Доклад по теме Фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения.
ФРОНТАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Фронтальные занятия
·
Основная задача фронтальных занятий по РРС и ФПСР формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи.
Фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению являются коллективной формой работы, содержание которых должно быть доступно всем детям группы. На этих занятиях не проводится работа по вызыванию звуков, а также по первичной коррекции дефектов голоса и звуков. Основная задача работы над произношением на специальных фронтальных занятиях закрепить произносительные навыки, сформированные главным образом на индивидуальных занятиях, а также работа над такими сторонами произношения, которые сравнительно хорошо усваиваются при подражании на слуховой и слухо-зрительной основе: темп, слитность, словесное ударение, интонация.
На этих занятиях проводится работа над словом и фразой, звуками и их сочетаниями.
Работа над словом предполагает закрепление навыкаслитного, в нормальном темпе, с выраженным ударением, ссоблюдением звуко-слогового состава и норм орфоэпии воспроизведения слова.
Работа над фразой предполагает закрепление навыка ее воспроизведения в нормальном темпе, слитно,эмоционально и, с учетом индивидуальных возможностей.
Работа над звуками предполагает автоматизацию и дифференциацию звуков на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.
На фронтальных занятиях следует закреплять те звуки, которые произносятся детьми то правильно, то дефектно.
На фронтальные занятия следует выносить работу только над теми звуками, которые все дети группы могут воспроизводить точно, приближенно или допустимо. Нельзя включать в работу те звуки, которые кто-то из детей не может произнести правильно, так как в этом случае будет закрепляться дефектная артикуляция. Нецелесообразно также проводить работу и на материале звука, который все дети произносят правильно.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях также является тот материал, который в наибольшей степени доступен всем детям группы.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных фронтальных занятиях являются:
обучение восприятию на слух неречевых звучаний;
обучение восприятию на слух долготы, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма как речевых, так и неречевых звучаний.
Работа по обучению детей восприятию на слух речи требует учета возможностей каждого ребенка группы. Навыками различения и опознавания на слух речевого материала, глухие дошкольники овладевают с разной долей успешности в разные сроки. Поэтому обучение глухих детей восприятию на слух речи проводится в первую очередь на индивидуальных занятиях. На фронтальных занятиях с 3-го года обучения детей учат различать и опознавать на слух знакомые им стихи и песенки.
На каждом фронтальном занятии проводится работа и по развитию слухового восприятия, и по формированию произношения. Как правило, при работе с глухими детьми на него выносится две темы, например:
1. Определение на слух долготы звучаний на материале
звучащих игрушек и речи (слогосочетания типа па и па).
2. Работа над звуками м и н (их дифференциация)
или
Различение на слух звучаний марша, вальса и польки.
Работа над словесным ударением.или
1. Определение на слух направления источника звука.
2. Работа над слитным произнесением фразы.
Занятие может быть полностью посвящено и одной-единой для развития слухового восприятия и обучения произношению теме: работе над ритмом, слитностью или темпом.
При проведении специальных фронтальных занятий необходимо предусмотреть не только фронтальную, но и индивидуальную работу с детьми. После коллективного выполнения того или иного задания целесообразно опрашивать детей малыми группами (по 23 человека) или по одному (например: «Отхлопайте ритм, Сережа и Mania», «Скажи, Оля»). В первую очередь опрашиваются дети, которые испытывают наибольшие трудности в выполнении данного задания.
Следует напомнить, что к проведению специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению предъявляются те же требования, что и к фронтальным занятиям по любому разделу программы.
Индивидуальные занятия
Основной задачей индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучения произношению является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи.
На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, знакомые детские стихи, песенки и сказки, разнообразные тексты. В первые 1,52 года дети обучаются ощущению неречевых и речевых сигналов.
На индивидуальных занятиях формируются первичные навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слова.
На индивидуальных занятиях педагог добивается первичного умения воспроизвести тот или иной звук, закрепляет произносительные навыки, которые могут быть утрачены. Кроме того, на этих занятиях проводится работа по закреплению в речи незапланированных звуков, которые появились у ребенка спонтанно.
В то же время содержание индивидуальных занятий может и совпадать и отличаться с содержанием фронтальных занятий.
На индивидуальных занятиях главным образом ведется работа по различению, опознаванию и распознаванию на слух речи.
