Конспект урока по музыке на темуРусь моя,люблю твои берёзы


Тема: «РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЕЗЫ!»
(урок-путешествие)
Цель: показать многогранность образа березы, отраженного в различных видах искусства и в самой жизни.
Задачи: воспитывать культуру слушания классической музыки, любовь к русской культуре и истории, патриотические чувства; познакомить с финалом симфонии № 4 П. И. Чайковского; развивать ассоциативное мышление, мотивацию к познавательной музыкальной деятельности, используя игровые формы, межпредметные связи с природоведением, литературой, изобразительным искусством, граждановедением, умение выражать свои эмоции в словесной форме.
Музыкальный материал: «Отчего так в России березы шумят?» (песня в исполнении группы «Любэ»); «Плясовые наигрыши» (в исполнении русских народных инструментов); «Я помню -ранило березу» (А. Новиков, С. Васильев); «Во поле береза стояла» (русская народная песня); фрагмент финала симфонии № 4 П. И. Чайковского.
56
Ход урока
Вход учащихся в класс под песню «Отчего так в России березы шумят?» в исполнении группы «Любэ».
Отчего так в России березы шумят? Отчего белоствольные все понимают? У дорог, прислонившись, по ветру стоят И листву так печально кидают.
Я пойду по дороге. Простору я рад. Может, это лишь все, что я в жизни узнаю? Отчего так печальные листья летят, Под рубахою душу лаская?
Учитель.О чем говорила музыка, прозвучавшая сейчас? (О России, о березах, о том, что они выражают.)
- Сегодня у нас очень интересная тема и необычный урок. Послушайте внимательно задание. Кто сумеет быстрее определить тему урока в зашифрованной надписи, получит право отвечать первым.
На доске - таблица: Англия наша берегу его сосны
Русь Германия
твоя моя
люблю храню
мои твои
березы ели
- Составьте фразу, где:
• первое слово - существительное, имя собственное;
• второе - местоимение;
• третье - глагол;
• четвертое - местоимение;
• пятое - существительное во множественном числе.
На выполнение - минута. («Русь моя, люблю твои березы».) - Молодцы, справились с заданием. Скажите, знакомы ли вам эти символы? (Это герб и государственный флаг России.) Демонстрация изображения флага и герба России.
-А какой символ ни потрогать, ни увидеть нельзя? (Гимн России.)
Исполняется фрагмент гимна нашей страны.
-В 120 странах мира есть кроме флага и герба еще один официальный символ страны, взятый у природы. Как вы думаете, что это за символ? (Ответы детей.)
-Давайте попробуем определить, какие деревья олицетворяют страны мира.
Учитель раздает заранее напечатанные карточки.
- Задание на 2 минуты.
Канада липа
Япония дуб
Бразилия кофейное дерево
Камбоджа береза
США сахарная пальма
Латвия сакура
Россия клен
- Сейчас мы с вами послушаем музыку в исполнении одного музыкального инструмента. Назовите его. (Береста.)
Звучат «Плясовые наигрыши», исполненные на бересте.
- Никто не узнал звучащий инструмент, да и неудивительно: ведь это береста - тонкая кора березы. На кусочке бересты можно играть, как на музыкальном инструменте, можно изготавливать из нее коробочки, шкатулки, туески, украшения.
Береза, дающая нам бересту, - удивительное дерево. Она тоже на многое способна. Например, в теплый весенний день
береза поможет человеку утолить жажду. Кто знает, каким образом? (Даст березовый сок.) Только нужно не навредить березке, когда берешь ее сок. Об этом русский поэт Федор Сологуб написал такое стихотворение:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы -
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачною струей.
Пастух кору надрезал у березы, Склоняясь, тянет сладковатый сок. За каплей капля капает в песок Березы кровь прозрачная, как слезы.
И вот она, от муки холодея, Увянет к будущей весне. Иссохнет ствол, и ветви онемеют, И помертвеют корни в глубине.
Поэт Алексей Константинович Толстой увидел похожую картину:
Острою секирой ранена береза. По коре сребристой покатились слезы. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй, . Рана не смертельна, вылечишься к лету, Будешь красоваться, листьями убрана, -Лишь больное сердце не залечит раны.
-У моих знакомых на даче произошел вот такой случай. Принесли они из леса упавшую березку и решили распилить ее на дрова. Начали пилить, и вдруг пила завизжала и ни туда, ни сюда. Вытащили пилу и увидели, что в стволе березки пуля застряла, а когда ее вынули, то разглядели на ней выбитые нерусские буквы.
Когда-то как раз в этих местах на подступах к Москве шли жестокие бои с фашистами. Представляете, березка спасла жизнь русскому солдату, приняла на себя его пулю.
Советский поэт Сергей Васильев в своих стихах воспел русскую березу не только как невольного участника войны, но и как символ нашей победы. А композитор Анатолий Новиков придал его стихам задушевную мелодию, сделав новую песню одной из самых любимых песен послевоенного времени.
Учитель поет песню под гитару.
Я помню - ранило березу И рано-раненько весной
Осколком бомбы на заре. Береза белая опять
Студеный сок бежал, как слезы, Оделась новою листвою
По изувеченной коре. И стала землю украшать.
