«Активизация работы по образовательным областям Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально- коммуникативное развитие в рамках реализации проекта сюжетно-ролевой игры «Туристическое агентство»
Обобщение опыта работы
по теме: «Активизация работы по образовательным областям Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально- коммуникативное развитие в рамках реализации проекта сюжетно-ролевой игры «Туристическое агентство»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.
Непосредственно образовательная деятельность объединена основной проблемой. Давая детям полное представление о каком-либо предмете воспитатель, в процессе непосредственно образовательной деятельности познавательного цикла, знакомит их со значением этого предмета в жизни человека, художественно - эстетического цикла – с отражением в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве фотографов, художников-иллюстраторов. Осуществляется интеграция на основе единого проекта, позволяющего обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. Практическая ценность проекта заключается в том, что он позволяет формировать у ребенка активную жизненную позицию, желание быть активным участником происходящих событий.
Для реализации поставленных задач по ознакомлению детей с тем, что связано с изучаемым предметом, необходим комплексный подход, включающий непосредственно образовательную деятельность, игры, развлечения, совместную деятельность взрослых и ребенка, самостоятельную деятельность детей.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой ЛИЧНОСТИ ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы познавательно – речевое развитие детей изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи познавательно – речевого развития, творческих способностей дошкольника. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем, поэтому обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Определены основные направления работы: наблюдение в природе, экспериментирование, путешествие по «реке времени» и по карте.
Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, используются различные модели календарей наблюдений.
Познавательно – речевая исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания: чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, - затем собственно познавательно – исследовательская деятельность; познавательно – исследовательская деятельность – затем продуктивная деятельность, продолжающая тему; познавательно – исследовательская деятельность – затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте и «реке времени»). Проводимая работа по познавательному - речевому развитию через исследовательскую деятельность в природе способствует развитию умственных способностей детей, познавательной инициативы, логического мышление, умения анализировать, обобщать, оперировать понятиями, рассуждать.
Расширился кругозор детей о природном и социальном мире. Решая познавательно – речевые практические задачи, дети научились мыслить критически. Значительно пополнился словарный запас ребят. Они стали активнее оперировать понятиями, анализировать, обобщать.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию и не могут заменить друг друга – однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить любые проблемы воспитания и развития ребенка и достичь определенных результатов.
Педагоги дошкольного образования должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками в познавательно – речевом развитии ребенка.
Организация работы с родителями, направленная на формирование познавательно – речевого развития в семье, является необходимым условием в моей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития я использую, прежде всего, традиционные формы, которые сослужили хорошую службу уже многим поколениям.