На фронтальных занятиях проводится работа в первую очередь по восприятию на слух неречевых звучаний, а также по восприятию и воспроизведению темпо-ритмической стороны речи. Постепенно содержание фронтальных и индивидуальных занятий сближается.
На индивидуальных занятиях особое внимание уделяется распознаванию на слух незнакомого по звучанию материала, а на фронтальных различению и опознаванию уже знакомого на слух, в том числе и текстового материала: стихи, песенки, сказки, прозаические тексты.
На индивидуальных занятиях должен максимально обеспечиваться индивидуальный подход к ребенку. Работа с ним требует учета его психофизических особенностей. На продуктивность занятия значительно влияют особенности внимания и памяти ребенка. Повышенная утомляемость может отрицательно сказаться на темпах усвоения навыков. Поэтому индивидуальные занятия должны проходить в занимательной для ребенка форме, с использованием различных игрушек, наглядных пособий (картинки, таблички, книжки-самоделки), лото, лабиринтов, вертолин. Это позволяет сделать занятие интересным, а работу осмысленной для ребенка.
Индивидуальную работу с ребенком необходимо строить с учетом его реальных достижений. Если тот или иной дошкольник не справляется с полным объемом программы, то она сокращается с учетом его возможностей(по решению педагогического совета дошкольного учреждения).
В первые полтора года на индивидуальных занятиях педагог ведет работу по вызыванию в речи детей всех звуков, кроме мягких и аффрикат. При этом звуковой запас каждого ребенка может оказаться отличным от звукового запаса других детей. На месте тех звуков, которые дети произнести еще не могут, появляются многообразные замены.
На втором этапе работы над звуковым составом речи, педагог:
устраняет наиболее грубые дефекты произношения: сонатность, открытую и закрытую гнусавость, боковые, артикуляции звуков, озвончение;
заменяемые звуки приводят к нормальному произношению;
проводит вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков.
В процессе работы используются различные специфичные для обучения произношению виды речевой деятельности:
подражание (сопряженное и отраженное проговаривание с движениями речевой ритмики и без них);
чтение (с разложением на части и без него);
называние картинок и ответы на вопросы;
самостоятельная речь (рассказывание по картинке, составление ребенком рассказа).
На каждом занятии должна быть обеспечена смена не менее двух видов речевой деятельности. При этом менее самостоятельные виды речевой деятельности (подражание, чтение)должны сменяться более самостоятельными.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
В течение года дети должны научиться:
Самостоятельно надевать и снимать индивидуальные слуховые аппараты, включать и выключать их, проверять, работает ли аппарат (слушая свой голос при произнесении слогосочетаний типа па-па-па);
с индивидуальными слуховыми аппаратами и без звукоусиливающей аппаратуры различать на слух количество звучаний в пределах четырех; источник звука: барабан, бубен, дудка, свисток, металлофон, пианино, голос (слогосочетания типа: па, папа, па-па-па, па-па-па-па); показ соответствующего количества предметов, пальцев, произнесение соответствующего количества слогов, отхлопывание, отстукивание количества звучаний с произнесением слогосочетаний, называнием числа.
с аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух двусложные( типа ТАта, таТА), ) и трёхсложные ритмы (ТАтата, таТАта, татаТА);
источник звука: барабан, бубен, дудка, пианино, голос; способ воспроизведения детьми: дирижирование, отхлопывание, ритмичное отстукивание с произведением слогосочетаний, голосовая реакция (произнесение без сопутствующих движений слогов типа: ТАта, таТА), игра на звучащих игрушках с проговариванием слогосочетаний;
С аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом дети должны различать на слух слитные и прерывистые звучания; источник звука: дудка, свисток, пианино, гармоника, голос (слогосочетания типа: па-па-па-па и па па па па); и произносить слогосочетаний без сопутствующих движений.