За лесом пушки грохотали, И с той поры на все угрозы
Клубился дым пороховой, Мы неизменно говорим:
Но мы столицу отстояли, Родную русскую березу
Спасли березы под Москвой. В обиду больше не дадим!
- У нашего народа береза - прекрасный лекарь. Березовым веником в русской баньке можно выгнать любую хворь. Березовыми угольками в старину очищали воду, используя их как фильтр, а листьями и почками лечили многие заболевания: болезни печени, органов дыхания; настойка на листьях березы дезинфицирует лучше йода.
Учитель играет на свирели мелодию песни «Во поле береза стояча».
- Кому знакома эта мелодия? (Это русская народная песня «Во поле береза стояла».)
- Какое настроение создала она нам? (Светлое, радостное, доброе.)
- Кто поет эту песню? Спойте от его лица первый куплет.
Вокальная работа над песней «Во поле береза стояла».
-Давайте представим себе, что второй куплет споет нам... медведь!
Я пойду, пойду, погуляю, Белую березу заломаю!
- Как медведь мог бы это спеть - нежно, ласково? Нет? А как? (Грозно, сердито.)
- А как громко? (Очень громко.)
- В музыке громкий звук называется форте (запись на доске: «/»), иногда - фортиссимо (на доске: «ff»). Поем песню.
Исполнение второго куплета.
- А кто у нас будет исполнять третий куплет, какой персонаж? (Ответы детей.) Хорошо, пусть зайчик. Как он споет? (Мягко, плавно.)
- И громкость звука будет другая - музыканты говорят пиано (на доске: «р»), а иногда - пианиссимо (на доске: «рр»). Так и поем.
Вокальная работа над песней «Во поле береза стояла» (третий куплет).
- Исполняем три куплета с разной интонацией, в разных темпах, с различной динамикой.
Вокальная работа над песней «Во поле береза стояла».
- Мы спели мелодию известной русской песни, а затем исполнили ее варианты. Кто помнит, как называется такая музыкальная форма, в которой есть основная тема и ее видоизменение, то есть варианты? (Вариации.)
- Сейчас мы услышим фрагмент сложного музыкального произведения для взрослых. Я проверю, насколько вы умеете слушать музыку непростого содержания. Прошу вас подготовиться к ответу: есть ли в музыке что-то знакомое и кто ее исполняет?
Прослушивание фрагмента финала симфонии № 4 П. И. Чайковского.
Вопросы учителя:
- Что вам было знакомо в этой музыке?
- Услышали ли вы знакомую форму?
-Что изменялось в звучании музыки от вариации к вариации?
- Какие инструменты участвовали в исполнении?
- Какие динамические оттенки вы смогли услышать?
- Какие инструменты исполняют тему в звучании <<$>>?
-Музыкальные произведения подобного рода носят название симфония. В симфониях языком музыки рассказывается о больших и важных проблемах в жизни человека, о борьбе добра и зла. Можем мы сказать, что прозвучавшая музыка тоже носила в себе отголоски такой борьбы? В чем это выразилось? (Наверное, отразилась война - было много громких звуков трубы, жесткое, грозное звучание.)
- На территории какой страны была эта война? Близки ли вам музыкальные интонации? (Война была в России, музыка близка нам.)
- Вместе с народом, армией сражается и еще кто-то. Учитель наигрывает мелодию.
- Изменился ли ее характер? (Он стал воинственным.) Её звучание меняется в зависимости от ситуации: она может быть доброй к своему народу и угрожающей для врага.
- А почему в одном месте она звучала жалобно? (Наверное, э/салеет тех, кто погиб в сраэ/сениях.) v
- Посмотрите, любимая народная песня вместе со всем народом проходит те же испытания, что и люди, становится крепкой, сильной. Скажите, может быть она стала злобной, агрессивной к концу войны? (Нет.)
Повторное слушание песни.
- Как же в конце звучала песня? (Радостно, мирно, светло.)
-Вот вам и песня о природе! В ней заключен совсем другой смысл, куда более глубокий: человек и природа его родного края неразделимы. Кстати, попробуйте угадать имя автора сегодняшней музыки. Это тот, кто когда-то написал для нас... (исполняется мелодия марша из балета «Щелкунчик»).
- Узнали? (Его зовут Петр Ильич Чайковский.)
-Да, это П. И. Чайковский. Он услышал, что под Клином, где было у него имение, началась активная вырубка деревьев под строительство новой фабрики. Композитор начал бить тревогу, обращался к разным ответственным лицам, даже сделал попытку выкупить леса, идущие под топор, но денег у него не хватило. Чайковский хорошо понимал» что наша жизнь немыслима без природы и ее лучшего представителя - русской березки.
В разных видах искусства - музыке, живописи, литературе -берёзе отводится значительное и почётное место, заслуженная любовь. Послушайте нашу новую песню, в которой понятие Родины неразлучно связано с образами матери и березы.
Звучит песня Г. Струве и Н. Соловьевой «Моя Россия».
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи -На меня, Россия, ты похожа очень!
Припев: Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная -Нет земли красивей!
Для меня Россия - белые березы, Для меня Россия - утренние росы, Для меня, Россия, ты всего дороже. До чего на маму ты мою похожа!
Припев.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь, Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Припев.
Вокальная работа над песней группы «Любэ» «Отчего так в России березы шумят?».