Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках математики


Приложение
к пункту 3.1.4
Отчет
об использовании современных здоровьесберегающих технологий на уроках математики и технологии
Сорокиной Ольги Александровны,
учителя математики и технологии МБОУ СОШ № 5
имени В.И.Данильченко пос.Октябрьского муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Проблема сохранения здоровья стала   актуальной еще в древности.  Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V – VI века до нашей эры. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном.
В настоящее время все более возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения. Медицинские осмотры показывают, что сегодня совершенно здоровым является только один молодой человек из десяти. Поэтому сохранение здоровья это потребность не только нашего, но и будущих поколений. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
На первой Российской ассамблее «Здоровье народов России» так же констатировалось, что «во всех типах и видах учебных заведений сейчас реализуется такое содержание образования, которое часто мешает духовному и физическому развитию личности».
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в образовательных учреждениях - одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны специалистов-педагогов.
Современное образование столкнулось со сложнейшей проблемой – не просто обучением подрастающего поколения, но и сохранением у него устойчивого здоровья.    И хотя традиционно считается, что основная задача образования – дать необходимое знания по изучаемым дисциплинам, настало время, когда педагоги должны обратить особое внимание состоянию здоровья своих воспитанников. Поэтому в последние годы были разработаны «здоровьесберегающие технологии».
Их цель – достижение образовательного результата не только в обучении, воспитании, развитии, но и в сохранении здоровья детей и подростков.
Наукой доказано и подтверждено практикой, что длительность активного внимания у детей и подростков намного меньше, чем у взрослых. Естественно, что они, утомившись на занятиях, слабо усваивают материал и, расслабившись, принимают неправильную рабочую позу, приобретая дефекты осанки. Устав, чаще нарушают дисциплину, отвлекаются, мешают сокурсникам.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Поэтому важна правильная организация учебной деятельности, прежде всего, нужно помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!».      Хочется особо заострить внимание на том, что каждый урок преподаватель, будь то историк, математик, литератор и т.д., должен уделять достаточное внимание вопросам сохранения здоровья.
При построении уроков может использовать в своей работе следующие рекомендации и приемы, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:
1.Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, чистота).
2. Виды учебной деятельности должны быть разнообразными: опрос учащихся, письменные задания, чтение, прослушивание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач. Однообразность уроков очень утомляет детей и подростков. Частая же смена одной деятельности другой тоже вредна, т. к. потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа и т.д.) должно быть не менее трех на занятии, состоящем из 45 минут.
5. На занятие следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На занятии должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны иметь место оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 20-25 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, доброжелательная атмосфера на занятии.
Безусловно, и на уроках вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание. Важно, чтобы наши учащиеся задумывались о своем здоровье, приходили к внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь его.
Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся. У большинства из них преобладает непроизвольное внимание, т. е. учащиеся способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно, поэтому наша задача – помочь им преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания детей и их возможности. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой преподавателя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.     При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
В ходе изучения темы «Цветы в доме»   учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных   растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей.
При изучении тем из раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.    Работая на территории, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Всем известно, что посильный    труд оказывает благотворительное влияние на развивающийся организм школьников.
Уроки технологии  дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов.    Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Не составляет исключения в этом смысле и организация урока математики. Необходимость решения организационных вопросов возникает перед учителем сразу же после звонка на урок, когда он еще только входит в класс. Первый из них – взаимное приветствие учителя с учащимися. Приветствуя входящего педагога, все учащиеся класса встают лицом к нему и успокаиваются. Возможно, для учащихся старших классов не трудно с самого начала занятия включиться в работу, однако учащимся младших классов нужен особый настрой. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. В этой связи каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов. Все эти моменты, правильно выполненные, способствуют правильному настрою на усвоение материала.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
Планируя работу на доске, нужно располагать задания так, что выполняются сначала более простые, расположенные в нижней части доски, требующие меньше записей. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.
При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Вообще одной из главных задач педагога является создание на занятии обстановки комфортности, уважения друг к другу, умения слышать и слушать собеседника.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть не менее 3 смен видов деятельности на уроке, но на математике их может быть и намного больше. Некоторым учащимся трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед другими.
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается увеличением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Очень важно развивать воображение учеников. Полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут. С этой же целью провожу небольшие творческие работы: зарисовать предметы, связанные с медициной, в строении которых есть геометрические фигуры.
Кроме перечисленного, предлагаю включать в физкультминутку простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Зарядка для глаз помогает улучшить кратковременную память.
Можно делать следующие движения:
вертикальные движения глаз вверх – вниз;
горизонтальное вправо – влево;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
потягивание за мочки сверху вниз;
потягивание ушной раковины вверх;
потягивание ушной раковины к наружи;
круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против неё.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» учащихся и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируют кровообращение в кончиках пальцев, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как на кончиках пальцев большое количество нервных окончаний. Массаж проводится в следующей последовательности:
1. точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2. парные точки по краям крыльев носа;
3. точка посередине верхнего края подбородка;
4. парные точки в височных ямках;
5. три точки на затылке в углублениях;
6. парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия или принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
О.А.Сорокина
Директор МБОУ СОШ № 5С.А.Пономаренко