Без звукоусиливающей аппаратуры определять на слух направление звука, расположенного справа, слева; источник звука: барабан; способ воспроизведения детьми: показ рукой направления звука, название того, кто стучит по барабану;
С аппаратурой коллективного пользования и с индивидуальным слуховым аппаратом различать на слух при прослушивании пластинок и игры на пианино (другом музыкальном инструменте) марш и вальс, вальс и польку, исполняемые в умеренно быстром темпе; способ воспроизведения детьми: соответствующие танцевальные движения;
Со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать (при выборе из 7 – 10 единиц) и опознавать на слух речевой материал, относящийся:
а) к организации занятия и быта детей: дай карандаш (мяч, компот и т. п.). убери бумагу (рыбу, юлу, собаку, кашу и т. п.), покажи дом (маму, барабан и т. п.), дай мяч и самолет и т. п., убери лопату и карандаш и т. п., покажи маму и бабулю и т. п., здравствуй, до свидания (или привет, пока), мальчик, девочка, мальчик и девочка, большой (маленький), дом (самолет, барабан, мальчик и т. п.);
б) к счету: название чисел от 1 до 5;
Со стационарной звукоусиливающей аппаратурой и без нее различать и опознавать на слух речевой материал, относящийся:
а) к организации занятий: нарисуй дом (самолет, рыбу и т. п), красный, (желтый, синий, зеленый) карандаш (бумага, дом, самолет, лопата и т. п.); словарь: красный, синий, желтый, зеленый, нарисуй;
б) к теме «Столовая»: дай (убери, покажи) ложку (тарелку), попроси чашку (тарелку), ешь суп (кашу, котлету, рыбу), пей компот (чай, молоко); словарь: ложка, тарелка, чашка, каша, котлета, рыба, суп, компот, чай, молоко, попроси;
в) к теме «Семья»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?;
Со звукоусиливающей аппаратурой и без нее опознавать на слух знакомые детские стихи и песенки (не менее 2 – 3).
Воспроизведения слова с сохранением его звуко-слогового состава. Наиболее употребительные в речи детей слова могут произноситься в двух вариантах: точно или приближенно. По мере усвоения новых слов возможен вариант их усеченного воспроизведения;
совершенствовать навыки произнесения фраз, составленных из 2 – 4 знакомых слов;
формировать умение воспроизводить точно не менее 5 гласных и 12 согласных (включая усвоенные ранее).
Слова произносятся слитно, в темпе, близком естественному, с выраженным ударением, с соблюдением звукового состава на уровне произносительных возможностей ребенка;
реализовывать имеющиеся произносительные возможности во фразах типа: Тетя Валя, дай ложку. Покажи, что там? Мы пойдем гулять. Я буду рисовать. Я хочу играть. Можно взять мяч? Саша плачет. Солнышко светит. Меня зовут Мама купила туфли. Ты молодец! Я ела суп. Я слушала хорошо. Всего не менее 200 фраз. Фразы должны произноситься на одном выдохе;
употреблять в речи не менее 17 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, ф, в, м, н, с, л, к, р).
Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): вибратор, экран, стихи, песня, повтори. Ты слушала хорошо (неважно, плохо). Включите аппараты, выключите аппараты. Говори, как я, играй, как я. Отхлопайте столько же, отстучите столько же. Отхлопайте (отстучите) один раз. Играйте на барабане столько же. Играйте на дудке два раза. Как звучало? Покажи рукой. Говори долго. Скажите слитно. Отхлопайте ритм. Покажите ритм рукой. Где звучало?
Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка, пианино, громко, тихо, кратко, долго, слитно, не слитно, быстро, медленно. Я слышу, я не слышу. Аппарат работает (не работает). Дай аппарат (микрофон, наушники). Возьми (на) аппарат. Кто играл (стучал)? Играл Саша, а также речевой материал, который дети учатся различать и опознавать на слух на индивидуальных занятиях.
Примерный речевой материал (для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы): Будем заниматься (играть, считать, слушать, говорить, лепить, рисовать и т. д.). что мы будем делать? Что мы делали? Рисуйте, лепите, прыгайте. Возьми барабан, бубен, дудку и т. п. Играй на барабане. Положи на место.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко НД. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушениями слуха // Дефектология. 1999. № 4; 6.
Королевская Т.К. Поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушенным слухом // Дефектология. 1995. № 1.
3. Корсунская БД. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.
4.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушеннымслухом в семье. М., 1991.
5.Новикова О.О., Новицкая И.П., Шматко НД. Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология. 1994. № 2.
6. Pay Ф.Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973.
7.Pay Ф.Ф., Белътюков В.И., Волкова К А., Леонгард Э.И., Слезина Н.Ф.Методика обучения глухих устной речи: Учеб. пособие для дефектологических фак-тов пед. ин-тов / Под ред. Ф.Ф. Pay. M.: Просвещение, 1976.
8.Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школеглухих: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
9.Шматко НД. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях // Дефектология. 1999. № 5.
.