриотичных праздников России – Дню народного единства.
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства. В декабре 2004 года президент России,  В. В. Путин , подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем  народного единства.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Ребята, а хорошо ли вы знаете события, которые связаны с праздником Дня народного единства? Учащиеся 7 класса нам сейчас расскажут некоторые исторические факты, которые повлияли на ход событий того тяжелого времени.
Учащиеся представляют презентации с выступлениями.
Ученик 1. С конца 16-го века на Руси началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.
В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.
Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.
Ученик 2: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.
В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
Ученик 3: В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и торжеством национального единства.
Ученик 4:
Последним лагерем Пожарский
Стоял у вотчины родной*.
Не нужен князю трон был царский,
И званье громкое ГЕРОЙ.
По воле сердца, не гордыни,
Возглавил на врага поход.
Его соратником был Минин,
Он ополченцев звал вперёд.
Так гражданин души великой
Прославил свой незнатный род.
В отчизне нашей многоликой
На зов откликнулся народ.
По крохам собирая средства,
Созвали ополченцев рать.
И все, кто жили по соседству,
Москву решили отстоять.
Героев слава не увянет!
Горда я, что в лихие дни
Там были родичи смоляне,
И бились за Москву они!
Повергли снова супостата:
Единством рать всегда сильна!
Бойцы стояли брат за брата,
В боях Россия спасена!
Лик Богоматери Казанской
Хранил от тягот всех и бед.
Засилье пало Польши панской!
И воссиял свободы свет!
Былое время снова близко.
Не меркнет подвиг давних лет!
В Ростокине, на обелиске,
Герои славных тех побед!
Беседа с аудиторией о празднике:
Родина и единство... Скажите, как вы понимаете эти слова? (учащиеся отвечают)
Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? (учащиеся отвечают).
Выходит ученик в роли Кузьмы Минина и разыгрывается сценка:
Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.
- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.
Народ стал думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.
Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.
На экране идет воспроизведение фильма : « 4 ноября – День народного единства» (учащиеся просматривают фильм)
(https://www.youtube.com/watch?v=4IiPJXcUAXA)
Ведущий:
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Ученик читает стихотворение на фоне видеофильма (https://www.youtube.com/watch?v=2Rg7d-XFSTk) :Ушли в историю года,Цари менялись и народы,Но время смутное, невзгодыРусь не забудет никогда!
Победой вписана строка,И славит стих былых героев,Поверг народ врагов-изгоев,Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с коленВ руках с иконой перед битвой,Благословленная молитвойПод звон грядущих перемен.
Деревни, села, городаС поклоном русскому народуСегодня празднуют свободуИ День единства навсегда!
Учитель говорит речь на фоне слайд-фильма :
Что же такое 4 Ноября для русского народа?
Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
4 ноября – это день единства всех российских народов ( слайд);
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила (слайд);
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей(слайд);
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей (слайд).
4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери (слайд).
Ведущий:
- Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.
Ученики по очереди читают стихотворение на фоне музыки (Redemption_Denied_-_1612_(xMusic.me):В День единства будем рядом,Будем вместе навсегда,Все народности РоссииВ дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,Сеять хлеб, растить детей,Созидать, любить и спорить,Охранять покой людей,Предков чтить, дела их помнить,Войн, конфликтов избегать,Чтобы счастьем жизнь наполнить,Чтоб под мирным небом спать!
Ведущий: Всего вам доброго!