Мастер — класс по организации сюжетно — ролевой игры
Мастер-класс по теме
"Организация сюжетно-ролевой игры"
Цель мастер-класса: представить опыт работы по организации сюжетно-ролевой игры в детском саду.
252730290385500 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на формирование у детей дошкольного возраста умений жить в сложном, быстро меняющемся мире, взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме.
Как педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?
А поможет нам в этом старое, проверенное годами средство -сюжетно-ролевая игра. Именно она объединяет все представленные формы в единое целое.
Что такое сюжетно-ролевая игра? Каковы её характерные признаки?
В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых.
Давайте вспомним, в какие игры мы играли в детстве?
Да, мы играли в парикмахерскую, магазин, самолёт, школу, ателье и т.д.
1210945271970500А во что играют современные дети?
-189230251650500Салон красоты, супер – маркет, аэрофлот, школа искусств, дом мод, телевидение…
Меняются жизненные условия, игры тоже меняются.
Предлагаю вам структуру игры, особо любимой ребятами:
«Аэропорт»
Цель: расширить представление детей о профессиях в аэропорту, о профессии полицейского, таможенника, оператора АЗС, стюардессы их значимости в работе аэропорта. Способствовать развитию умения детей применять полученные знания в игре. Обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность. Воспитывать интерес и уважение к их труду.
При организации игры в старшем дошкольном возрасте к «большой игре» подходим постепенно. Так игра «Аэропорт» начинается с игры «Туристическое агентство», затем «Таможня», «Лётчики» и только после всех проигранных игр воспитатель создаёт ситуацию для игры «Аэропорт», которая включает все эти сюжетные линии.
101604318000
ПРОФЕССИИ РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБОРУДОВАНИЕ
РЕГИСТРАТОР-ДИСПЕТЧЕР ОБЪЯВЛЯЕТ РЕЙСЫ,
РЕГИСТРИРУЕТ ПАССАЖИРОВ,
ПРОВЕРЯЯ
ДОКУМЕНТЫ МИКРОФОН
ТАБЛО РЕГИСТРАЦИИ
КОМПЬЮТЕР
ТУР. АГЕНТ-КАССИР ПРЕДЛАГАЕТ,
РАССКАЗЫВАЕТ,
ПОКАЗЫВАЕТ,
ПРОДАЕТ ТУРЫ, БИЛЕТЫ БИЛЕТЫ
ЖУРНАЛ С ТУР. ПОЕЗДКАМИ
КОМПЬЮТЕР
ДЕНЬГИ
ПОЛИЦЕЙСКИЙ ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ,
СЛЕДИТ ЗА ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРЯДКОМ,
ДЕЛАЕТ ЗАМЕЧАНИЯ,
ПРОВЕРЯЕТ ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖИМОЕ БОЛЬШИХ СУМОК РАЦИЯ
НАРУЧНИКИ
ТАМОЖЕННИК ДОСМАТРИВАЕТ СУМКИ, ЧЕМОДАНЫ,
ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ КОМПЬЮТЕР
СПЕЦ. ПУЛЬТ
КОМАНДИР-ПИЛОТ КОМАНДИР ЭКИПАЖА УПРАВЛЯЕТ САМОЛЕТОМ
ВО ВРЕМЯ ПОЛЁТА,
РУКОВОДИТ ДЕЙСТВИЯМИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА САМОЛЕТ
ШТУРВАЛ
ТАБЛО С ПРИБОРАМИ
ФУРАЖКА
ШТУРМАН СЛЕДИТ ЗА НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКОЙ,
РАБОТАЕТ С КАРТОЙ КАРТЫ
ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ
СТЮАРДЕССА ОБСЛУЖИВАЕТ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖ
(ПОДАЕТ ВОДУ, ЧАЙ, КОФЕ)
СЛЕДИТ ЗА СОСТОЯНИЕМ
ПАССАЖИРОВ ПИЛОТКА
СТОЛ-КАТАЛКА
ПРОДУКТЫ
ПОСУДА
ОПЕРАТОР АЗС ЗАПРАВЛЯЕТ САМОЛЕТ БЕНЗОМАШИНА
САМОЛЕТ
ПОВАР ПОЛУЧАЕТ,
ВЫПОЛНЯЕТ ЗАКАЗ ОБОРУДОВАНИЕ
КАФЕ
ОФИЦИАНТ ПРИНИМАЕТ ЗАКАЗ У КЛИЕНТА,
ПРИНОСИТ ЗАКАЗ ВРАЧ ВЫСЛУШИВАЕТ ЖАЛОБЫ, ОКАЗЫВАЕТ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ,
СЛУШАЕТ ДЫХАНИЕ, ЕРДЦЕ,
ВЫПИСЫВАЕТ РЕЦЕПТЫ,
ВЫЗЫВАЕТ СКОРУЮ ПОМОЩЬ, ГОСПИТАЛИЗИРУЕТ ОБОРУДОВАНИЕ
МЕД. ПУНКТА
МЕД. СЕСТРА ВЫПОЛНЯЕТ УКАЗАНИЯ, НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧАПОМОГАЕТ ВРАЧУ,
СТАВИТ УКОЛЫ,
ОБРАБАТЫВАЕТ РАНКИ ПАССАЖИР ПОКУПАЕТ БИЛЕТЫ,
СОБЛЮДАЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА. БИЛЕТЫ
БАГАЖ
ДЕНЬГИ
Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий, проводим экскурсии, целевые прогулки, приглашаем родителей для рассказа о своей профессии; рассматриваем картины, иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы; отгадываем, придумываем загадки; организуем выставки; играем в разные дид/игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим разные атрибуты рисуем, лепим, вырезаем, строим.
lefttop "Секретики" для воспитателей
Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:
• обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов; • обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям; • введение в игру предметов-заместителей; • побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами; • обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом; • побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;• в участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний; • показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике; • побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры; • обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом; • побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.
Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:
• показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру; • просмотр теле-, кино-, диафильмов; • наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках; • проведение экскурсий; • беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых; • наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом); • игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов); встречи с людьми разных профессий; • беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний); • изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования; показ различных видов театра; • обучающие (сюжетно-дидактические) игры; • чтение художественной литературы; « рассказы взрослых о работе; • рассматривание разнообразного иллюстративного материала; • управление детскими объединениями.
Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:
• показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью; • участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей; • введение разнообразных главных и второстепенных ролей; • наблюдение за играми активных, инициативных детей; • составление рассказа "Как можно играть в эту игру"; обучение планированию игры; • беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы; • использование театрализованных игр с разными видами театров; • изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм; • обыгрывание в режиссерских играх различных сюжетов; • строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек; использование в играх сюжетосложения, взаимосвязь с играми других подгрупп детей; а анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.
Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:
• показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами; • создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продол¬жающих их вместе с воспитателем; • включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик; • побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации; выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей; театрализованные диалоги; • сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием; образец и повтор ребенком реплик в соответствии с сюжетом; • упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов; чтение художественных произведений с наличием эмоциональных диалогов; • введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием; • подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта; • подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками; ролевое участие воспитателя в игре; • рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами; • использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.
Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:
• совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр; • введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей; • использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью из¬бежать конфликтов; • использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью; • изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных на¬выков поведения; • обучение детей приемам реализации игрового замысла, понятным партнерам; • обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям; • наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры; • чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли; • регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей; • обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.